Год издания книги: 1925

Роман Драйзера «Американская трагедия» увидел свет в ноябре 1925 года. Сюжет произведения отчасти основан на реальных событиях и быстро завоевал популярность среди читателей. По мотивам книги было снято несколько художественных фильмов. Самая известная картина с сюжетом романа Драйзера «Американская трагедия» – фильм «Место под солнцем» 1951 года. А последней экранизацией стал отечественный сериал «Жизнь которой не было», который вышел в 2008 году.

Романа «Американская трагедия» краткое содержание

В Канзас-Сити стоял теплый летний вечер. Кто-то спешил с работы домой, кто-то прогуливался, наслаждаясь спокойствием города. Как вот из-за угла на одну из центральных улиц повернула одна семья. Во главе шел, конечно же, глава семейства по имени Эйса Грифитс. Рядом с ним уверенно шагала его супруга, которая вела за руку семилетнего сына. За ними плелись еще три ребенка – две девочки, пятнадцати и девяти лет и двенадцатилетний мальчик. Последнего звали Клайд. Его абсолютно не нравилось то, что устроили его родители, и его лицо выдавало его огромное нежелание находиться сейчас в этом месте. Тем временем миссис Грифитс напомнила всем, ради чего они пришли – целью семьи было раздать как можно больше религиозных листовок. В последнее время они так увлеклись служению Богу, что превратили это в свою работу, которая, увы, не приносила доход. Часто Грифитсов можно было увидеть раздающими различные листовки на улицах города. Они призывали прохожих посещать церковь, спасая тем самым свои грешные души.

И только двенадцатилетний Клайд испытывал от всей этой затеи огромное смущение. Он никому не признавался, но ему часто становилось стыдно за то, чем занимаются его родители – в школе и во дворе мальчишки часто дразнили юного Грифитса. Даже сегодня некоторые прохожие заметили, что мальчик испытывает огромный дискомфорт от подобной ситуации. Он не хотел принимать участие в религиозных акциях – мальчик мечтал найти дело своей жизни, выбиться в люди и заработать побольше денег. С самого раннего возраста Клайд отличался сообразительностью и пытливостью. Но ему в корне не нравилось «призвание» родителей. Единственное, что, по его мнению, было положительным в его родовом дереве – богатый дядя Сэмюэл, проживающий на Востоке штата.

В возрасте пятнадцати лет Клайд решил найти работу. Уже тогда он понимал, что в жизни ему необходимо рассчитывать исключительно на себя. Однако заниматься простым физическим трудом юноша не желал. Он считал это ниже своего достоинства. Все, чем занимался Клайд все это время, – это лишь рассуждения о том, как ему не повезло родиться в бедной семье и как тяжело ему теперь будет добиться чего-то в жизни.

Если роман Драйзера «Американская трагедия» скачать, то узнаем, что как-то раз, вернувшись домой семья Грифитсов заметила, что Эстер, старшая сестра Клайда не явилась к ужину. Прошло несколько часов перед тем, как Эйса вышел на поиски дочери. Которые, впрочем, оказались безрезультатными. Спустя несколько часов Грифитсам удалось найти записку от Эстер. Из нее стало ясно, что девушка сбежала из отчего дома с каким-то актером. Семья решила скрыть эту новость от всех знакомых и продолжать жить, будто ничего не случилось. Но Клайд, вдохновившись смелым поступком сестры, решил также начать менять свою жизнь. Он устроился на работу в аптеке, где помогал продавцу содовой, а через какое-то время стал рассыльным в одной из местных гостиниц. Зарплата там была небольшая, однако юноша мог неплохо заработать, получая щедрые чаевые.

Клайд гордился собой. Благодаря своей работе он не только мог покупать себе хорошую новую одежду, но и делал вклад в общий бюджет семьи. К тому же ему удавалось еще и откладывать определенную сумму на будущее. Его мечты становились все более смелыми, ежедневно юноша заводил новые знакомства с интересными людьми и, казалось, теперь весь мир открыт перед ним. Уже в первые дни работы Клайд знал все сплетни о постояльцах – богатых мужчинах и их привлекательных спутницах. Сотрудники гостиницы отнеслись к молодому человеку дружелюбно, и он наконец почувствовал себя на своем месте. Коллеги часто собирались вместе и устраивали вечеринки с громкой музыкой и алкоголем. Какое-то врем Клайд противился такому образу жизни, однако, когда друзья позвали его на ужин к Фрисселу, он решил согласиться. Молодой человек побаивался того, как могут отреагировать родители на то, что он поздно вернется домой, но уходить раньше времени и расстраивать компанию ему не хотелось. Именно в тот вечер Клайд впервые попробовал алкоголь и провел ночь с девушкой.

Позже он познакомился с одной прекрасной особой по имени Грета. Она заинтересовала главного героя своей задорностью и веселым нравом еще с первых минут общения. Но тут внезапно в разговор вмешалась приятельница Греты – Гортензия. Она во что бы то ни стало хотела отбить молодого человека у своей подруги и к концу вечера ей это удалось. Клайд и Гортензия договорились встретиться на следующий день. Молодой человек повел избранницу в шикарный дорогой ресторан, а после они отправились в театр. Все это время юноша гордился тем, что смог организовать такое свидание. И с каждой секундой он все больше и больше увлекался Гортензией, в то время как девушка, казалось, абсолютно не испытывала к нему интереса. Чтобы добиться ее расположения, Грифитс дарил девушке все, что она пожелает: украшения, духи, красивые дорогие наряды. Но это никак не трогало сердце юной Гортензии.

