силы и значительности ее поэзии в связи с жизнью: «Не всякий поэт… может сравниться с Ахматовой по силе ее стихов, облагораживающих натуру человека. <…> Ахматова способна из житейского опыта создавать музыку поэзии, важную для многих. <…> Высший поэт – это тот, кто находит поэтическую форму для действительности. <…> Будем же ценить Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности».

Патриотическая нота – отличительная черта поэзии Ахматовой. Для нее нет эстетики вне этики. Верность родной земле, человеческое достоинство, честь, любовь к Отчизне диктовали поэту Ахматовой строки таких произведений, как поэма «Реквием», стихотворения«Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля» и др. Ахматова утверждает, что любовь к своей Отчизне не позволяет человеку оставить «…свой край глухой и грешный», оставить «Россию навсегда». Ее лозунг – «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам». В стихах Ахматовой – стойкость и воля, сила характера, и сами стихи как бы стали судьбой Ахматовой. В них – внутренняя биография поэта, направление ее творческих поисков, предвидение признания потомками. О художественном реализме, как «главном и постоянном отличье», присущем творчеству Ахматовой, образно и справедливо сказал Б. Л. Пастернак в предисловии к сборнику Ахматовой, вышедшем в 1942 г. в Ташкенте в издательстве «Советский писатель»: «Вера в родное небо и верность родной земле прорываются у нее с естественностью природной походки». О «суровой и почти религиозной простоте и торжественности» стихов Ахматовой справедливо писал О. Мандельштам еще в 1916 г. в статье «О современной поэзии. К выходу „Альманаха Муз“, отметив, чтопоэ-

зия Ахматовой «близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Тема любви в творчестве В. Маяковского

Чтоб всей вселенной шла любовь

Б ольшой и серьезный разговор о любви В. Маяковский ведет на протяжении всего творчества. Лирический герой Маяковского доверительно и искренне раскрывает свои чувства, переживания, рассуждает о сущности любви, о том, какими, в его представлении, должны быть отношения между возлюбленными, в семье. Любовь, по Маяковскому, рождает неутолимую жажду творчества, зовет к действию, к борьбе, к противостоянию всему, что мешает счастью человека; любовь делает человека сильным и счастливым, украшает мир. В письме-дневнике Маяковского записано: «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем… Любовь не установишь никакими „должен“, никаким „нельзя“ – только свободным соревнова-

нием со всем миром».

В «Письме к товарищ у Кострову из Парижа о сущности любви» поэт говорит об общественной сущности любви:

Любить - это значит:

в глубь двора вбежать и до ночи

грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи.

Теме любви посвящены следующие произведения: «Домой», «Про это», «Лиличка!», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Пустяк у Оки» и др. В осложненной драматическими коллизиями поэме«Люблю» авторское «я» выступает как прообраз нового человека, верного своему идеалу – «Не смоют любовь / ни ссоры, /

ни версты. / Продумана, / выверена, / проверена. / Подъ-емля торжественно стих строкопестрый, / клянусь – / люблю / неизменно и верно». Поэма «Люблю» была написана в 1922 г., когда поэт переживал пик своего чувства к Лиле Юрьевне Брик, которой он посвятил «Облако в штанах», хотя поэма была вдохновлена Марией Александровной Денисовой, девушкой необыкновенного обаяния и сильного характера. В поэме «Флейта-п озвоночник» (1916) Маяковский поднимает тему трагической любви поэта, искреннего, чистого человеческого чувства, ставшего в мире собственников «вещью». Конфликт, обрисованный в «Облаке в штанах», в поэме «Флейта-позвоночник» достигает особенной остроты:

Знаю, каждый за женщину платит. Ничего, если пока

тебя вместо шика парижских платьев одену в дым табака.

Поэт ставит любимую на пьедестал, готов отдать ей жизнь, прославить стихами, «нечеловеческим страданием»:

Любовь мою, как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

В поэме «Флейта-позвоночник» слышен скрытый диалог, диалог-полемика лирического героя и его антипода(«он», «захлопали двери. Вошел он»), того, кто покупает любовь, растлевает души:

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду! Хорошо!

Твоя останется. Тряпок нашей ей,

робкие крылья в шелках зажирели б. Смотри, не уплыла б. Камнем на шее

навесь жене жемчуга ожерелий!»

В восприятии Маяковского духовная любовь, любовь-нежность противопоставлена чисто физической:

Знаю, любовь его износила уже.

