Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.

Анализ стихотворения «Генералам 12 года» Цветаевой

В русской литературе Отечественная война 1812 года положила начало особой поэтической традиции. Практически все известные поэты посвящали этому событию свои произведения. Естественной и закономерной была патриотическая тема, восхищение перед великим подвигом русского народа. Вместе с этим 1812 г. многие считали причиной появления особого поколения в дворянском обществе. Борьба за независимость своей страны и заграничный поход русской армии вызвали в людях стремление к свободе и справедливости. Ряд общественных и культурных деятелей напрямую связывали Отечественную войну с восстанием декабристов. Спустя столетие М. Цветаева написала стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913 г.), в котором подняла практически не разрабатываемую до нее тему.

Поэтесса презирала современную ей эпоху, в которую происходило измельчание человека, его полное погружение в серую будничную жизнь. Цветаева очень сожалела, что ей не пришлось жить в романтическом XIX в. В офицерах 1812 г. она видит свой мужской идеал. Все произведение представляет собой поэтизацию образа русского офицерства, которое с того времени также опустилось с высоты и приблизилось к обычному человеку.

Для Цветаевой важно, что молодые офицеры начала XIX в. были «царями» не только «на бранном поле», но и «на балу». В то время действительно в обучение офицерства вместе с военными знаниями в обязательном порядке входили «изящные» дисциплины. Молодой офицер должен был уметь держать себя в светском обществе, быть галантным кавалером. Умение танцевать и петь вообще считались естественными качествами настоящего русского офицера. Поэтому поэтесса называет своих героев «очаровательными франтами», способными к покорению как неприятеля, так и женских сердец.
Цветаева считает, что вчерашние «малютки-мальчики» одерживали победы благодаря «длани Господней» и молитвам матерей. «Молодые генералы» носили в своих сердцах стремление к славе, что также помогало им переносить все тяготы и невзгоды.

Поэтесса вообще любила уноситься в мечтах в прошлое. Старинная картина могла надолго завладеть ее воображением. В стихотворении она обращается к портрету на «гравюре полустертой», изображающему одного из героев Отечественной войны — А. А. Тучкова. Она признается, что потеряла сон при виде «нежного лика» и «хрупкой фигуры». Жизнь такого человека Цветаева считает «невероятной скачкой», богатой событиями и ощущениями. Для молодого офицера имели значение только война и любовь. Он резко отличается от мужчины начала XX в., который хочет только убогого будничного существования.

Цветаева убеждена, что только в прошлом были настоящие мужчины, способные втроем побеждать «три сотни», не забывая при этом о любви. Такие люди не знали трусости или малодушия. Даже собственную смерть они встречали «весело». Такое отношение позволяло русским офицерам совершать героические поступки, которые прославили их навеки.

Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) - одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, – Очаровательные франты Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М. Ю. Лермонтова, традиционно символи­зирует жизнестойкость, способность противостоять любым на­тискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М. И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотиче­ского чувства. Обращения “генералы”, “цари” также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опо­ра на литературную традицию. В произведении важен не кон­кретный адресат, а образ поколения, обращение “Ваше благоро­дие” к которому

было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушед­шем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степе­ни, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любует­ся героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня И сердце матери, - вчера.

Малютки-мальчики сегодня – Офицера!

В восторженных восклицаниях “Ах!”, “О…” и строгом обращении “Вы” усматриваются жанровые особенности сен­тиментального романса. Если в душе мечтательной лириче­ской героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие – И весело переходили В небытие.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па­мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина,

В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Ры­леева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведе­ниях важны исторический и патриотический аспекты воспри­ятия событий. Для М. И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кава­леры. В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки (“Партизан Давыдов”), В. Жу­ковского (“Певец в стане русских воинов”), М. Языкова (“Д. В. Давыдову”), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.

Глоссарий:

– генералам двенадцатого года анализ

– Анализ стихотворения Генералам двенадцатого года

– генералам 12 года анализ

– цветаева генералам 12 года анализ

– анализ стихотворения цветаевой генералам двенадцатого года


Другие работы по этой теме:

  1. “Генералам двенадцатого года” Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из...
  2. Каким чувством пронизано стихотворение? Какую роль играют в нем восклицательные пред­ложения? Почему в стихотворении местоимения “все” и “что” выделены логическими ударениями? Восторг перед героями двенадцатого...
  3. Стихотворение М. И. Цветаевой “Никто ничего не отнял…” написано в феврале 1916 года. Основной темой цветаевского ли­рического произведения является тема разлуки. Уже в первых строках...
  4. Стихотворение М. И. Цветаевой “Бабушке” написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку - эпо­хе прекрасных дам и галантных кавалеров. Произведение...

Стихотворение «Генералам двенадцатого года» Марина Цветаева посвятила героям войны 1812 года, которые встали на защиту Родины и положили жизни на алтарь победы. Произведение поэтесса пишет в 1913 году, практически спустя век после победы над Наполеоном, находясь в Феодосии.

Обращение к героям

Анализ этого стихотворения показывает, что Цветаева обращается именно к молодым героям войны 1812 года, не все они были генералами по званию, но все стали настоящими генералами по подвигу для Родины. Они, вчерашние юнцы, ещё недавно были королями на балу, где лихо звенели их шпоры, но сегодня они встали на защиту отчизны, и защищают её с не меньшим рвением.

Строки посвящены тем, кто был честен и искренен во всем, тем, кому не было равных по желанию жить, кто был царём и на балу и на поле брани!

Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Прообраз стихотворения

Поэтесса, выступая в роли героини, рассказывает, что однажды увидела на гравюре лик Тучкова Четвёртого (Александр Алексеевич Тучков, погибший в битве при Бородино) и была поражена его образом. Сочетание хрупкой фигуры, золотых орденов и героизма вызвали у героини такой трепет, что она всю ночь не знала сна. В Тучкове, который в 34 года был генерал-майором и вместе с рядовыми солдатами и гусарами стоял в ряду защитников Родины, Цветаева нашла собирательный образ русского героя.

Три сотни побеждало - трое!

Таким и должен быть герой России, он должен побеждать и любить одновременно, переходя в небытие весело, под звон сабель на поле брани.

Стихотворение учит героизму и показывает созданный Цветаевой образ настоящего героя. Стихи мелодичны, недаром на них написано несколько прекрасных песен, одна из них звучит в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Поэтесса написала стихотворение в 21-летнем возрасте, оно наполнено искренностью и теплотой, которые только помогают запомнить строки.

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, - вчера
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать? ..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

О МОЛОДЫЕ ГЕНЕРАЛЫ СВОИХ СУДЕБ…

Перелистывая страницы истории, никто, на мой взгляд, не может остаться равнодушным. Почему так важно человеку знать свою историю? Почему мы возвращаемся к ней? Народная мудрость гласит: «без прошлого нет будущего», «у того, кто не знает своего прошлого, нет будущего». И действительно, неизвестно, как бы сложилась наша судьба, судьба нашей страны, если бы не наши предки, которые пережили очень трудные времена. То, как они выстояли, заставляет нас гордиться ими и нашим историческим прошлым.

Каждый раз, когда начинаешь думать и писать о важном историческом событии, хочется добавить что-то своё, несмотря на то, что об этом уже много сказано и написано.

Отечественная война 1812 года… Что об этом событии можем сказать мы, потомки, из своего 2012-го? Что оно значит для нас? Намного ближе в книге истории страницы о Великой Отечественной: каждый год 9 мая мы празднуем День Победы, во времена Великой Отечественной воевали мои прадеды. А 1812 год кажется таким далёким… Но, слава Богу, до наших дней дошли воспоминания, дневниковые записи, письма участников событий 1812 года. По-особому оживает прошлое в художественных произведениях. События воплощаются в образах, каждый из которых несёт печать души автора, знаки его прикосновения к истории.

Такое прикосновение подарила нам крылатая лирическая героиня Марины Цветаевой. Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, рассказывает, что стихотворение «Генералам двенадцатого года» было написано под впечатлением от покупки баночки (коробочки) с изображением генерала Тучкова Александра Алексеевича. Романтический портрет красавца-генерала поразил Марину, и она не расставалась с баночкой ни в эмиграции, ни на родине – хранила в ней карандаши, ручки. Она хранила память о человеке, погибшем в Бородинском сражении.

Хотя в стихотворении особая роль отводится генералу Тучкову, в тексте его образ возникает не сразу. Композиция ведёт читателя от общего к частному, а затем вновь возвращает к общему. На примере А.А. Тучкова поэт показывает судьбу очень многих воинов, погибших в 1812 году, имён которых мы не знаем, отсюда и название стихотворения.

Меня поразило то, каким эмоциональным шквалом лирическая героиня стихотворения, это юное создание, отреагировала на полустёртую гравюру с портретом Тучкова-четвёртого. Она не могла уснуть, она вместе с героем Отечественной войны прожила его короткий век, так же, как он сам, – в невероятной скачке . Такая жизнь – порыв, полёт, – несомненно, близка самой лирической героине Марины Цветаевой. Напряжённость этого ритма жизни помогают почувствовать тире, поэтические переносы, контрасты. В моменты наивысшего эмоционального накала используются восклицательные знаки. Так завершается первая композиционная часть:

Вам все вершины были малы

И мягок – самый чёрствый хлеб,

О молодые генералы

Своих судеб!

Или: Три сотни побеждало – трое! / Лишь мёртвый не вставал с земли. (Здесь гиперболизация сродни стилю героического эпоса.)

Завораживает развёртывание поэтической речи, позволяющее нам вдруг почувствовать и себя – крылатыми, способными увидеть глазами лирической героини. Вот удивительные соединения, которые учат читателя видеть по-настоящему, поэтическим озарением: Вы брали сердце и скалу; Вы были дети и герои…

Цветаева пишет экспрессивно, с подчёркиванием, нажимами. Но с решительными акцентами сочетаются удивительная нежность, трепетная очарованность и женская мудрость. Да, безусловно, все эти оттенки объяснимы тем, что мы слышим именно женский голос в осмыслении темы войны, причём голос «самого искреннего русского поэта» (И.А. Бродский о Марине Цветаевой). Поэтические переносы не только выделяют, но и создают эффект эха, как будто слышны отголоски уходящего, к которым мы прислушиваемся вместе с лирической героиней:

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Очень важны в женском осмыслении темы войны высокие образы – образ Бога и матери:

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера –

Малютки-мальчики, сегодня –

Офицера.

Образы Бога и матери объединяются как охраняющие силой высшей любви. Сердце матери болит за своё дитя. Неслучайно почти каждый солдат в бой брал иконку, которая оберегала его. И часто эту иконку давала именно мама.

Очень многие стихи Цветаева посвящала своему супругу – Сергею Эфрону. И «Генералам двенадцатого года» не стало исключением. Что объединяет Сергея и героев, живших – любивших, сражавшихся, погибших – почти сто лет назад? Как писала сама Цветаева, в своём муже она увидела, с одной стороны, благородство, рыцарство, а с другой стороны, некую беззащитность. Этим и схож Сергей Эфрон с теми генералами, о которых пишет Марина Ивановна Цветаева: они тоже беззащитны и величественны одновременно.

Финальная строфа стихотворения – гимн рыцарству:

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие –

И весело переходили

В небытие.

Любовь к жизни – это победа над небытием. Любовь оставляет в мире след, запечатлённый на гравюре, в великой книге истории, в чьём-то сердце…

Стихотворение, написанное в конце декабря 1913 года, заставляет ещё раз поразиться гению Цветаевой: как 21-летняя девушка могла так глубоко, точно почувствовать и передать происходившее в далёком 1812 году? Лирическая героиня Марины Цветаевой, молодая девушка, понимает, что на войну уходят «малютки -мальчики», которые должны стать офицерами и защищать свою землю. Она восхищается их мужеством, храбростью – и красотой такой жизни. И действительно, эти люди – Герои. Они никогда не жаловались, проживали каждый день с любовью и даже смерть принимали с улыбкой на губах. Они – Жили. Не приспосабливаясь к обстоятельствам, а воплощая на земле уровень должного, идеального, настоящего...

На мой взгляд, стихотворение «Генералам двенадцатого года» у многих молодых читателей найдёт в душе сильный отклик. После его прочтения 1812 год уже не кажется таким далёким. Мы чувствуем, что это не рассказ о далёких событиях, а настоящая история любви к жизни и красоте. Воины воспринимаются как настоящие рыцари, исполненные благородства. Тем трагичнее их уход из жизни – таких юных и прекрасных. Пока мы будем восхищаться этими людьми и их подвигами, они будут живы – в памяти грядущих поколений.

История всегда привлекала и привлекает людей, ведь как гласит крылатая фраза: без прошлого нет настоящего. Вот и мы изучаем историю страны, а писатели часто берут за основу сюжета исторические события, воспоминания, тем самым позволяют нам прикоснуться к былому. Оживляя в своем творчестве прошлое, писатели дают возможность нам перенестись в те времена и увидеть мужество нашего народа, его патриотизм, верность и преданность Родине. Вот и Марина Цветаева не обошла стороной ратные подвиги и свое замечательное произведение Генералам двенадцатого года поэтесса посвящает бойцам, которые в 1812 году защищали от вторжения Наполеона.

Генералам двенадцатого года посвящается

Стихотворение Генералам двенадцатого года поэтесса написала в 1913 году. Как пишет писательница, ей встретилась гравюра генерала Тучкова и она не смогла забыть это изображение. Эту коробочку она хранила и носила с собой. Находились там карандаши и ручки. Но не практическая сторона была важна, а то изображение, что было на ней. Благодаря гравюре Тучкова, который погиб на поле боя под Бородино, поэтесса смогла создать образ наших героев. Увидев Тучкова, его молодую фигуру в орденах поэтесса забыла о сне. Она понимает, насколько краток его век, как мало он и другие, подобные ему солдаты, смогли пожить в этом мире. А ведь он мог и сейчас ласкать кудри дев, но жизнь его была краткой. Был убит генерал и теперь его кудри засыпаны снегом.

В своем стихотворении она описывает бойцов, что полегли на поле боя, защищая родной край от французов, а сама работа построена в виде обращения к людям, что погибли на полях сражений, сражаясь за Родину. Так в начале произведения Цветаева описывает общую картину: людей в шинелях, что напоминали паруса, с глазами, как те бриллианты, что по воле случая должны были стать на защиту Родины. При этом не каждый герой имел высокое звание, но верша свои подвиги, все они заслуживают называться генералами. Еще недавно юнцы танцевали на балах, и их шпоры звенели о паркет, а теперь с не меньшим рвением они ведут борьбу с врагом не щадя своей жизни. Тут же поэтесса называет солдат царями балов и царями бранного поля.

Читая работу автора, мы видим в образе героев людей, которые могли втроем встать против сотни. А солдаты, хоть и были юны, но все они любили сабли острие, и мужественно сражались переходя в небытие. Стихотворение прекрасное, мелодичное и поучительное. Оно учит нас героизму, патриотизму и призвано увековечить подвиги наших офицеров.