Как-то раз мать Клайда попросила у него помочь ей собрать сто долларов. Молодой человек сильно удивился такой просьбе, потому как знал, что для его семьи это огромные деньги. Он попытался узнать, зачем ей такая сумма, однако миссис Грифитс не желала отвечать. Сдав некоторые драгоценности в ломбард и одолжив у знакомых немного денег, семье удалось собрать нужную сумму. Клайду было очень интересно, для чего же матери нужны деньги. Однажды он увидел, как она заходит в один из домов, чтобы посмотреть там комнату для аренды. Вечером Клайд пытается выяснить, кому миссис Грифитс хочет снять жилье, однако женщина по-прежнему не признается. Проследив за матерью, юноша выясняет, что в том доме поселилась его сестра Эстер. Мужчина, с которым она сбежала из дома, бросил ее, когда узнал о беременности девушки. А религиозность родителей не позволила им впустить ее обратно в свой дом. Поэтому она вынуждена скрываться по съемным квартирам, в поисках которых ей помогала мама.

Далее в романе «Американская трагедия» Теодор Драйзер читать можем, как Клайд отправился кататься на машине вместе со своими новыми друзьями. После бурного вечера и большого количества выпитого алкоголя молодые люди понимают, что им нужно как можно скорее оказаться в отеле. Но тут погода резко меняется, начинается сильный снегопад, и ехать быстрее не получается. В отчаянных попытках доставить своих друзей вовремя на работу, водитель по имени Спарсер не справляется с управлением и сбивает насмерть маленькую девочку. Клайду и еще нескольким людям удается скрыться еще до приезда полиции. Опасаясь наказания, молодой Грифитс решает полностью сменить место жительства и работу и отправляется прочь из Канзас-Сити.

Проходит не больше трех лет, на протяжении которых Клайд работает под чужим именем и живет довольно непримечательной жизнью. Как-то раз он случайно замечает своего старого знакомого Ретерера. Он также был в той машине несколько лет назад и так же, как и Клайд, скрылся с места преступления. Ретерер говорит, что может устроить друга на знакомую ему должность – ему придется работать рассыльным в одном из клубов. Там в один из вечеров Клайд знакомиться со своим далеким родственником – тем самым богатым дядей, который имеет собственную фабрику. Как в книге эта встреча в корне меняет жизнь главного героя. Сэмюэл проявляет искреннюю доброжелательность к племяннику и говорит, что сможет подыскать ему место в своем бизнесе. И, хотя Клайд не хотел бросать свою новую работу, он понимал, что тесное общение с дядей подарит ему много связей с влиятельными людьми.

Единственным, кто не был рад такой затее, был сын Сэмюэла. С самого начала Гилберт видел в своем двоюродном брате то, что не хотел замечать его отец – желание разбогатеть любым путем. Не имея желания перечить отцу, он устраивает Клайда на одну из самых тяжелых работ, которая к тому же не приносит большого дохода. Однако юный Грифитс хватается за любую возможность. Он настолько безупречно выполняет свою работу, что уже через пару месяцев Сэмюэл подумывает повысить его в должности.

Постепенно из романа «Американская трагедия» Теодора Драйзера становиться известно, что Клайд начинает проводить время в кругу общения своего дяди. Его часто приглашают на званые обеды, где знакомят с другими довольно обеспеченными родственниками и друзьями. В один из таких вечеров молодой человек знакомиться с очаровательной Сондрой, которая, к слову, еще и очень богата. Девушка заинтересовалась Клайдом, однако их общение не продлилось долго.

Проходит время и Гилберт, поддавшись на уговоры отца, находит Грифитсу работу попрестижнее. Из маленькой подвальной комнаты его переводят в офис. Там он знакомиться с молодой и красивой девушкой по имени Роберта. Их общение долго не выходит за рамки дружбы, поскольку любые любовные связи между сотрудниками сразу же наказываются увольнением. Но молодых людей тянет друг к другу. Клайд понимает, что Роберта не принадлежит к тому кругу людей, с которыми ему хотелось бы общаться – она не имеет огромных сбережений или богатых родственников. В то время, как Сондра, относящаяся к представителям «золотой молодежи», также проявляет симпатию к юноше.

Клайду приходиться нелегко, однако он понимает, что должен принять окончательное решение. Желание проводить время в кругу состоятельных людей побеждает, и молодой человек выбирает связать свою жизнь с Сондрой. Но тут неожиданно Роберта признается, что беременна от него. Грифитс в растерянности. Он не знает, как ему поступить в этой ситуации и не понимает, что ответить Роберте. Тогда он решает предложить девушке избавиться от еще не рождённого ребенка. Вместе они посещают разнообразных врачей, действия которых, впрочем, не приносят результатов.

Далее в произведении Драйзера «Американская трагедия» читать можем о том, что Клайд осознает, что единственным выходом из сложившейся ситуации является свадьба. Но сам он категорически против такого исхода. Как главный герой романа он понимает, что сейчас на кон поставлена либо любовь, либо карьера. Роберта пребывает в отчаянии. Любовь к молодому человеку толкает ее на шантаж – она говорит Клайду, что расскажет обо всем случившемся старику Сэмюэлу в случае, если свадьба не состоится. Тогда Грифитс просит девушку дать ему две недели, чтобы найти доктора, который согласиться сделать аборт. Если и эта затея провалиться, он обещает Роберте, что жениться на ней и поможет заботиться о ребенке.

Девушка едет к своим родителям, а Клайд растерянно гуляет по городу в надежде найти выход. Тут его взгляд привлекает газетная статья. В ней говориться о том, что на прошлых выходных произошло ужасное событие – перевернулась лодка. В ней находилось двое людей – мужчина и женщина. Спустя несколько дней женщину нашли бездыханной на дне реки, а вот ее спутника так и не удалось найти. В голове у Клайда созревает ужасный и коварный план.

Он приглашает Роберту отправиться с ним на озеро. Уже с самого начала девушка подмечает странное поведение Клайда, однако его слова о том, что после прогулки они наконец смогут обвенчаться, обнадеживают ее. В лодке посреди озера молодой человек оглушает Роберту ударом и скидывает в воду. На все ее крики о спасении он никак не реагирует. В конце концов девушка перестает сопротивляться стихии и идет ко дну.

Однако, не все так гладко было в этой задумке. Местная полиция быстро обнаружила пропажу Роберты, отследила ее местонахождение и нашла тело. И хотя поиски убийцы немного затянулись, следователям все-таки удалось выйти на Клайда. Молодой человек уже имел в своем арсенале много отговорок, способных послужить алиби, но его вину удается доказать. Сэмюэл приходит в ужас. Он не ожидал, что его племянник способен на такой. Желая всеми силами помочь молодому человеку, он нанимает известных адвокатов. После затяжных судебных заседаний Грифитса приговаривают к смертной казни на электрическом стуле. Его родители до последнего пытаются помочь, однако их связей и средств недостаточно для этого.

/ Американская трагедия

Канзас-Сити, жаркий летний вечер. Двое взрослых и четверо детей распевают псалмы и раздают брошюры религиозного содержания. Старшему мальчику явно не нравится то, чем он вынужден заниматься, но его родители с жаром отдаются делу спасения заблудших душ, каковое, впрочем, приносит им лишь моральное удовлетворение. Эйса Грифитс, отец семейства, отличается большой непрактичностью, и семья еле-еле сводит концы с концами.
Юный Клайд Грифитс стремится вырваться из этого унылого мирка. Он устраивается помощником продавца содовой в аптеке, а затем рассыльным в отель "Гри-Дэвидсон". Работа в отеле не требует никаких особых навыков и умений, но приносит неплохие чаевые, что позволяет Клайду не только вносить свой вклад в семейный бюджет, но и покупать себе хорошую одежду и кое-что откладывать.
Товарищи по работе быстро принимают Клайда в свою компанию, и он с головой окунается в новое веселое существование. Он знакомится с хорошенькой продавщицей Гортензией Бригс, которая, однако, не по годам расчетлива и не собирается оказывать кому-либо благосклонность исключительно за красивые глаза. Ей очень хочется модный жакет, который стоит сто пятнадцать долларов, и Клайду трудно устоять перед её желанием.
Вскоре Клайд с компанией отправляется на увеселительную прогулку в роскошном "паккарде". Эту машину один из молодых людей, Спарсер, взял без разрешения из гаража богача, у которого служит его отец. На обратном пути в Канзас-Сити погода начинает портиться, валит снег, и ехать приходится очень медленно. Клайд и его товарищи опаздывают на работу в отель и поэтому просят Спарсера прибавить скорость. Он так и поступает, но, зазевавшись, сбивает девочку, а потом, уходя от преследования, не справляется с управлением. Водитель и одна из девиц остаются лежать без сознания в разбитой машине, все прочие разбегаются.
На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех остальных участников пикника. Опасаясь ареста, Клайд и кое-кто из других членов компании покидают Канзас-Сити.- Три года Клайд живет вдали от дома под чужим именем, выполняет грязную неблагодарную работу и получает за нее гроши. Но однажды в Чикаго он встречает своего приятеля Ретерера, который тоже был с ним в "паккарде". Ретерер устраивает его в "Юнион-клуб" рассыльным. Двадцатилетний Клайд вполне доволен своей новой жизнью, но как-то раз в клубе появляется Сэмюэл Грифитс, его дядя, живущий в городе Ликурге, штат Нью-Йорк, и владеющий фабрикой по производству воротничков. Результатом встречи родственников становится переезд Клайда в Ликург. Дядя обещает ему место на фабрике, хотя златых гор не сулит. Клайду же контакты с богатыми родственниками кажутся перспективнее работы в "Юнион-клубе", хотя зарабатывает он неплохо.
Сын Сэмюэла Гилберт без особой радости принимает двоюродного брата и, убедившись, что тот не обладает никакими полезными знаниями и навыками, определяет его на достаточно тяжелую и малооплачиваемую работу в декатировочном цехе, размещенном в подвале. Клайд снимает комнату в дешевом пансионе и начинает, что называется, с нуля, надеясь, однако, рано или поздно преуспеть.
Проходит месяц. Клайд исправно делает все, что ему поручено. Грифитс-старший интересуется у сына, какого тот мнения о Клайде, но Гилберт, весьма настороженно отнесшийся к появлению бедного родственника, прохладен в оценках. По его мнению, Клайд вряд ли сумеет выдвинуться - у него нет образования, он недостаточно целеустремлен и слишком мягок. Впрочем, Сэмюэлу Клайд симпатичен и он готов дать племяннику шанс показать себя. Вопреки желанию Гилберта, Клайда приглашают в дом на семейный обед. Там он знакомится не только с семейством своего родственника, но и с очаровательными представительницами ликургского бомонда, юными Бертиной Крэнстон и Сондрой Финчли, которым вполне приглянулся красивый и воспитанный юноша.
Наконец, по настоянию отца, Гилберт находит для Клайда менее тяжелую и более престижную работу - он становится учетчиком. Впрочем, Гилберт предупреждает его, что он должен "соблюдать приличия в отношениях с работницами" и всякого рода вольности будут решительно пресекаться. Клайд готов свято выполнять все предписания своих работодателей и, несмотря на попытки некоторых девушек завязать с ним отношения, остается глух к их заигрываниям.
Вскоре, однако, фабрика получает дополнительный заказ на воротнички, и это, в свою очередь, требует расширения штатов. На фабрику поступает юная Роберта Олден, перед обаянием которой Клайду нелегко устоять. Они начинают встречаться, ухаживания Клайда делаются все более настойчивыми, и воспитанной в строгих правилах Роберте все труднее и труднее помнить о девическом благоразумии. Тем временем Клайд снова встречается с Сондрой Финчли, и эта встреча круто меняет его жизнь. Богатая наследница, представительница местной денежной аристократии, Сондра проявляет неподдельный интерес к молодому человеку и приглашает его на вечер с танцами, где собирается ликургская золотая молодежь. Под натиском новых впечатлений скромная прелесть Роберты начинает меркнуть в глазах Клайда. Девушка чувствует, что Клайд уже не так внимателен к ней, ей страшно потерять его любовь, и однажды она поддается искушению. Роберта и Клайд становятся любовниками.
Сондра Финчли, однако, не исчезает из его жизни. Напротив, она вводит Клайда в свой круг, и заманчивые перспективы кружат ему голову. Это не остается незамеченным Робертой, и она испытывает тяжкие муки ревности. В довершение ко всему выясняется, что она беременна. Она признается в этом Клайду, и он лихорадочно пытается найти выход из создавшегося положения. Но лекарства не приносят желанного результата, а врач, которого они находят с таким трудом, категорически отказывается сделать аборт.
Единственный выход - жениться, решительно не устраивает Клайда. Ведь это означает, что ему придется расстаться с мечтами о блестящей будущности, которые вселили в него отношения с Сондрой. Роберта в отчаянии. Она готова пойти на то, чтобы рассказать о случившемся дяде Клайда. Это означало бы для него конец карьеры и крест на романе с Сондрой, но он проявляет нерешительность, надеясь что-то придумать. Он обещает Роберте или подыскать какого-то врача или, если за две недели такового не отыщется, жениться на ней, пусть даже формально, и поддерживать её какое-то время, пока она не сможет работать.
Но тут Клайду попадается на глаза заметка в газете, повествующая о трагедии на озере Пасс - мужчина и женщина взяли лодку, чтобы покататься, но на следующий день лодку нашли перевернутой, позже обнаружили и тело девушки, но мужчину так и не удалось отыскать. Эта история производит на него сильное впечатление, тем более что он получает письмо от Роберты, которая уехала к родителям: она не намерена больше ждать и обещает вернуться в Ликург и все рассказать Грифитсу-старшему. Клайд понимает, что времени у него в обрез и он должен принять какое-то решение.
Клайд приглашает Роберту совершить поездку на озеро Большой Выпи, обещая затем обвенчаться с ней. Итак, вроде бы страшное решение принято, но он и сам не верит в то, что найдет в себе силы осуществить задуманное. Одно дело совершить убийство в воображении и совсем другое - в реальности.
И вот Клайд и Роберта отправляются кататься на лодке по пустынному озеру. Мрачно-задумчивый вид Клайда пугает Роберту, она осторожно подбирается к нему, спрашивает, что с ним случилось. Но когда она пытается дотронуться до него, он, не помня себя, ударяет её фотоаппаратом и толкает так, что она теряет равновесие и падает. Лодка переворачивается, и её борт ударяет Роберту по голове. Она умоляет Клайда помочь ей, не дать утонуть, но он бездействует. То, о чем не раз он думал, свершилось. Он выбирается на берег один, без Роберты.
Но и перевернутую лодку, и тело Роберты быстро находят. Следователь Хейт и прокурор Мейсон энергично берутся за дело и вскоре выходят на Клайда. Тот поначалу запирается, но опытному прокурору не составляет труда загнать его в угол. Клайд арестован - теперь его судьбу решит суд.
Сэмюэл Грифитс, разумеется, шокирован случившимся, тем не менее он нанимает хороших адвокатов. Те сражаются изо всех сил, но и Мейсон знает свое дело. Долгое и напряженное судебное разбирательство заканчивается вынесением смертного приговора. Состоятельные родственники прекращают оказывать помощь Клайду, и только его мать пытается для него что-то сделать.
Клайда переводят в тюрьму Оберна, именуемую Домом смерти. Отчаянные попытки матери найти деньги для продолжения борьбы за жизнь сына успеха не приносят. Общество утратило интерес к осужденному, и ничто теперь не помешает машине правосудия довести дело до конца.

Сюжет основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун и схожем случае с Карлайлом Харрисом . После выхода роман имел большой успех у читателей. Издатель романа Хорэс Ливрайт выступил продюсером театральной версии романа в 1926 году.

Сюжет

Действие начинается в городе Канзас-Сити . Клайд Грифитс - сын уличных проповедников, которые строго воспитывают детей в религиозной вере. Однако с юных лет Клайд мечтает вырваться из мира, где царят лишь бедность и горечь унылого существования. Юноша не понимает, чем богачи лучше бедняков и почему он вынужден жить в нищете, в то время как другим доступны богатство, комфорт и роскошь. Честолюбивые желания Клайда подогревает тот факт, что его дядя, живущий на Востоке США , является владельцем крупной фабрики по производству воротничков. Забросив учёбу и решив полностью посвятить себя поиску работы, Клайд устраивается рассыльным в отель, где новые друзья приобщают его к алкоголю и посещению проституток. В том же отеле Клайд невольно становится посторонним наблюдателем жизни богатых постояльцев, и его стремление к красивой и богатой жизни от этого только растёт.

Благодаря новым друзьям Клайд знакомится с молодой продавщицей Гортензией Бригс, и вскоре понимает, что влюблён в неё, однако расчётливая и хитрая Гортензия использует эти отношения, рассматривая их лишь как дружбу, в своих корыстных целях. Вскоре неожиданный поворот в жизни Клайда заставляет забыть его о спокойном существовании. Во время поездки с друзьями-рассыльными водитель автомобиля, в котором Клайд находился со своими друзьями, насмерть сбивает ребёнка. Клайд вынужден бежать из Канзас-Сити и скрываться от полиции.

В Чикаго он встречается с дядей, Сэмюэлом Грифитсом - владельцем фабрики, который давно не поддерживает связь с семьёй Клайда. Дядя предлагает племяннику в порядке ознакомления с производством работу в декатировочном цехе на фабрике. Клайд переезжает в город Ликург в штате Нью-Йорк , где живёт его дядя. Вскоре на фабрике Клайда как родственника переводят в штамповочную, где Клайд знакомится с Робертой Олден - работницей предприятия. Между ними завязываются любовные отношения. Несмотря на то, что Роберта, воспитанная в строгих правилах, отказывается вступить в связь с Клайдом, он упорствует и девушка, боясь лишиться внимания и расположения молодого человека, уступает и становится его любовницей.

Случай сводит Клайда с 18-летней Сондрой Финчли - дочерью другого местного фабриканта, занимающего видное положение в обществе. Сондра вводит его в круг местной «золотой молодёжи ». Её увлечение перерастает в любовь, и Сондра подумывает о свадьбе, невзирая на разницу в социальном статусе.

Неожиданно Роберта Олден сообщает о своей беременности, Клайд пытается уговорить её сделать подпольный аборт. Однако врачи, к которым она обращается, отказывают. Роберта добивается у нерешительного Клайда обещания жениться на ней. Между тем Клайд хорошо принят в высшем обществе Ликурга, и Сондра укрепляется в решении связать себя узами брака. Она рассчитывает, что её отец предоставит Клайду место на предприятии. Таким образом, её будущий муж станет полноправным членом высшего общества.

Из газетной заметки Клайд узнаёт о том, что на одном из озёр в штате Массачусетс произошла трагедия: лодка, в которой находились мужчина и молодая девушка, опрокинулась в то время, когда пара каталась по озеру; тело девушки найдено, а тело её спутника найти не удалось. После прочтения статьи в газете Клайду приходит мысль, что подобным образом он сможет избавиться от Роберты. Молодой человек старается отогнать преследующую его мысль совершить преступление, однако в конце концов понимает, что убийство девушки - единственный способ преодолеть препятствие, которое стоит на его пути к богатству, роскоши и счастливому браку с Сондрой. Клайд тщательно продумывает весь план совершения преступления, после чего Клайд приглашает Роберту покататься на лодке по пустынному озеру Большой Выпи. Однако в тот момент, когда Клайд должен осуществить свой коварный замысел, он впадает в оцепенение и столбняк, не в силах убить девушку. Роберта хочет сесть рядом с Клайдом, но когда встаёт в лодке, то та накреняется и теряет равновесие. Клайд ударяет Роберту штативом от фотоаппарата, который держит в руках, но впоследствии он не может точно ответить на вопрос, намеренно это сделал или нет. Когда и Клайд, и Роберта оказываются в воде, молодой человек не спешит на помощь девушке и та погибает. Клайд благополучно достигает берега и спешит покинуть место преступления, маскируя смерть под несчастный случай.

После убийства Роберты Клайд спешит попасть в общество Сондры Финчли и её друзей, поэтому отправляется на озеро, где отдыхает компания молодых людей из высшего общества. В это время полиция обнаруживает переписку Роберты и Клайда и выходит на его след. Убийцу арестовывают на глазах у его новых друзей. Сэмюэл Грифитс решает помочь своем племяннику и нанимает ему опытных адвокатов, однако оправдать Клайда не удаётся. Суд присяжных приговаривает Клайда к смертной казни, апелляция судебного решения не приносит результатов. Во время следствия и судебного процесса Клайд не получает никаких известий от Сондры Финчли и понимает, что он остался одинок и ни один человек в мире никогда не поверит в его невиновность. Однако сам Клайд до самого конца не может разобраться в том, действительно ли он убил Роберту.

В один из февральских дней Клайда Грифитса казнят на электрическом стуле.

Экранизации и адаптации

Кинокомпания «Paramount Pictures » приобрела за 100 тысяч долларов у Драйзера права на экранизацию и заказала сценарий Сергею Эйзенштейну . Однако впоследствии студия отказалась от сценария Эйзенштейна из-за развёрнутой в Голливуде антисоветской кампании против режиссёра. Глава организации «Hollywood Technical Director’s Institute» Фрэнк Пис (Frank Pease ) расценил подписание контракта как возможность ведения коммунистической пропаганды в США . Новый сценарий написал американский автор С. Хоффенштайн, фильм поставил режиссёр Йозеф фон Штернберг . После выхода картины в 1931 году Драйзер, которому нравился первоначальный сценарий Эйзенштейна, безуспешно подавал судебный иск против «Paramount». По его мнению, киностудия исказила смысл романа.

В 1951 году режиссёр

В своё время многие из читателей не могли понять, в чём же заключается та самая Американская трагедия. Конечно же, как таковая, трагедия, присутствует, но зачем автору было присваивать ей столь масштабный статус Американской. Было предположение, что Драйзер, как всегда увлёкся идеей обличить моральные ценности Америки, продемонстрировать примитивность и фальш ‘’великой американской мечты’’. Сам же автор романа определил свой замысел так: ‘’Я долго вынашивал в себе эту историю, ибо мне казалось, что она включает в себя все стороны нашей национальной жизни — политические механизации, общество, бизнес, секс…’’. Что ж, у Драйзера это прекрасно получилось.

Маленькому Клайду Грифитсу родители с самого детства пытались привить любовь к религии, всячески беря его с собой на улицы города для распевания псалмов. Клайду не совсем нравилось то, чем он занимался. Он чувствовал себя достаточно неловко, когда идущие по своим делам люди, постепенно окружали его странную семейку. Спасало Клайда отчасти то, что помимо него в этом процессе, посвящённом фанатичной вере, принимали участие его юный брат и две сестры. Всё же его не покидала мысль, что его семья выглядит достаточно смешно и ему просто напросто уже надоело заниматься этим глупым делом. И как ему кажется, в жизни есть куда более приятные вещи, да и перспективы пробиться в люди наверняка присутствуют. В общем, так начинается, описанная подробнейшим образом, история Клайда Грифитса, чья судьба, в силу проявления слабости по отношению к прекрасному полу, да и к красивой жизни, в итоге закончилась печально.

Стремясь поскорее избавиться от участи оставаться малоимущим, Клайд устраивается рассыльным в красивый и напичканный роскошью, какую доселе ему не представлялось возможным видеть, отель. Голова идёт кругом, а тут ещё и коллеги, ребята почти одного с ним возраста, рассказывают в подробностях, насколько же хороша работа в таком замечательном месте. Деньги накапливаются без особого труда, а просадить их можно в публичном доме, расположенном неподалёку, или же за стаканчиком крепкого алкогольного напитка. Казалось бы, вот оно, начало той самой жизни, когда имеешь хороший достаток и, лишь изредка приходится размышлять на тему мизерного количества цветных бумажек у тебя в кармане. Если и жил Клайд припеваючи какое-то время, работая в отеле, и, даже позволяя себе выглядеть респектабельно, то первые проблемы возникли при знакомстве с вульгарной и грубоватой, как сам и охарактеризовал её Клайд, Гортензией Бригс. Парню только и остаётся, что любоваться этой красавицей, тратя на неё при этом, чуть ли не все свои сбережения. Вот и наступает та самая ситуация, когда раскрывается одна из черт характера главного героя. Он, идя на поводу своих эмоций и чувств, теряет голову от любви к обольстительной хищнице, способной менять кавалеров, как перчатки, а та, в свою очередь, абсолютно не боясь потерять своего обожателя, открыто заявляет, что у неё имеется в запасе ещё несколько кандидатов на проведение яркого вечера с ней. И только лишь потом, после гулянок, танцев и игрищ, несчастный случай заставляет Клайда задуматься над многими серьёзными вещами в жизни, а также над своим поведением. Этот участок в книге позволяет возродить хотя бы не чувство уважения читателя к главному герою, после всего того, что произошло, но хотя бы увидеть в нём человека, способного противостоять чарам любви. Ещё повезло, что вложенные в Клайда ещё в детстве, его матерью, моральные устои и принципы, хоть как-то проявляли себя в его натуре. Ведь, чары сыграют с ним злую шутку и добавят, по истечении большого количества времени, тёмных оттенков, к только начавшим окрашиваться в яркие цвета, полосам жизни парня.

В дальнейшем, по ходу повествования, во всей красе блистает любовный треугольник, одна из вершин которого — девушка из очень бедной семьи, вторая вершина — другая девушка, принадлежит к богатому обществу в городе Ликург, в котором, по счастливой случайности оказывается наш герой, а третью вершину представляет он сам. По большому счёту лишь неразумное поведение чувственного Клайда и особенности его нрава, которые читатель без труда сам для себя отметит, сыграли ключевую роль в цепочке произошедших драматических событий. В книге прослеживаются моменты, позволяющие разглядеть частичку чего-то положительного в главном персонаже. В фильме же, они практически отсутствуют, давая зрителю право, без тени сомнения, видеть в нём юношу, идущего на поводу у похоти и своих принципов и не способного лицом к лицу встретиться с проблемами и попытаться их решить. И вроде бы нет ничего страшного в поступке Клайда, по отношению к Роберте Олден — девушке из бедной семьи, совершённом ещё до той самой, страшной трагедии. Заведи он нормально семью, отбросив все страхи, всё бы обошлось. Но нет, страстная любовь молодой Сондры Финчли из высшего общества, полюбившей его всеми фибрами души, её поцелуи и сладкие планы, которыми она делилась с ним, заставили его иначе посмотреть на складывающуюся обстановку. А кем в итоге предстанет Клайд Грифитс перед зрителем, решать уже, собственно, предстоит самому зрителю. После просмотра фильма и прочтения книги складываются немного разные ощущения.

Что касается экранизации, то стоит отметить, что Литовская киностудия конечно постаралась бережно отнестись к сюжету в книге, тем не менее, множество событий так и не были показаны в фильме. Если в книге и расписана каждая мелочь, при этом у читателя выстраивается примерная картинка, и вырисовываются образы, то в фильме эти все ситуации показаны в виде небольших фрагментов. И зачем надо было большую часть событий, представленных в книге в хронологическом порядке, в фильме перемешивать?

«Американская трагедия» - роман американского писателя Теодора Драйзера , опубликованный 17 ноября 1925 года .

Сюжет основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун . После выхода роман имел большой успех у читателей. Издатель романа Хорэс Ливрайт выступил продюсером театральной версии романа в 1926 году.

Сюжет

Клайд Грифитс - сын уличных проповедников, которые строго воспитывают четверых детей в религиозной вере. Когда ему было около 15 лет, его старшая сестра Эста сбежала из дома с заезжим актёром (который её впоследствии бросил), от которого родила ребёнка. Клайд устраивается на работу рассыльным в отель, где он видит совершенно другой мир - мир денег и роскоши. Новые друзья приобщают его к алкоголю и посещению проституток. Клайд постепенно всё больше влюбляется в кокетку Гортензию Бригс (хотя при первой встрече: «Клайд сразу увидел, что она довольно вульгарна и грубовата и совсем не похожа на девушку, о какой он мечтал.») и безуспешно пытается добиться её, тратя почти весь свой заработок.

Один раз Клайд отправился с друзьями в загородную поездку на выходные в машине, взятой без ведома богатого владельца. Они возвращались с прогулки вечером и очень спешили на работу ("Час был уже поздний, Хегленд, Ретерер и Хигби подгоняли Спарсера..."), понукая Спарсера ехать быстрее, но неожиданно сбивают девочку, бегущую к перекрёстку. При попытке уйти от погони они врезаются в кучу кирпичей в одном из переулков. Почти всем удалось убежать, в том числе и Клайду, но от страха они вынуждены скрываться от полиции. Клайд в тот же день уезжает на товарном поезде из города. На этом кончается первая часть романа.

Через год в Чикаго Клайд встречается с дядей - владельцем фабрики, который давно не поддерживает связь с семьёй Клайда. Сэмюэл Грифитс предлагает племяннику небольшую должность на фабрике. Клайд переезжает в город Ликург в штате Нью-Йорк , где живёт дядя. Работая на фабрике, Клайд становится руководителем цеха, в котором работают молодые девушки. Там же он знакомится с Робертой Олден - работницей предприятия. Между ними завязывается любовная связь. Семья дяди Клайда относится к нему высокомерно, лишь изредка приглашая на обед.

Случай сводит Клайда с 17-летней Сондрой Финчли - дочерью другого местного фабриканта, занимающего видное положение в обществе. Сначала Сондра вводит его в круг местной «золотой молодёжи », желая досадить родственникам Клайда, в первую очередь его кузену Гилберту (который холоден к ней). Её увлечение перерастает в любовь, и Сондра подумывает о свадьбе, невзирая на разницу в социальном статусе.

Неожиданно Роберта Олден сообщает о своей беременности, Клайд пытается уговорить её сделать подпольный аборт. Однако врач, к которому она обращается, отказывает. Роберта добивается у нерешительного Клайда обещания жениться на ней. Между тем Клайд хорошо принят в высшем обществе Ликурга, и Сондра укрепляется в решении связать себя узами брака. Она рассчитывает, что её отец предоставит Клайду место на предприятии. Таким образом, её будущий муж станет полноправным членом высшего общества.

На глаза Клайда попадает заметка в газете, в которой говорится о трагической гибели молодого мужчины и девушки, катавшихся на лодке. Клайду сразу приходит в голову замысел, который мог бы избавить его от надвигающихся неприятностей, связанных с беременностью Роберты, но он отгоняет от себя страшную идею. Он все больше думает о заметке и в состоянии безысходности решает убить Роберту. Он приглашает её покататься на лодке, но в самый последний момент не находит в себе сил свершить задуманное, впадая в ступор. Роберта хочет дотронуться до Клайда, тот рефлекторно отталкивает её и нечаянно ударяет фотоаппаратом. Лодка переворачивается, ударяя девушку по голове. Клайд слышит крики Роберты о помощи, но решает не помогать ей, внутрений голос убеждает его в случайности произошедшего:

Смотри, как она бьется. Она оглушена ударом. Она не в состоянии спастись сама, а если ты приблизишься к ней теперь, она в своем безумном ужасе потопит и тебя. Но ведь ты хочешь жить! А если она останется жива, твоя жизнь утратит всякий смысл. Останься спокойным только на мгновение, на несколько секунд! Жди, жди, не обращай внимания на этот жалобный призыв. И тогда... тогда... Ну вот, смотри. Все кончено.

Третья часть книги посвящена описанию следствия, судебного процесса и последующих событий.

После смерти Роберты полиция уже через день выходит на след Клайда и обвиняет его в хорошо спланированном умышленном убийстве. Громкое дело в захолустном округе на руку местным властям, желающим переизбраться на грядущих выборах:

Но теперь, если только ему (Мейсону ) не посчастливится быть выдвинутым, а затем и избранным на пост окружного судьи, должен наступить конец его политической карьере. Беда в том, что за весь период его полномочий не было ни одного значительного судебного процесса, который помог бы ему выдвинуться и, следовательно, дал бы право рассчитывать и впредь на признание и уважение избирателей. Но теперь...

Прокурор Мейсон питает личную неприязнь к Клайду, так как считает того богатым прожигателем жизни. В конце концов, несмотря на защиту адвокатов (в ходе которой Клайд сам поверил в случайность гибели девушки), суд присяжных приговаривает его к высшей мере. Автором отмечается предубеждение всех обвинителей и жителей округа против Клайда, которые заранее убеждены в его виновности.

Оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме, наблюдая, как другие заключенные проходят свой последний путь по коридору «дома смерти». Он не может поверить, что ему предстоит тот же путь. В итоге он исповедуется, признаёт свою вину. Его казнят на электрическом стуле .

Производство воротничков

Фабрика в Ликурге производила съёмные воротнички (англ. ) в количестве от 75 до 100 тысяч дюжин в день , т. е. от 280 до 370 млн штук в год. Выработка такого огромного числа воротничков объясняется тем, что многие мужчины в США (а также в Европе) использовали их недолго (некоторые меняли их ежедневно).

Экранизации и адаптации

В 2008 году на экраны вышел российский телевизионный сериал Леонида Мазора «Жизнь, которой не было» по мотивам «Американской трагедии». Действие сюжета в нем перенесено в современную Россию. В нем главный герой также мечтает вырваться из нищеты своей семьи в мир богатых.

Примечания

Ссылки

  • Jude Davies, King Alfred’s College. An American Tragedy. The Literary Encyclopedia. (англ.)
  • An American Tragedy: A Study Guide (англ.)
  • Theodore Dreiser: An American Tragedy. The Library of America (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Американская трагедия" в других словарях:

    АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ, СССР, Литовская киностудия, 1981, цв. Телесериал. По одноименному роману Теодора Драйзера. В ролях: Гедиминас Сторпирштис (см. СТОРПИРШТИС Гедиминас), Анна Алексахина (см. АЛЕКСАХИНА Анна Яковлевна), Аида Зара, Римантас… … Энциклопедия кино

    Американская трагедия An American Tragedy Обложка книги

    Колониальная американская драматургия была почти полностью подражательной, в качестве образцов она использовала античную драму и т.н. образцовую (standard) английскую пьесу. В 1787 была поставлена пьеса Р.Тайлера Контраст (The Contrast), которую… … Энциклопедия Кольера

    Драйзер (Dreiser), Теодор Герман Альберт - (27.VIII.1871, Терре Хот, Индиана 28.XII.1945, Лос Анджелес, Калифорния) прозаик, публицист. Суровой и непреклонной борьбой за правду жизни Драйзер открыл новую эпоху американской литературы, проложил путь плеяде крупнейших американских… … Писатели США. Краткие творческие биографии