Скуку угадываю по стольким признакам. Вымолоди себя в моей душе.

Празднику тела сердце вызнакомь.

Светлое чувство любви лирического героя проходит через все страдания и пытки, напоминает об истинных ценностях, которые едины для человека независимо от национальности, и от сословной принадлежности – для немца, и для француза, и для ца-

ря, и для солдата; светлое чувство должно победить, выстоять в бездуховном мире.

Одно из самых замечательных произведений поэта о любви – поэма«Про это» (1923). В ней глубоко раскрывается характер и личность Маяковского. Внутренняя тема поэмы отражает отношения между поэтом и любимой женщиной, Лилей Брик, которые вступили в фазу кризиса. Если в поэме «Флейта-позвоночник» имя Лили названо («На цепь нацарапаю имя Лилино / и цепь исцелую во мраке каторги»), то в поэме «Про это» поэт его не называет:

– Смотри,

даже здесь, дорогая, стихами громя обыденщины жуть, имя любимое оберегая, тебя в проклятьях моих обхожу.

Композиционно поэма состоит из вступительной главы и 4-х подзаголовков(«Прошение на имя», «Вера», «Надежда», «Любовь»), связанных общностью мировосприятия лирического героя. Вступительная глава поэмы с вопросом-названием «Про что – про это?» подчеркивает то огромное значение, которое придает поэт чувству любви в жизни каждого человека:

Эта тема пришла, остальные оттерла и одна

безраздельно стала близка.

Предельное самопокаяние, предельная открытость, беззащитность, ранимость незащищенного чувства – сквозной мотив всей поэмы:

Я свое, земное, не дожил, на земле свое не долюбил, -

читаем в части «Надежда». В «Прошении на имя» лирический герой выражает веру в мир, в необходимость счастья для всех и для каждого. Жизнеутверждающее начало поэмы передано в емких фразах. «Что мне делать, / если я / вовсю, / всей сердечной мерою, / в жизнь сию, / сей / мир / верил, / верую».

Части «Вера», «Надежда», «Любовь» – это романтическая вера поэта в будущее, в «изумительную жизнь», в воскрешение мертвых. Как и в творчестве А. Платонова, в

поэме нашли отражение идеи «Философии общего дела» Н. Федоровао проективно-

сти науки, о воскрешении мертвых («большелобый / тихий химик, / перед опытом на-

морщил лоб») и о гармонии в человеческих отношениях.

В «Надежде» – обнаженность чувств, – «свое не долюбил»; среди обещаний – если воскресят, – обещание: «все делать даром – чистить, мыть, стеречь, мотаться, месть…». Среди человеческих достоинств названа и любовь к «зверью»:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку – тут у булочной одна – сплошная плешь, – из себя

и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!

В четвертой части поэмы «Любовь» поэт как заклинание повторяет просьбу «воскресить любимую», «воскресить», его самого, чтобы «дожить свое», «наверстать недолюбленное… звездностью бесчисленных ночей».В любимой поэт ценит не только внешнюю красоту («Она красивая – ее, наверно, воскресят»),ценит ее доброту, доверчивую улыбку, любовь к «зверью» («она зверей любила – / тоже ступит в сад»). Финальные строки поэмы утверждают нравственное начало в любви. Лирический герой уверен в красоте и силе любви («Ваш тридцатый век /обгонит стаи / сердце раздиравших мелочей»). Любовь, в контексте поэмы и всего творчества поэта, активизирует творческое начало в человеке, она призвана объединить влюбленных со всем миром, совершенствовать мир, превратить землю «в сад», а людей вселенной – в «товарищей» друг для друга.

Чтоб не было любви – служанки замужеств, похоти, хлебов. Постели прокляв,

встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь. <…> Чтоб вся на первый крик:

– Товарищ! - оборачивалась земля.

Художественная разработка поэтом-гуманистом В. Маяковским темы любви привлекает своим этическим содержанием, акцентированием в ней духовного начала, верностью мечте, чувствам.

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик?

(Поэма «Человек», рассказ «Старуха Изергиль»)

Р омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо-

ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

В поэме «Человек» Горький в романтических тонах выразил свой идеал гармоничного человека, живущего в согласии со своей душой, в согласии с людьми, стремящегося к самоусовершенствованию. Поэма вызвала разноречивые отклики. Ее философский романтизм выразил кризисность общественного сознания(социального и религиозного) на рубеже XX века. Гуманизм Горького вбирал протест и бунтарство, но также укреплял веру в неограниченные возможности «трагически прекрасного» Человека. Герой поэмы – Человек с большой буквы – провозглашает полное равенство всех людей на основе усовершенствования самой жизни и самого человека. Автор поэмы предлагает разрушить «старое», под которым подразумевает индивидуализм, «жадный деспотизм инстинкта», ложь, предрассудки и скуку, страх, безразличие. Разрушение в программе горь-ковского гармоничного человека, девиз которого –«все вперед! и выше!», подчинено позитивной цели – созданию нового мира, мира «свободы, красоты и уважения к людям», мира, где каждый видит смысл жизни в творчестве, созидании, в росте сознания, в работе мысли. «И призван я, чтоб осветить весь мир, расплавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать». Человек с большой буквы – это реальная мечта Горького, это синоним великой правды, заключающейся в борьбе человека за любовь.

Конфликт поэмы «Человек» строится на противостоянии представлений о смысле жизни Человека и мещанина, противостоянии духовного и материального. Горьковский Человек сознает: «Смысл жизни – вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня – моя награда. Иных наград не нужно для меня».

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с восторгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художественные средства в поэме – эмоциональные эпитеты, резкие контрасты – подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в светлые начала жизни.

Емкие, выразительные эпитеты, яркие сравнения («запуганные люди», «мелкие жизненные удобства», «мятежный человек», «величавый и свободный человек», «животное без гордости мысли», «они бесчисленны, как звезды в бездне неба») несут боль-

шую смысловую нагрузку. Например: «Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуя людей, – я их разрушу».

Горьковский Человек – борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал – это и есть прекрасное в жизни.

Одно из лучших романтических произведений, в котором Горький поднимает вопрос о смысле человеческой жизни, – это рассказ «Старуха Изергиль». «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль“ написал», – заметил взыскательный к себе Горький в письме к А. П. Чехову в 1899 г. Дорогой автору рассказ был написан в 1894 году.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом. В каждой части свои тема,

сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объединенное общей идеей, – стремлением автора выявить смысл жизни, истинные ценности о мире.

Антитеза – основа композиции рассказа «Старуха Изергиль». Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Если образ Данко раскрывает духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то в образе Ларры показана бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма. В описании портрета и внешности героев, характеров, поступков автор используетприем контраста. У Ларры – глаза «холодны и горды», как у царя птиц, у Данко в глазах «светилось много силы и горячего огня». Данко воплощает высший смысл жизни – сделать все возможное для блага людей. Трудно ему выбраться из непроходимых лесов, символизирующих в рассказе гнетущую действительность. И Данко, чтобы осветить путь людям, вырывает свое сердце и высоко поднимает его над головой.

Ларра – красивый, сильный – спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбранная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господство сильной личности.

Жизненно- исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Трехм астная композиция в «Старухе Изергиль» позволила писателю установить связь между легендами и реальной жизнью. Повествование самой старухи Изергиль поставлено в центре рассказаи является связующим звеном между преданиями и дей-

ствитель ностью. Изергиль встречала на своем пути многих людей, среди которых были и те, кто сражался за свободу греков, и те, кто оказался среди восставших поляков. Сама Изергиль искала для себя свободу и наслаждения, свободу в любви; на склоне лет, размышляя о себе, она определит свою жизнь как «жадную жизнь», предостерегает автора: «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. <…> И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Каждый сам себе судьба!». К концу жизни Изергиль приходит к осознанию истинных ценностей и поэтому она и обратит внимание автора на «искры от горящего сердца Данко» и расскажет легенду о происхождении искр, легеду о Данко. Противопоставлением идее бескорыстного служения людям звучит в рассказе тема «осторожного человека». Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их поисках, и потому мещанин постарался погасить пламя, хотя сам воспользовался его светом.

Нравственная проблема легенды – каким должен быть человек среди людей – перерастает у писателя в размышления о гражданском предназначении человека, о сущности прожитой им жизни. Вывод писателя: «В жизни всегда есть место подвигам!».

Рассказ «Старуха Изергиль» отличается высокохудожественной формой, умелым использованием изобразительно-выразительных средств языка. Эмоциональные эпитеты, красочные пейзажи с их многоплановой функцией, резкие контрасты, использование романтических образов тьмы и света сближают быт и сказку. Метафоры, сравнения, олицетворения усиливают действенность высказывания, к чисто логическому содержанию добавляют различные экспрессивно эмоциональные оттенки. Ужас одиночества индивидуалиста, объятого чрезмерной гордыней, противопоставившего себя людям, усиливает метафора: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Любовь - самое бесценное чувство, которое наполняет жизнь смыслом, делая ее светлой, насыщенной и выразительной. Любовь дает стимул человеку в любых его проявлениях. С этим чувством приходит вдохновение в стихах или прозе.

Любовь в лирике Пушкина

Тема любви в лирике Пушкина занимает одно из основных мест. Творения поэта являются уникальными в теме любви, его стихи читаются пылко и вдохновенно. Возникает сопереживание страсти, которую испытывал поэт.

Любовь для поэта - это не только вдохновение, это еще и свет жизненной силы и творческой активности. Именно тема любви в лирике Пушкина позволяет понять его произведения. Любовь двигала им, благодаря любви он творил и создавал шедевры. После расставания с женщиной поэт чувствует тоску и грусть. Ничто не мило, цель и смысл жизни утеряны.

Любовь Пушкина к Анне Керн

Одно из таких стихотворений - «Я помню чудное мгновение…» - посвящено Анне Керн, которая покорила сердце поэта. Она для него чиста и непорочна, как ангел, как «гений чистой красоты».

Для Пушкина любовь к Анне Керн - светлое и искреннее чувство. Она дорога ему, даже если это чувство остается без ответа. Пушкин нежно и бескорыстно относится к женщине, которая взволновала его душу, дала страстный порыв и наполнила жизнь смыслом. Он благороден и не желает беспокоить любимую женщину. Поэт готов ради ее спокойствия отступиться от блаженства любви. Поэтому благословляет ее, искренне желает ей любви, которая будет такой же сильной и чувственной, как у него.

Любовь Пушкина к Елизавете Воронцовой

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» было написано для Елизаветы Воронцовой. Удивительной красоты, утонченная, высокообразованная, она покорила его сердце. Но Воронцова была замужней дамой, и их чувства не имели продолжения. На прощанье любимая подарила поэту перстень с каббалистическими знаками. Это был знак нежной любви. Аналогичный перстень она оставила у себя.

Впоследствии Пушкин часто получал письма от Воронцовой с оттиском этого перстня. Позже письма были сожжены по просьбе Елизаветы. Пушкину сей акт дался тяжело, ведь это были письма от любимой женщины, которая вдохновляла его, давала стимул и любовный пыл. Эту историю он описывает в другом своем шедевре - «Сожженные письма». Стихотворение переполнено печалью и грустью. Поэт понимал, что, сжигая письма, он навсегда прощается со своей любовью.

Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой

Самой большой любовью в жизни Пушкина была его жена Наталья Гончарова. Он признателен судьбе за встречу с ангелом. Стихотворение «Мадонна» было написано за полгода до свадьбы Пушкина с Гончаровой. В нем он боготворит любимую, поклоняясь ей, испытывая благоговейный религиозный трепет.

Лик любимой женщины нежен, она целомудренна и чиста. Для Пушкина Гончарова - прелестное создание, мадонна, идеал женственности и душевной гармонии. Она затрагивает его сердце, доставляет ему умиротворение и благодать. Поэт уверен, что его мадонна - дар, посланный небесами, и сердце наполняется лучезарной радостью. Тема любви в стихотворениях Пушкина раскрывает душу поэта. Читатель способен прочувствовать это возвышенное чувство вместе с автором. Познать боль и радость, а также обрести веру в будущее.

Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина

Тема дружбы также нашла отражение в произведениях, как и тема любви в лирике Пушкина. Пылкий, порывистый, впечатлительный, поэт самозабвенно отдавался дружбе. Вопрос независимости, свободы, борьбы с царским режимом - все это нашло отражение в стихотворении к своему близкому другу «К Чаадаеву».

Стихотворение написано в форме доброжелательного и дружеского обращения. Оно отражает политический настрой, суждения и мысли, которые связывали поэта с его другом, а также со всеми прогрессивными людьми той эпохи. Пушкин, как бунтарь, призывает друга и передовую молодежь посвятить себя борьбе с царским гнетом, он призывает к освобождению Отчизны. Таким образом, тема любви и дружбы в поэзии Пушкина связаны между собой. Для поэта они представляют собой одно целое и нерушимое чувство.

Поэма «Цыганы»

Во время ссылки в Кишинев Пушкин наблюдал за жизнью цыган, присматривался к ним. Именно здесь у поэта зародилась идея этого сочинения. Цыгане поразили поэта своими любовными отношениями, неуемной жаждой свободы, бытом и поведением. Цыгане - это независимый и свободолюбивый народ, который следует зову своего сердца.

Конфликт этого произведения построен на том, что у главного героя происходит противоречие страстей. Главный герой поэмы, молодой человек Алеко, нарушает закон и сбегает из мира цивилизации и городской суеты. Образованный Алеко принимает вольную жизнь цыган и их сущность. Он мечтает прожить с ними всю жизнь, быть свободным. Однако Алеко так и не смог полностью стать вольным человеком.

Пушкин своим произведением смог передать разницу между жизнью в цивилизации и жизнью за ее пределами. Поэт считает, что у человека в цивилизованном обществе есть все блага и удобства для свободной жизни. Однако такой человек замкнут в клетке, созданной из написанных правил, законов, социальных норм. Человек, живущий вне цивилизации, где нет законов и писаных правил, является поистине свободным.

Тема любви в поэме «Цыганы»

Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» проходит через все произведение. Рассказывается о чувствах главного героя к цыганке. Любовь к прекрасной Земфире и желанная свобода должны дать Алеко ощущение счастья и умиротворения. Но этого не случилось. Привыкший к благоустроенности, комфорту, уюту, он так и не стал одним целым с цыганским табором. Алеко не понял смысла свободы и не принял, по сути, свободу чувств.

Герой не смог простить Земфире измену. Он убил прекрасную Земфиру и ее возлюбленного. Цыгане - люди вольные, простые и робкие. Для них измена не грех, потому что любовь удержать не возможно. Отец Земфиры назвал Алеко злым и гордым человеком, который хочет воли лишь для себя. Он эгоист, его ревность и безжалостность не пробуждают сочувствия. По сути, он оказывается преступником. Поэтому Алеко был изгнан из табора. Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» - это разговор о том, что быть свободным - значит освободиться от желания власти над человеком.

Читая произведение, можно увидеть, что автор не принимает чью-либо сторону. Поэт не старается защитить цыган или оправдать Алеко. Пушкин хорошо относится к главному герою, но и сочувствует отцу Земфиры. Однако убийство поэт не оправдывает, поэтому старик изгоняет Алеко из табора.

Поэма «Евгений Онегин»

Произведение «Евгений Онегин» можно назвать самым популярным среди произведений А. С Пушкина. Автор смог передать наиболее важные проблемы дворянства, тему любви и дружбы.

Для произведения характерна особая черта. А. С. Пушкин сам непосредственно участвует в поэме. Евгений Онегин несколько раз встречался с Пушкиным (в Одессе, Петербурге). Также автор в поэме рассказывает о своей биографии, мечтах, размышлениях.

Тема любви в поэме

Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» - это своеобразная любовная интрига. Знатный молодой человек - один из главных героев поэмы. Это не плохой и не хороший человек. У Евгения сложный, непоследовательный характер. Однако этот человек воспитан и образован, он хочет найти искреннюю любовь, но при этом цинично держится от нее подальше. Такое поведение объясняется тем, что герой не желает связывать себя фальшивыми клятвами и обещаниями.

С Татьяной он знакомиться в деревне, когда приезжает на отдых в свое поместье. Для Татьяны Лариной любовь - высшее чувство, которое олицетворяет счастье, свет, искренность. У них немало общих интересов: они читают, гуляют, оба не любят светской суеты, но понимание любви у них отличается. Татьяна полюбила Онегина. Письмо Татьяны к Онегину восхищает силой любви и чуткости ума. Оно полно надежды на взаимность, но Онегин не смог понять это чувство.

По сути, Евгений не умеет любить, он не видит в этом смысла. Со своим единственным другом Ленским он спорит на эту тему. У Ленского романтическая и утонченная натура. Он боготворит любовь и стремится к ней. Их разногласия приводят к дуэли, на которой Онегин убивает Ленского.

Убийство друга в корне изменило жизнь Онегина. Он осознал свои поступки, но уже было поздно. Когда Онегин вновь встретился с Татьяной, она уже была замужней дамой. Он был поражен ее благородством, простотой и доброжелательностью. Татьяна покорила Онегина. Евгений объясняется ей в любви, но терпит фиаско. Она отказывает ему. В ней сильно развито чувство долга, семьи и порядочности. Все это стоит выше чувства любви.

Заключение

Вот так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза демонстрируют нам величие, благородство души и великодушие поэта. Для поэта любовь - это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов на добровольное заключение. В нетленной любви он созерцает бессмертие. Для Пушкина женский образ - это олицетворение нежности, чистоты, прекрасного и возвышенного. Это пример высочайшего признания женщины. Поэтому трудно говорить кратко о теме любви в творчестве Пушкина.

Поэзия Пушкина обладает магнетическим феноменом. Она благотворно влияет на человека, оживляя его. Эта поэзия бессмертна, так как она обнаруживает в человеке все прекрасные качества. Чтобы подробно узнать об этом прекрасном и возвышенном чувстве, достаточно знать, какой ряд стихотворений Пушкина посвящен теме любви.

Тема любви в творчестве В. Маяковского. В. Маяковский - поэт гениальный. Его наследие многотемно и многожанрово, и поэтому обидно, что кто-то воспринимает Маяковского только как поэта-агитатора или поэта-сатирика. Творчество этого человека было целостным, оно было неотъемлемо от его жизни.
Тема любви никогда не была чужда Маяковскому, поскольку это чувство пронизывало насквозь его бурную и беспокойную жизнь. Но поэт, утверждая, что “любовь - это сердце всего”, всегда был против опошления этой темы как в жизни, так и в искусстве, он высмеивал тех, кто “выпячивают, рифмами пиликая, и любвей и соловьев какое-то варево”. Это глубокое человеческое чувство Маяковский никогда не ограничивал тесными рамками эгоистичного Я, любовью в его творчестве раздвинута до горизонтов всей земли, космоса, даже если она неразделенная, несчастливая:
…любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете - и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью;
В такие вот часы встаешь и говориш векам, истории и мирозданью.
Быт, обывательская среда - главные враги всех человеческих чувств и любви в том числе. В обстановке равно-
цветет и скукожится”, да и “между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва”. Очень верно написал о поэте Евгений Евтушенко: “Маяковский выдернул любовь из альковов… и понес ее, как усталого обманутого ребенка, в своих громадных руках, оплетенных вздувшимися от напряжения жилами, навстречу ненавистной и родной ему улице”.
Произведения Маяковского, посвященные Л. Брик, раскрывают перед нами всю глубину и силу чувств поэта, который “душу цветущую любовью выжег”, которому “кроме любви твоей… нету моря”, “кроме любви твоей… нету солнца” и “ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени”. Чувства поэта огромны, сильны - это и “громада-любовь” и “громада-ненависть”. И в то же время - бесконечная трепетность отношений:
Дай хоть
последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
Ради любви Маяковский готов принести в жертву всю свою жизнь, поскольку уверен, что “каждый за женщину платит”. Но оплата эта совершается не деньгами, не вещами и даже не всегда - временем, а душой, сердцем, часто - непереносимой мукой, страданием.
Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои - радугой судорог.
Маяковский считал, что грубость, пошлость, лицемерие окружающего мира способны извратить чувства человека, погубить их даже в самый момент зарождения. Именно поэтому он ненавидел и активно боролся с обывательским миром, безжалостно бичуя и высмеивая все его несовершенство. И в то же время этот замечательный поэт верил, что настоящая любовь - бесконечно сильна, всемогуща, ее не могут испугать ни быт, ни обиды, непонимание, она способна постоять за себя, потому что это не эгоистичное чувство, а дар, жертва другому, близкому и дорогому для тебя человеку.
Может быть, от дней этих,
жутких, как штыков острия,
когда столетия выбелят бороду,
останемся только ты
и я,
бросающийся за тобой от города к городу.

Эта поэма является вершиной лирики прославленного азербайджанского поэта средних веков – Гянджеви Низами. Он, как и другие его современники мусульманского восточного ренессанса – Хайям, Рудаки, Фирдоуси, был не только поэтом, а и философом, астрономом, математиком, физиком, географом. Эти знания Низами использовал в своем творчестве. Поэма “Лейли и Меджнун” – гимн чистой и величественной любви, которая является основой счастливой жизни на земле. Это произведение было заказано поэту ширван – шахом Ахсатаном как стихотворная обработка персидским языком старой арабской легенды о волшебной любви юноши Кейса к девушке Лейли, которая стала трагической для них обоих. Низами творчески подошел к написанию поэмы, изменив некоторые детали, не повторяя предшественников.

Но не это стало определяющим, а сама трактовка любви как идеального чувства. В поэме мы видим, что оно дано не каждому, что это – большой дар судьбы: “И не постигли их товарищи Науки счастья, страсти души”. Любовь становится для Меджнуна всем – даже самой жизнью. И это непонятное для других великое чувство делает Меджнуна в глазах других сумасшедшим. Отец Меджнуна – очень зажиточный человек, казалось, неравенство в происхождении и богатстве не является препятствием.

Но суровые законы жизни кочевников-арабов, понятие о чести, сдержанности и своеобразном кодексе поведения юноши идут вразрез с поведением Меджнуна-Поэта. Поэтому и отец Лейли отвечает отказом сватам Меджнуна. Поражает своими чувствами письмо Лейли к Меджнуну, насыщенное сравнениями и образами, присущими восточной поэзии. Из него мы узнаем о силе, глубине чувств Лейли, ее человечности, глубокой печали, когда умер отец Меджнуна. Благородством чувства пронизано и письмо – ответ Меджнуна:

Любовь без отклика, любовь грустная Не стоит и наименьшего зерна. Пусть будет так. В крови душа моя, А ты живешь – а тем и счастлив я.

Кажется, Лейли и Меджнун могут быть счастливыми, исчезают препятствия на их пути. Но огонь страсти, напряженность и страдания, которые им пришлось пережить, преждевременно сводят Лейлу в могилу, а Меджнуна – с ума. Так судьба и жизненные обстоятельства решают судьбу великого чувства. Но строки поэмы:
Не властны над любовью смерть и время.

И расстояния нет между нами

Свидетельствуют о всепобеждающей силе любви, над которой не властна даже смерть.

(No Ratings Yet)

Вечная тема любви в поэме Гянджеви Низами “Лейли и Меджнун”

Другие сочинения по теме:

  1. В Аравии живет удачливый, гостеприимный, щедрый к беднякам властитель племени Амир. Он “славен, словно халиф”, но подобен “свече без света”,...
  2. Настоящим открытием для меня в этом году стало знакомство с произведениями персидского ученого Омара Хайяма и азербайджанского мыслителя и поэта...
  3. Драматургия Карпенка-Карого разнообразна по тематике, жанрами, образами… В многогранных характерах он отобразил интересы, стремление разных социальных слоев украинского общества: капитала,...
  4. Ни одного большого художника не обошла любовь. Да и разве только художника? Человеку вообще свойственно любить. А любовь – это...
  5. Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и...
  6. В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад...
  7. Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви...
  8. Тема любви традиционна для мировой литературы, в частности, для литературы русской это одна из “вечных” этических проблем нашего мира. Все...
  9. Двигаясь от романтизма к реализму, любовная лирика Пушкина изменяется, возможно, медленнее, чем лирика другой тематики. Конечно, до 1826 года из...
  10. От времени создания трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта” прошло не одно столетие, но до этого времени зрители волнуются, следя...
  11. Тема: Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. Тема любви своеобразно преломилась в творчестве Некрасова,...
  12. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  13. Со стародавних времен и до наших дней ничто не будоражит умы писателей и поэтов так, как тема любви. Она является...

1. Л юбовь в раннем творчестве.
2. Муза Маяковского.
3. Публичность чувства.

Любить — это с простынь,
бессонницей рваных, срываться,
ревнуя к Копернику, его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая своим соперником.
В. В. Маяковский

Любовная лирика занимает не последнее место в творчестве В. В. Маяковского, которого мы привыкли воспринимать как поэта революции и мастера агитационных лозунгов. Поэма «Облако в штанах» (1915) — любовная и посвящена неразделенному чувству к не пришедшей на свидание героине М. А. Денисовой, в которую он был влюблен в Одессе. В названии заключена метафора нежной мужской души. Удивительно, но многие годы эту поэму считали революционной, антибуржуазной. Но вовсе не недовольство общественными порядками заставляет героя проклинать мир, а самая простая ревность. Напряженный герой ждет любимую с четырех до десяти часов, она в конце концов приходит и говорит, что выходит замуж. «Пожар сердца» превращается в месть за то, что отняли любовь

Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
...Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!

Большинство стихотворений любовной тематики посвящено Л. Брик, с которой Владимир Владимирович познакомился в 1915 году. Она стала значимой фигурой в его жизни. Никто больше — ни Т. А. Яковлева, ни В. Полонская — не занял в сердце поэта такое место, как она. На долгие годы женщина стала музой Маяковского. Ей поэт посвятил первый том собрания сочинений, вышедший в 1928 году. «Кроме любви твоей, мне нету солнца... / мне писал Маяковский в стихотворении «Лиличка! Вместо письма».

«Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», — говорил В. Б. Шкловский о Брик.

Встреча была судьбоносной, брак Лили с О. Бриком был скорее нежной дружбой, чем страстной любовью. Маяковский обрушил на возлюбленную свое безмерное необузданное чувство, сопровождаемое ревностью, вполне обоснованной в сложившемся любовном треугольнике.

Двенадцать
квадратных аршин жилья.
Четверо
в помещении —
Лиля,
Ося,
я
и собака
Щеник...

Вот в таких условиях существовала любовь, и создавались стихи Маяковского. Он не хотел делить любимую женщину ни с кем, но был обречен делать это. Как метко было замечено, его лирика питалась от несчастной любви.

Не всегда можно говорить об абсолютном совпадении лирического героя стихов с автором, но в данном случае нет подмены — мы читаем о том, что действительно чувствовал Маяковский, а не отвлеченный лирический герой. Любовь его настолько велика, что венчает короной в веках любимую.

Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои —
радугой судорог.

Любовь Маяковского — это чувство, которому неведом покой: «надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие». Она кричит вся, то от восторга, то от боли, поэт выплескивает эмоции, не сдерживая и не скрывая их. Он — максималист, поэтому никаких полутонов в чувствах. Или любит, или нет, или сейчас, или никогда. Любовное чувство у Маяковского приобретает необычные формы: от беззащитного «смирного любеночка»:

Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любеночек —

до поражающей своими размерами любви-громады, которая то ли любовь, то ли ненависть, то отчаяние, то нежность:

Больше чем можно,
больше чем надо —
будто
поэтовым бредом во сне навис —
комок сердечный разросся громадой:
громада любовь,
громада ненависть.

Конечно, такой романтик, как Маяковский, понимающий «язык трамвайский» и умеющий сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб», и не мог любить иначе. Он дерзко заявлял о своей любви всему миру. От его любви, обрушивающейся как водопад, от такого бурного проявления чувств Брик уставала, что заставляло поэта метаться, теряться и переживать. Это чувство к ней было очень неровным, у них так и не получилось создать модель современной семьи без предрассудков — без ревности, без зависимости друг от друга, свободной от влияния быта. Отношения же с парижанкой Яковлевой, по словам окружающих, были спокойными, но недолгими. Говорят, что выехать в Париж повторно ему не удалось не без помощи Бриков (Лиля была в бешенстве, обнаружив стихотворение к сопернице), а Яковлева вскоре вышла замуж. Остались строки, посвященные ей. В них слышны нотки счастья.

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи...

Маяковский был таким человеком, который не мог держать чувства в себе, выплескивал их в своих стихах и ввиду своей публичности делал достоянием общественности. Ведь это было не просто интимное чувство, а чувство поэта-гражданина. Гиперболизация чувства характерна для всего творчества Маяковского, и любовная драма приобретает в таком ракурсе характер общественный. Таким образом, по словам исследователя С. Л. Страшнова, поэт приобщался «к цельному целому — массе или народному единству, каким бы отвлеченным и иллюзорным оно ни было. Отсюда.., стремление Маяковского всячески социализировать ее (любовную лирику), превращая любовь из личного чувства в общественную тему». Поэма «Люблю», написанная в 1921—1922 годах, говорит о том, что любовь занимает важное место в жизни человека, она дана каждому, но мало кто замечает, что со временем сердце черствеет и «любовь поцветет, поцветет — и скукожится». Чтобы сохранить любовь, поэт прячет ее в любимую.

Любовь
в тебя —
богатством в железо —
запрятал,
хожу
и радуюсь Крезом.

Заканчивается поэма выводом, что его любовь неподвластна времени. Это самые позитивные строки Маяковского о любви.

Наполненная лиризмом поэма «Про это» раскрывает перед нами муки ревности, страдание от несчастной любви. Обозначив основную тему поэмы — «по личным мотивам об общем быте», поэт рассуждает о морали, быте и любви нового человека. Его лирический герой борется за идеальную любовь. Критики называли поэму чувствительным романом, над которым плачут гимназистки, в то время как автор говорил о своей идее прямо — это поэма, построенная на ассоциациях, о том, как быт опошляет отношения мужчины и женщины. Поэт полагал, что в жизни нового человека любовь должна быть очищена от мещанства.

«Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем» — так говорил Маяковский о любви, вечной теме художественных произведений.