Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета

Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета. В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви.

Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами. Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.

К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет. Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира. Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания. Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.

Афанасий Фет - поэт «вечных ценностей» и «абсолютной красоты», основатель новых поэтических жанров – песни и лирической миниатюры - был представителем плеяды поэтов, которые в своём творчестве отрешались от действительности и воспевали только вечные темы.

Главным предметом изображения Фета стал мир, в котором «красота природы разлита по всему мирозданию» и своим покоящимся совершенством противопоставлена «низкому», полному бессмысленной суеты, бытию. В его художественном мире всё гармонично, мерно, уравновешенно. Лирический герой в поэзии Фета – это образ того героя, переживания, мысли и чувства которого отражены в произведении. Его характер зависит от мироощущения поэта. Мне кажется, что это поэтическое спокойствие компенсировало полную противоречий реальную жизнь автора. Ещё Тургенев противопоставлял Фету, «великому поэту», помещика и публициста Шишкина, «закоренелого и остервенелого крепостника, консерватора и поручика старого закала». Возможно, именно поэтому с такой чуткостью воспринимаем мы «лирическую дерзость» автора стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Так в чём же выражалась эта дерзость? Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину, уловив её сиюминутное состояние. Это всё то же, переходящее из одного стихотворения в другое, стремление Фета передать красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.

Как же создаётся прекрасный образ? Первые две строки каждой строфы – назывные предложения и предложения с однородными членами. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки – эмоциональный отклик на увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы. Оттого такую важную роль в стихотворении имеют музыкальные средства воздействия на читателя: ритм, звукоподражание, построфный рисунок. Ветер – смысловая динамика в первой части стихотворения, потому оправдана аллитерация (обилие шипящих и свистящих звуков, передающих движение ветра – Всё гудёт и колышется // Листья кружатся у ног).А дактиль – этот особенный песенный ритм стиха, необычно сочетающий длинные и короткие строки и ударение в конце каждой второй строки. (В лесу одному// Я не пойму; Листья кружатся у ног // Тонко взывающий рог, Мёртвые что мне листы// Нежно приветствуешь ты!) Настроение, которое вызывает увиденная картина, точно определить невозможно. Ощущения смутные, отсюда глагол «не пойму», который часто встречается и в других стихотворениях поэта. Само состояние противоречиво: «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Герой будто растворяется в мире природы, погружается в её таинственные глубины, старается понять прекрасную душу природы». Возникающее в шуме ветра смятение развеивается во второй части стихотворения под звуки людского присутствия «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного». Меняется и настроение лирического героя – два восклицательных предложения («Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мёртвые что мне листы!»)свидетельствуют об этом. А инверсия («неожиданно слышится», «странника бедного») помогает обратить внимание на слова, которые, по мнению автора, несут наибольшую смысловую нагрузку.

Метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила» рассказывает о том, что лирический герой очеловечивает природу, видит её прекрасную душу, и мы понимаем, как ель материнской рукой затронула струны души автора, и чувство очищения, радости бытия, душевного трепета и волнения передаётся с книжной страницы. Таким образом, в стихотворении Фета мир природы и человеческих эмоций сливаются, создавая неповторимое явление русской поэзии. Автор, изображая своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает работу человеческой души на фоне прекрасного мгновения природы, что заставляет ещё раз задуматься о том, что человек – песчинка в океане, который называется «Вселенная».

Урок литературы в 6 классе по теме:

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

Учитель: Попова Лилия Владимировна

МБОУ «Бухарайская ООШ»

Цель урока : дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове; знать основные понятия лирики: настроение, мотив, художественные средства, ключевые слова.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

Совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

Способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивающие:

Развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

Развивать образное и аналитическое мышление;

Развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства;

Воспитывать эстетический вкус;

Формировать познавательную активность учащихся.

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Читаем отрывок из воспоминаний А.А. Фета:

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали предо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

Какую картину вы представляете, слушая эти строки?

Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного? (красота)

Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу (поэт)

2. Работа над пониманием художественного образа

Вы сейчас говорили о своем понимании художественного образа. Что значит понимать поэта, художника, композитора?

Высказывания учащихся.

Как одно из мнений высказывание литературоведа Ю.М. Лотмана:

«Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи.

Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит».

3. Создание эмоционального настроя к творчеству

Музыка.

Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

О чем она? Что вы себе представили, слушая музыку?

Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии.

4. Определение тематики творческих работ на уроке

Поисковое задание (предварительное) – из энциклопедических сведений составить сообщение «Основные темы поэзии А.А. Фета».

5. Работа над стихотворением

Чтение (наизусть):

Ель рукавом мне тропинку завесила:

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудит и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали страницы бедного

Нежно приветствуешь ты.

Напишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.

Запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу (ассоциативный ряд) по настроению.

Желающие зачитывают свои ответы вслух.

Общение в группах. Используя имеющиеся слова, запишите фразу, которую вы хотели бы ему сказать.

Работа над анализом:

Как меняется тон, настроение?

Найдите слова, которые помогают определить состояние лирического героя в начале и в конце стихотворения.

Найдите изобразительно-выразительные средства, помогающие создать образ странника.

Найти слова или строчки, в которых передается звук (звучание).

6. Социализация

Эти задания направляют урок в нужное русло, при выполнении каждого задания учащиеся абсолютно свободны, включаясь в поисковую деятельность. Система заданий позволяет уйти от простой передачи информации, раскрепоститься, работать творчески.

Основные темы поэзии А.А. Фета

Основные темы его поэзии – природа и любовь, слитные воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Ее поэт воспринимает всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в описании. Глаз художника замечает в природе человека тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений милого лица». Стихи Фета насыщен благоухающим ароматом цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое изображение предмета, но и его отражение. Эти «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки пейзажи качаются, трепещут, создавая неуловимый образ красоты.

Этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь, в его представлении, – это игра страстей и инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира, поэзии. Именно искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» – безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

Афанасий Афанасьевич Фет- один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были - любовь, красота, природа.
Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» можно отнести к лирической миниатюре, содержанием которой явилось описание природы. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но надо быть поэтом, чтобы в этом обычном явлении увидеть красоту. У Фета природа является средством выражения лирического чувства восторга, радости:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Для поэзии Фета такое недоумение весьма характерно. Как разобраться в том, что творится кругом, как разобраться в собственной душе и смутно идущих волнениях? И получается, что куда ни обратись, - ответа нет: «Я ничего не пойму».
В этом стихотворении мы видим слитное изображение пейзажа и чувств.
Стремление выразить «невыразимое» через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение - одно из главных свойств поэзии Фета.
Поэт воспринимает природу через прекрасные метафоры и эпитеты рукав ели, медный глашатай, тонко взывающий рог, сладостен зов, кругом все гудет...
Для каждого стихотворения он находит индивидуальный ритмический рисунок. В этом стихотворении поэт употребил необычные сочетания длинных и коротких строк, в которых лирический герой передает мгновенное впечатление от природы.
Такое сочетание создает особую музыку этого стихотворения. Недаром Фета считают одним из музыкальнейших поэтов:
Ветер. Кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог!