Шримад-Бхагаватам объясняет, что мирная, духовно развитая культура покоится на четырех столпах религии: аскетичности, правдивости, чистоте и милосердии . Эти четыре качества указывают на такое состояние благости, которое способствует духовным устремлениям. Деятельность, характер которой прямо противоположен этим качествам, и которая приводит к деградации и в конце концов делает обретение этих качеств невозможными, – это азартные игры, принятие интоксикаций, незаконный секс и мясоедение .

Первый вид греховной деятельности – это азартные игры . Под этим термином следует понимать не только денежные ставки в играх или спорте, но также незаконные сделки в бизнесе, спекуляции и нечестные отношения с другими. Первое последствие такой деятельности – это излишняя материальная привязанность, появившаяся вследствие того, что в человеке выросли такие качества, как жадность и скупость. Другие последствия: человек из-за беспокойства теряет равновесие ума; все соучастники страдают, когда приходят потери; усиливаются лживость и обман, которые уничтожают качество, возвышающее человека, – правдивость.

Склонность к азартным играм проявляется даже в сфере духовной жизни, когда кто-то пытается понимать или объяснять духовные предметы на основе собственных умственных способностей. Вместо того, чтобы слушать истинных духовных авторитетов, играя в эту азартную игру, такие люди просто ставят на кон свою духовную жизнь.

Под термином "интоксикации " понимается, что человек оказывает воздействие на свое тело с помощью различных химических веществ, которые не являются необходимыми для поддержания тела и обладают стимулирующими или депрессивными эффектами воздействия на ум и тело. Под этим термином ведические писания подразумевают все одурманивающие вещества, начиная с чая, кофе и табака и заканчивая алкоголем и более сильными наркотиками. Привычка их употребления обычно приносит такие последствия: утрату здоровья, развивающиеся болезни, преждевременное старение и неспособность разумно и с постоянством сосредоточиваться на какой бы то ни было теме. Таким образом, подобные привычки препятствуют духовному продвижению человека, опутывая его материальными привязанностями и в то же время возбуждая его ум так, что он становится неспособен сосредоточиться в медитации на свое "я" и на Бога.

>Незаконный секс – это любые половые отношения вне брака и любые половые отношения в браке, не ставящие своей целью зачатие детей. Ничем не ограниченные занятия сексом, хотя и являясь источником огромного наслаждения на физическом уровне, вызывают социальные расстройства, а также ставят крест на перспективе обрести духовное сознание.

Незаконный секс порождает нежелательное потомство, которое становится причиной социальных и экономических проблем гигантских масштабов. Чтобы избежать таких последствий секса, люди делают аборты и используют противозачаточные средства. Священные писания, наука и здравый смысл и то, и другое расценивают как убийство. Тех, кто несет ответственность за подобную деятельность, ждут адские наказания – настолько велик груз кармы за то, что они преступают закон морали.

Когда люди занимаются сексом ради чувственного наслаждения, это не только приводит человеческое общество к деградации, но также порождает чрезмерную привязанность к телу и к плотским наслаждениям. Для такого эгоистичного человека, чье сознание так глубоко ушло корнями в тело, нет никакой возможности обнаружить и самому испытать природу блаженства души.

Под термином "мясоедение " понимают убийство или причинение беспокойства и ущерба животным формам жизни с целью получения в пищу их тел или яиц.

Если человек не может достать здоровую пищу или в каких-либо местах земля непригодна для сельского хозяйства и молочной промышленности, употребление человеком в пищу животных может быть оправдано. Если же человек не поставлен в такие условия жизни, то систематическое убийство животных с целью поддержания своего существования за счет их плоти и яиц становится самым ужасным из всех грехов, результатом которого является последующее страдание как самой личности, совершающей этот грех, так и всего общества. Эта деятельность успешно препятствует любым попыткам сделать шаг на пути к духовности.

Существует ряд практических причин того, почему не следует есть мясо. Первая заключается в том, что заклание животных является явным убийством, и любой, кто ест плоть этой жертвы, должен делить плохую карму, возникающую как следствие этого убийства. Вторая причина – в том, что мясоедение очень вредно для здоровья. Насыщенные жиры в большинстве видов мяса способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, а токсины, появляющиеся в разложившейся плоти, наносят ущерб нервной системе и способствуют развитию старческого слабоумия, паралича или сумасшествия. А третья причина особенно касается тех, кто имеет надежду развить в себе любовь к Богу. В Бхагавад-гите Кришна советует нам есть только ту пищу, которая была предложена Ему с любовью и преданностью. Благодаря тому, что мы принимаем освященную пищу, наше сознание очищается. И Кришна особо просит нас предлагать Ему только вегетарианскую пищу – никакого мяса, рыбы или яиц.

Таковы лишь некоторые, наиболее значительные, причины, по которым следует избегать азартных игр, интоксикаций, незаконного секса и мясоедения . Результатом каждого из этих видов деятельности является индивидуальное страдание и развал общества, и каждое из них делает человека неспособным испытывать вечную, блаженную духовную жизнь в сознании Кришны.

4 регулирующих принципа: нет мясу; нет интоксикациям (алкоголь, табак и т.д.); нет азартным играм; нет внебрачному/незаконному сексу.

В Первой песни "Шримад-Бхагаватам" есть история о четырех опорах религии: , и , и о четырех вещах, которые уничтожают религиозность. Они так же перечислены в "Шримад-Бхагаватам" (1.17.38): суна (употреление в пищу мяса), панам (употребление всевозможных одурманивающих средств и наркотиков), дйутам (азартные игры), а также стрийах (незаконные отношения с противоположным полом). лишает человека милосердия, незаконные сексуальные отношения делают человека расслабленным, лишают его воли и жизненной энергии, то есть делают человека неспособным к аскетичности, наркотики оскверняют человека внешне и внутренне, лишая его чистоты и замутняя его сознание, а азартные игры делают более склонным ко лжи.

Поиск с помощью голоса совести

О балансе сердца и разума в поиске истины. Как соблюдение принципов влияет на сознание? Два вида существ: движущиеся и неподвижные. Каким образом душа присутствует в этом мире? Из чего складывается наш индивидуальный мир? Как люди меняются, благодаря общению? Каков механизм общения в служении? Что даёт общение с гуру? Гуру учит нас, как ребёнка учат родители. Что такое общение с материалистом? Как отделить служение от корысти? Для чего мы учимся исполнять должное? Что такое материя в прямом смысле слова? Сознание как энергия. Можно ли воспринимать объекты не с точки зрения формы?

Выбор наставника

Гуру – представитель Бога. Выбор духовной традиции. Поиск наставника. Четыре магнита, удерживающие душу в материальном мире. Первый магнит: мясо, рыба, яйца; Второй магнит – интоксикации; Третий магнит – азартные игры и денежные махинации; Четвертый магнит – незаконные половые отношения;

Неуместные требования

Круговорот неофитов в природе. Идеализация стандартов. Адекватная проповедь. Почему не все хотят жить в храме? Разные уровни веры: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Причины снижения духовных стандартов. Завышенные требования к людям, которые по своей природе не могут им соответствовать. Тотальный брахманический стандарт, как причина разочарования. Необходимость применения разных стандартов для разных людей. Вертикальные и горизонтальные отношения в ткани общества. Разнообразие видов отношений. Вертикальные отношения - деловые, горизонтальные - раса.

Аскезы

Нужны ли аскезы? 4 духовных принципа. Мясоедение и секс. дурманивающие вещества. Шива - бог аскез. Плоды аскетизма. Аскетизм и пожертвования. Аскетизм и контроль чувств. Кто должен заниматься аскезами? Заслуживает ли уважения аскет? Как женщинам заниматься аскезами? Рекомендованные виды аскез. Когда аскетизм неблагоприятен. История Джады Бхараты. Как следует совершать аскезы. Чувство долга и предписанные обязанности человека. Идеалы, которые выше долга и предписаний. Виды аскез. Вопросы слушателей.

Сначала предлагаю посмотреть удивительное откровение Александра Хакимова о том, как он сам интуитивно пришёл к осознанию практической необходимости соблюдения 4 регулирующих принципов .

(MP4 720 => RAR / 59,37 МБ / 6:21 мин)

4 регулирующих принципа:история происхождения

В «Махабхарате» рассказывается история, в результате которой в 4-х вещах: вино, незаконный секс, азарт и мясоедение - появился тонкий элемент, который сводит людей с ума, вводит их в безумие. Эта история связана с великим ведическим мудрецом Чьяваной Риши (рши)- мудрец-отшельник.

">Риши . Именно Ему мы обязаны тем, что мы должны соблюдать эти 4 регулирующих принципа .

Он жил в Сатья-югу... или, может быть, в самом начале Трета-Юги (в ед.ч. йуга) — четыре циклически повторяющихся периода, через которые проходит в своем развитии Вселенная. Юга — минимальная единица измерения времени жизни Вселенной.

Это Сатья-юга (продолжительность1 728 000 лет), Трета-юга (1 296 000 лет), Двапара-юга (864 000), Кали-Юга (432 000 лет).

Полный цикл из четырех юг называют дивья-югой, или чатурвь-югой, или маха-югой, которая длится 4 320 000 лет.

">юги и обладал особым качеством: Он был сыном Бхригу Муни — мудрец; аскет; человек, соблюдающий молчание.

">Муни
. И так случилось, что однажды, когда жена Бхригу Муни была беременна, её выкрал некий демон, который был влюблён в его жену до того, как она ещё не вышла замуж за Бхригу Муни. Этот демон обманул , которому Бхригу Муни наказал стеречь свою беременную жену, поскольку Ему самому нужно было ненадолго отлучиться. И как только мудрец ушёл, в хижину ворвался демон и утащил беременную жену Бхригу Муни. Посадив её на свинью он её умыкнул. По дороге, это была ночью на границе с ранним утром, когда было ещё темно, жена Бхригу Муни разрешилась родами и когда младенец появился, то от него исходило такое мощное свечение, что демон, увидев это, невероятно испугался и решил спастись бегством, оставив младенца и жену.

То есть Чьявана Риши с самого рождения обладал очень большим могуществом, а в результате свой аскезы Он обрёл ещё и особое качество - он мог любого, на кого он посмотрит, парализовать, его взгляд парализовывал человека. Стоило ему взглянуть на кого-то, если он хотел, то в тот же миг человек застывал на месте и он не мог сдвинуться с места. История долгая, она описывается в девятой песне «», все подробности я сейчас не буду рассказывать.

И, будучи уже старым: дряхлый с морщинистой кожей, фактически скелет, кожа и кости Он совершал аскезу в муравейнике. Вокруг него был муравейник и под ним был Чьявана Риши. И однажды Ему надоело совершать аскезу в муравейнике и захотелось, соответственно, совершать аскезу в семейной жизни. Он решил, что Он стоит этого. И у него появилась молодая и очень красивая жена, которая ненароком выколола ему глаза до того, как они женились. В результате у неё появился дряхлый, к тому же слепой. Но Сукханья, так звали её, была ведическая жена, поэтому она тщательно ухаживала за ним.

«Аскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, и ненасилие.»
, 17.14, комм

И однажды Сукханья пошла в озеро искупаться, а случилось так, что в том же озере недалеко от неё примали омовение Ашвини , боги, отвечающие за людей, а они были невидимы для жены Чьявана Риши. Так вот, увидев невероятную красоту молодой жены, они просто потеряли сознание. Полностью пленённые её красотой, двое полубогов, в этот момент, решили, что нужно сделать себя видимыми ей, чтобы явиться перед ней во всём своём величии. Появившись перед ней они сказали: «Выбирай любого из нас. Мы боги с высших планет и мы хотим жениться на тебе. Но ты можешь выбрать кого-то одного». Сложность задачи заключалась в том, что они были близнецами, похожи друг на друга как две капли воды. Сукханья внимательно посмотрела на них и сказала: «Извините меня, дорогие Кумары, но я ничем вам помочь не смогу: у меня уже есть муж». И это было искренним сердечным откровением: никах сомнений в этом вообще не было, даже ни одной мысли о том, что она сможет стать счастливой женой одного из богов.

Ашвими Кумары, видя её Целомудрие — полная мудрость цельной и крепкой личности, осознавшей своё Истиное Я как на материальном, так и на духовном уровнях, что проявляется в глубоко гармоничной жизни, наполненной любви и заботы. Поэтому целомудренная женщина естественным образом обладает скромностью, хранит верность своему мужу и обретает счастье в семейной жизни.

">целомудрие и чистоту, растрогались и сказали: «Ну хорошо, выбирай любое благословение, которое только можешь. Если хочешь, мы сделаем твоего мужа таким же красивым, как и мы». На что она ответила: «Это очень хорошо». Но у самих Ашвини Кумаров, желание жениться на ней в сердце осталась, поэтому они предложили условие: «Мы сделаем его таким же красивым, как и мы, но при одном условии: потом ты должна будешь выбрать одного из нас троих. Т.е. мы будем внешне полностью одинаковыми, как две капли воды, и ты должна будешь выбрать одного из нас в качестве своего мужа».

Сукхани очень не понравилось это условие, но желание подарить своему мужу молодость и силу, было сильным. Поэтому она отправилась к Чьяване Риши и рассказала всё произошедшее и спросила совета: «Что делать?». Чьявана Риши крепко ухватился за эту возможность и сказал: «Давай! Рискнём! 33% за нас».

«Во Вселенной великое множество мошенников. Из всех видов мошенничества самым захватывающим являются азартные игры...»
, 10.36, комм

Они уже вместе с мужем вернулись к озеру, где их ждали Ашвини Кумары. Ашвини Кумары велели Чьяване Риши войти по голову в это озеро. Он вошёл... Но с озера уже вышло трое: её муж и Ашвини Кумары. Причём это были совершенно одинаковые красавцы, сияющие красотой и силой, могуществом и молодостью. Она стала озадаченно пытаться найти своего мужа... Но как она не смотрела, понять, где её муж не могла. Будучи целомудренной она стала молиться Богу с просьбой о защите: «Пожалуйста, сохрани моё целомудрие, я не хочу никого, кроме своего мужа!». Вдруг она заметила одну небольшую особенность: двое прочно стоят на земле, а один - парит, слегка касаямь земли. Она подошла к нему и надела на него гирлянду. Это был её настоящий муж.

Чьявана Риши, будучи очень довольным выбором своей жены и милостью Ашвини Кумаров, в этот момент сказал: «Теперь вы просите у меня благословение, я тоже на что-то способен, я тоже могу вам что-то дать». Ашвини Кумары сказали: «Несправедливость в райском царстве: все имеют долю сома-расы, а мы врачи, и так как мы врачи, то мы относимся к категории шудр. Поэтому не даёт нам сома-расы. Заставь Индру, чтобы мы тоже могли пить сома-расу».

Чьявана Риши сказал: «Сейчас же на месте» и тотчас же начал сома-ягью, огромное жертвоприношение, в результате которого преподносится эта сома полубогам. Все полубоги явились, он вызвал их своими мантрами, своим могуществом. Он специально пригласил своими мантрами Ашвини Кумаров на эту сома-ягью. Они были в числе почётных полубогов. Индра сидел, и все остальные тоже сидели, и Ашвини Кумары были там. Когда сома появилась в результате этого жертвоприношения, то Чьявана Риши первым пошёл к Ашвини Кумарам и дал им их долю сома-расы.

«Они убеждены, что главным смыслом человеческой жизни являются наслаждения. Поэтому их до конца дней преследуют бесконечные страхи и тревоги. Запутавшись в сетях сотен желаний, съедаемые вожделением и гневом, они всеми правдами и неправдами добывают , чтобы с их помощью удовлетворять свои .»
Бхагавад-Гита, 16.11-12

Индра невероятно разгневался! Его гневу просто не было предела. Не просто потому, что им первым дали, а потому что кто-то покусился на его власть. Индра относится к числу тех правителей, которые боятся, что кто-то может покуситься на их власть, на их могущество, а тут появились эти выскочки и Чьявана Риши, который возносит это. Тогда он занёс свою ваджру, своё оружие, молнию, он готов был уже на месте уничтожить Чьявану Риши... И в этот момент Чьявана Риши просто посмотрел на него. Индру парализовало. Он не мог даже пошевельнуть пальцем, неговоря уже о ноге или руке. Да, Индра попал в такую ситуацию впервые. Он не знал что делать. Потом Чьявана Риши посмотрел на жертвенный костер, который горел, произнёс мантру и из огня появился страшный демон. Он помчался на всех присутствующих и все присутствующие в ужасе стали разбегаться в разные стороны, кроме Индры. Ну... Он просто не мог убежать. А все остальные в страхе от этого демона разбегались в ужасе, только пятки сверкали. А Индра продолжал стоять. И тут мысленно он стал просить прощения у Чьяваны Риши, стал просить: «Я сделаю всё, что хочешь, только спаси меня, только избавь меня от этого страшного демона».

Демона звали Мада. Мада значит безумие, сумасшествие. Этот демон хотел напасть на Индру и тогда Чьявана Риши сжалился над Индрой и сказал: «Хорошо, Индра, я прощаю тебя, но с демоном надо что-то сделать», так как сила, которая в него была вложена - очень сильна и это сила безумия. Поэтому: «Разруби его своей ваджрой на четыре части». Индра так и сделал: своим оружием разрубил этого демона на четыре части. Но теперь Чьявана Риши стал думать что же делать с этими частями, потому что эта невероятная сила безумия находилась в них.

Подумав немного Он сказал: «Хорошо, теперь эта сила безумия поровну распространится в четыре вещи. Отныне:

  • вино будет сводить человека с ума и делать его безумным;
  • незаконный секс будет вводить людей в безумие;
  • убийство или охота, мясоедение, употребление в мяса, будет сводить людей с ума;
  • и азартные игры будут приводить к тому, что люди будут сходить с ума».

«Хотя демоны являются самыми отвратительными существами на свете, они устраивают всё так, что другие поклоняются им и окружают их незаслуженными почестями. Они идут прямиком в ад, а им кажется, что они движутся по пути прогресса.»
Бхагавад-Гита, 16.10, комм

- В современном эмансипированном обществе многие женщины ходят полураздетыми. Получается, что сейчас соблюдать объективно четвертый принцип сложнее, чем в ведические времена. В то же время люди сейчас не такие стойкие, как раньше. Получается что соблюдение 4-го принципа - трудновыполнимая задача. Если преданный не соблюдает 4-й принцип, но активно занят в преданном служении, что его ждет?

А что такое четвертый принцип? В шастрах говорится striya suna ….bhana (санскрит). Буквально эти слова означают: женщины, убийство животных, азартные игры и употребление алкоголя. Поэтому это не четвертый принцип, а первый. Прабхупада никогда не использовал термин «четвертый регулирующий принцип», он называл это «недозволенные половые отношения» или еще проще «незаконный секс». Действительно, в современном обществе большинство женщин деградировали до уровня проституток. И все общество представляет собой общество животных. Что осложняет следование правилам. Но законы природы не изменились. За греховные поступки человек получает греховный результат. К счастью, Шри Чайтанья Махапрабху дал нам процесс очищения, который заключается в повторении святых имен Кришны. Но сейчас, совершая греховные действия, он получает за них реакции, последствия. Если человек пытается практиковать сознание Кришны, но оступается, он может рассчитывать на снисхождение Кришны. Если человек искренне пытается практиковать сознание Кришны, но низшая природа дает о себе знать, то он может рассчитывать на помощь Кришны, Кришна поможет ему. Однако не нужно принимать это как само собой разумеющееся: «Я повторяю Харе Кришна, и все мне простится» - это является 7-м оскорблением Святого Имени. До тех пор, пока у человека сохраняется половое влечение, до тех пор духовный мир его закрыт.

Одним из учеников Прабхупады был Джаянанда прабху. Он полностью посвятил себя миссии Шрилы Прабхупады. Он оставил тело до того, как оставил тело Шрила Прабхупада. И Прабхупада после его ухода написал, что если он был свободен от материальных желаний, он безусловно вернулся в духовный мир. Однако если присутствовала хотя бы тень материальных желаний, то он родился... Насчет того, что его ждет.

Совершать преданное служение всегда благоприятно. Но до тех пор, пока у нас есть материальные желания, или мы занимаемся греховной деятельностью, не может идти речи о достижении высшей цели - обретении любви к Богу. У Бхактивинода Тхакура было 15 детей. Он был великим чистым преданным. Поэтому мы не запрещаем секс. Но материальное вожделение является противоположностью чистой преданности. Чего достигнет тот или иной человек зависит от его сознания. Даже про Джаянанду Прабхупада сказал, все будет зависеть от его чистоты. Но мы должны знать, что нам следует избавиться от материальных желаний. Это совсем не просто. Я не говорю, что это просто. Но это вызов.

- Несоблюдение 4-го принципа может повлиять на чистоту отношений с преданными?

- В каком виде Кришна и Прабхупада могут принимать служение преданного, не соблюдающего 4-й принцип?

Это будут решать Кришна и Прабхупада. Я за них это решить не могу. Но существует 4 регулирующих принципа. Когда Прабхупаде задали вопрос о преданных, не соблюдающих обеты, данные во время инициации, Прабхупада сказал, что это не преданные, это животные. Прабхупада сказал, они дают обеты, но потом не следуют им. Прабхупада сказал, что животное не может следовать обетам, поэтому если человек дает обет и не следует, он подобен животному. Таково философское понимание. Но с другой стороны, при личных контактах Шрила Прабхупада был достаточно мягок.

- Если человек не соблюдает 4-й принцип, что он должен сказать самому себе?

Можно сказать, что нужно духовно расти. Это не просто. Проще говорить об этом, чем следовать. Что касается этого вопроса, то нужно понимать, что есть действительно преданные грихастхи, которые действительно строго следуют всем 4-м регулирующим принципам. Но есть также и другие, которые не следуют. Если человек вступает в недозволенные половые отношения, то по крайней мере он должен получать за это результат, нести ответственность за это действие, т.е. иными словами давать рождение ребенку. Нельзя использовать противозачаточные средства или делать аборты.

- Что плохого или хорошего в том, что преданный занимается астрологией и использует ее в проповеди.

Вчера я уже отвечал на этот вопрос. Она может использоваться в проповеди. Но обычно вовсе не обязательно использовать ее. Если человек сведущ в сознании Кришны, еще в чем-то, в астрологии то он может использовать этот аспект знаний для того, чтобы привлекать людей в сознание Кришны. Но обычно наша проповедь основана на харинамах, распространению книг и донесение долюдей прямого послания Бхагавад-гиты. Астрологию можно также использовать, не знаю, порекомендовал бы Прабхупада делать или нет, но это возможно. Но в данном случае вам придется приводить людей из сознания астрологии в сознание Кришны.

Часто люди просят меня «прочитать» их линии на ладони. Я смотрю на их ладони и говорю: «Все плохо. У вас будет много страданий! Если вы не примете сознание Кришны, все будет очень плохо!» Я вообще не разбираюсь в хиромантии и ничего не понимаю, но то, что я сказал - это справедливое, универсальное утверждение для всех. Для того, чтобы понять, что человек будет сильно страдать, страдать от повторяющихся рождения, смерти, старости, болезней не нужно быть хиромантом.

Астрология настолько обширная тема, обширная сфера знания, что заниматься ею и при этом сохранять свое сознание Кришны, для этого требуется находиться на очень высоком уровне в сознании Кришны. Поскольку астролог начинает смотреть на мир сквозь призму: какая планета в каком доме находится, какие там квадранты или треугольники они образуют. То есть погружаются в такое астрологическое сознание и погружают в такое же сознание окружающих. Если человек не утвердился в сознании Кришны, то ему будет очень трудно не отклониться от цели человеческой жизни - служению Кришне.

По цитатам астрологии (Шримад Бхагаватам, 6 песня, 2 глава, 6 текст, комментарий): в Ведическом обществе было принято до заключения брака тщательным образом изучать гороскоп жениха и невесты. Это помогало удостовериться, что молодые люди подходят друг другу. Ведическая астрология позволяет определить, как на человека влияют гунны материальной природы. Может быть стоит уделять изучению астрологии время, чтобы избежать проблем в материальной сфере жизни. Известно, что у преданных часто бывают материальные проблемы, мешающие духовной жизни. И как вы относитесь к тому, чтобы составлять гороскопы друг на друга на компьютере в астрологических программах?

Если мы думаем, что мы сможем избавиться от материальных проблем при помощи астрологии, психологии и еще чего-либо, кроме сознания Кришны, то это иллюзия. Действительно, астрология играет роль в Ведическом обществе. Ее можно сравнить с прогнозом погоды. Если синоптики предсказывают дождь, то разумно взять с собой зонтик. Точно также если жених и невеста несовместимы, то им лучше не вступать в брак. Прогноз погоды имеет свою пользу, но это не значит, что мы избавимся от всех проблем. По мере того, как будет устанавливаться, развиваться Ведическое общество, то конечно появятся и ведические астрологи, аюрведисты, разные специалисты. Но на самом деле я скептически отношусь к таким астрологом, которые учились по самоучителю. Он прочли пару книг по астрологии и начинаю пропагандировать себя как астрологов. Это очень сложная дисциплина. Существует множество аспектов, сфер, которые нужно учитывать. Как и любую ведическую дисциплину, астрологию нужно изучать многие годы под опытным руководством, прежде чем начинать свою собственную практику.

Что касается компьютерных астрологических программ, то я думаю, что они не очень полезные, скорее наоборот - бесполезны. То есть если делать что-то, то нужно делать это правильным образом. В особенности если это должно сыграть какую-то значительную роль в жизни человека. Например, вам нельзя работать практикующим врачом, если вы не прошли обучение несколько лет, не закончили ординатуру, не сдали экзамены, не получили диплом и т.д. При этом это еще не означает, что вы сразу же начнете делать операции, просто будете каким-нибудь специалистом. В астрологии, когда речь идет о жизнях, важных решениях, которые повлияют на человеческую жизнь нужно быть очень сведущим и аккуратным, не полагаться на какие-то непонятные компьютерные программы, которые не учитывают всех тонкостей.

Часто люди обращаются ко мне за советом в каких-то конкретных ситуациях. Но во многих случаях я отказываюсь давать советы. Поскольку я не знаю всех деталей, не знаю достаточно хорошо этого человека. Не зная ситуации, я знаю только ваше мнение, вашу «сторону медали», я не знаю другую сторону. Поэтому мне не подобает советовать. Мы можем дать общий совет, не конкретный, то есть - полагаться на Кришну. Или мы можем советовать, основываясь на наставлениях и указаниях Шрилы Прабхупады. Например, домохозяева могут спрашивать, как поступить, как им жить, как им быть. Нужно сказать им, что Шрила Прабхупада рекомендовал грихастхам жить на селе, в сельскохозяйственных общинах. Также он советовал открывать грихастхам кафе, рестораны и продавать там прасад. Он также позволял преданным-домохозяевам распространять книги, получать от этого какую-то прибыль и жить за счет этого. И он также не запрещал домохозяевам устраиваться на кармическую работу. Мы можем давать общие советы в соответствии с указаниями Прабхупады и учением шастр. Но если мы считаем себя специалистами и даем советы в соответствии с какой-то сферой (астрологией или аюрведой), то прежде, чем давать совет, мы должны стать специалистами в этой сфере. Обычно мы можем обнаружить такой факт, что астрологи дают разные толкования, разные прогнозы, то есть у них разные мнения на одно и то же. Часто случается так, что юноша и девушка хотят заключить брак, идут к астрологу, он говорит: «Нет, вы не совместимы». Идут к другому астрологу, он говорит: «Нет, вы не совместимы». Идут к третьему астрологу, он говорит: «Нет, вы не совместимы». Они идут к четвертому астрологу, он говорит: «Ну ладно, более-менее», - и они женятся. Кроме того, если преданным не нравится прогноз астролога, они обычно не следуют ему.

Например, такая ситуация: в семейной паре жена хочет развестись с мужем. И наиболее авторитетным астрологом-преданным, который родился на Западе и изучал астрологию в Индии, сам он родился в Канаде, живет в Бангалоре, это Шьямасундара прабху. Ко мне обратился один преданный, сказал, что с ним хочет развестись его жена. Обычно я отказываюсь погружаться или заниматься подобными вещами. Я написал тогда этому астрологу - Шьямасундаре прабху, попросил его совета. И тогда Шьямасундара прабху прислал мне письмо, которые 14 лет назад он отправил именно этому преданному, который сейчас обратился ко мне, столкнувшись с этой проблемой. И в этом письме говорилось: «Эта матаджи - замечательная преданная, но вы с ней совершенно не совместимы. Совместимость плохая до такой степени, что если вы будете жить вместе, то ваша жизнь превратится в аду. Вы будете очень страдать, это будет вредно для вашего физического здоровья, сократит продолжительность вашей жизни». И в конце письма было примечание, написанное заглавными буквами: «Ни при каких обстоятельствах не женись на ней!» Но Камадев уже сделал свое дело, и они поженились. И теперь просит помощи: «Помогите, что мне делать?!»

Что касается астрологии. Даже если вам повстречается хороший астролог, то обычно люди используют астролога для того, чтобы поддержать или обосновать свои собственные идеи и представления, т.е. они не слушают рекомендации астролога. Когда люди, например, обычно приходят к садху или к гуру и просят у них какого-то совета, на самом деле они не хотят получить какой-то совет, они просто хотят получить одобрение, поддержку, но.... продолжая заниматься тем же, чем они занимаются. Люди думаю, что садху - это тот, кто раздает благословения, т.е. подходят к нему: «Дайте благословение!», - и он благословляет их. Точно также гуру, который действует таким образом превращается в ученика своих так называемых учеников. Поскольку такой гуру превращается в того, кто просто санкционирует все, что бы ни делал его ученик. Если гуру начинает говорить своему ученику, что он должен делать, что он делать не должен в соответствии с «гуру, садху, шастрами», то такого гуру начинают называть экстремистом, консерватором, фанатиком, вымирающим динозавром. Словом «динозавры» называют тех, кто еще верит в слова Шрилы Прабхупады, то есть верят в то, что нужно следовать тому, чему учил Шрила Прабхупада. Бытуют такие представления, что действительно Прабхупада это говорил, но мир не стоит на месте, он меняется, времена изменились, поэтому нужно каким-то образом привносить изменения, менять это учение.

Что касается ведической астрологии, то она работает только в рамках ведической культуры. Если просто брать какие-то элементы из этой астрологии, вырывать какие-то фрагменты, то это не будет работать, это закончится тем, что к астрологам не будут прислушиваться, а с другой стороны люди будут считать себя астрологами, прочитав пару книжек по астрологии. Уже и так много врачей-аюрведистов, нам нужны не аюрведисты, а доктора, которые лечат души. В Индии и так уже много астрологов, нам не нужны еще какие-то астрологи, нам нужны проповедники, которые несли бы людям послание Бхагавад-гиты. Если бы преданные забыли об астрологии, что вообще такая наука существует, то никакой бы разницы не было, это ни на что бы не повлияло. Необходимость существует в том, чтобы попытаться донести до людей послание Бхагавад-гиты, необходимость услышать это послание. Но мы видим, что даже преданные к своему стыду слабо владеют знаниями элементарных вещей этой духовной науки. Поэтому, конечно, астрология играет роль в ведическом обществе, но она не является какой-то неотложной необходимостью в настоящий момент.

Что касается психологии. То совершенная психология изложена в Бхагавад-гите.

- Сейчас с ИСККОН появилось много разных авторов. Каким должен быть критерий. оценки этих книг, как понять, что можно читать, а что будет губительно для духовной жизни?

Сначала нужно утвердиться в изучении книг Шрилы Прабхупады, прежде чем читать других авторов. Я сам пишу книги для того, чтобы прославлять моменты, о которых говорил Шрила Прабхупада. Но я бы настоятельно рекомендовал несколько раз перечитать все книги Шрилы Прабхупады прежде, чем начать свои блуждания. Нужно понять, что нужно читать, а что не нужно. Иногда преданные спрашивают меня: «Читать мне эту книгу или нет?» Трудно вообще читать все книги, которые сейчас публикуются в ИСККОН, поэтому мне трудно сказать. Книга, которая будет полезной для одного преданного, находящегося на одном уровне, будет губительно для другого преданного, который находится на другом уровне. Сейчас действительно выходит много книг разных авторов, но если преданный не утвердился в знании и понимании книг Шрилы Прабхупады, то читая различных авторов, он может быть даже сбит с толку. Поэтому если вы хотите, чтобы с вами было все хорошо, чтобы вы были в безопасности - читайте книги Шрилы Прабхупады.

Что касается азов духовной жизни в книгах Шрилы Прабхупады, да, в основном это азы. Но также там присутствуют очень возвышенные сокровенные темы. В своих книгах Шрила Прабхупада рекомендует изучать труды шести госвами. В некоторых из них описываются очень сокровенные темы. Но это не означает, что эти произведения предназначены для всех. Если мы изучаем только книги Шрилы Прабхупады, то этого достаточно, чтобы мы вернулись в духовный мир или достигли вершины духовного экстаза. Существуют и другие книги, но опять же встает вопрос квалификации. То есть прежде чем изучать теорию Эйнштейна нужно изучить какие-то элементарные вещи. В противном случае, если вы начнете ее читать - вы ничего не поймете.

Когда была опубликована Шри Чайтанья Чаритамрита, то преданные стали читать те места, где описываются очень сокровенные темы, т.е. стали концентрироваться на этом. И Шрила Прабхупада был очень сильно обеспокоен этим. И он положил этому конец. Но преданные сказали: «Мы ведь читаем ваши книги, Шрила Прабхупада». Прабхупада сказал: «Не все мои книги предназначены для вас». Преданные сказали: «Мы просто хотим развить в себе желание следовать по стопам обитателей Вриндавана». На это Прабхупада сказал: «Сначала заслужите, а потом желайте!»

Что касается сокровенных книг, Бхактивинода Тхакур говорил: «Лучше бы было собрать все эти книги и уничтожить - это было бы лучше для окружающих». Достаточно жесткое утверждение. Поскольку вреда от неправильного использования больше, чем пользы. Тогда Бхактисиддханта Сарасвати предложил Бхактивиноду Тхакуру запечатать Гита Говинду, книгу, где описываются сокровенные лилы Радхи и Кришны, Бхактивинода Тхакур ответил, что нужно печатать 2 копии, 2 экземпляра: 1 оставить себе, а второй отложить, если найдется квалифицированная личность.

Обычно наше положение будет безопасным, если мы просто будем читать книги Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада дал много разных наставлений в разных сферах жизни. И мы можем говорить, что можем менять их в соответствии с временем, местом и обстоятельствами. Но если все можно менять, тогда какой вообще смысл в наставлениях Шрилы Прабхупады?

- Если какой-то старший преданный на ваш взгляд поступает неправильно, допустимо ли обсуждать его поведение в уме и с близкими вайшнавами, с любимыми вайшнавами?

Да. Поскольку если мы переведем функцию анализа в спящий режим, мы окажемся в очень опасном положении. Понимание и мнение о том, что старшие преданные не может совершать ошибки нереалистично и не имеет подтверждения в Священных Писаниях. Думать, что старшинство позволяет человеку не совершать ошибки - это заблуждение. Это опасное заблуждение, которое уже привело к опасным последствиям, поскольку преданные, отбросив свой разум, слепо следовали каким-то лидерам, которые отклонились от учения Прабхупады. К счастью, у нас есть книги Шрилы Прабхупады, где четко изложена философия сознания Кришны. И, оглядываясь в прошлое, и видя все эти отклонения, которые имели место быть, эти отклонения инициировались лидерами общества, которых считали продвинутыми преданными и которых никто не мог критиковать, которые, на первый взгляд, очень успешно проповедовали, но в результате все это приводило к трагедии. И такое слепое следование лидерам, которые в свою очередь не следовали Прабхупаде, привело к очень трагичным последствиям, многие сотни преданных сталкивались с проблемами, даже уходили, оставляли сознание Кришны. И на самом деле из Общества ушли тысячи преданных, которые пришли с таким трудом в это Движение. Но эти преданные имели веру в этих лидеров, считали их лидерами в сознании Кришны, но на самом деле эти лидеры уже отклонились с пути сознания Кришны. Т.е. на тот момент, когда эти лидеры занимали положение лидеров ИСККОН, если бы кто-то осмелился сказать что-то против них, то естественно его попросили бы покинуть ИСККОН. Но в последствии оказалось, что эти лидеры, которых считали великими чистыми преданными, оказались сбитыми с толку, отошли от пути сознания Кришны. И вера их учеников и последователей была подорвана. Это привело к разочарованиям: преданные уходили из ИСККОН, уходили в Гаудия-Матх, уходили из сознания Кришны. И причина такого массового ухода заключалась в том, что преданные отказывались использовать свой разум для того, чтобы отличать плохое от хорошего и в страхе нанести кому-нибудь оскорбления. Принимая во внимание эту печальную реальность мы должны быть очень осмотрительны. И хотя могут быть разные возможности, разные инновационные проповеднические методы, я бы порекомендовал проявлять осмотрительность и осторожность. Поскольку история нашего Движения показывает, что эти инновации часто плохо кончаются. Поэтому нужно быть осмотрительным.

Иногда то, что считается оскорблением по поводу других преданных, является не оскорблением, а конструктивной критикой, направленной на благо преданного, а не из чувства мести или еще чего-то. Недавно я встречался с одним из лидеров нашего Движения, который можно сказать использует новаторские проповеднические методы. Я сказал ему: «Почему вы не пропагандируете необходимость харинам, распространение книг - то, что рекомендуют делать ачарьи? Эти процессы стали неэффективными? Харинама -санкиртана перестала быть юга-дхармой?» Мы начинаем делать какие-то вещи и забываем о том, что мы действительно должны делать. Мы начинаем просто сбивать с толку преданных какими-то вещами, которые не имеют никакого отношения к сознанию Кришны.

- Если кто-то из преданные проповедует отклонения от Прабхупады, например, нарушение 3-го принципа - оправдывает участие в финансовых пирамидах, как МММ, как быть в таком случае? Как сохранить уважение к нему и доброе вайшнавское отношение?

В финансовых пирамидах участвуют 2 типа людей: те, кто сверху - обманывают; а те, кто снизу - глупцы, которых обманывают. Для вайшнавов участие в подобных мероприятиях не рекомендуется. Недавно была такая пирамида: кто собрал все деньги у преданных и через какое-то время исчез. Когда людям обещают: «Дайте деньги - у вас будут огромные проценты», нужно просто предупредить таких преданных, что если они сверху - они отправятся в ад, а если вы снизу - вы потеряете все деньги, которые можно использовать в служении Кришне. Но обычно люди, которые принимают участие в финансовых пирамидах настолько глупы, что они не прислушиваются к вашим наставлениям, поскольку они думают: «О, я проинвестировал 10 тысяч долларов, скоро у меня будет 20 тысяч долларов», - их сознание полностью движимо алчностью. Преданные должны быть более разумными.

- Если преданные критикуют друг друга и обращаются к тебе за поддержкой, как избежать вайшнава-апарадхи?

Слишком общий вопрос, как на него ответить? Если кто-то определил кому-то вендетту, зачем вам принимать в этом участие? Но если это какой-то серьезный вопрос вы должны задуматься о том, принять ли участие в этом или нет. Нас окружает очень много проблем, поэтому мы не сможем принять участие в разрешении всех этих проблем. Конечно, критика ради критики - это оскорбительно, мы не должны принимать в этом участие. Т.е. это неправильное сознание. Это не совсем приятная тема для фестиваля. Но это неизбежно, на нас оказывает влияние фактор времени. Даже в вайшнавском обществе проявляются многочисленные проблемы. Обычно нам не доставляет радости обсуждать все эти вещи. Мы предпочитаем зависнуть в облаке полного забвения и не видеть ничего плохого в окружающем мире, т.е. закрываем на все глаза. С одной стороны, существует проблема общения. Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы! Господь Чайтанья танцует и приглашает нас принять участие в его вечном танце. Поэтому давайте просто присоединимся. Но в практическом отношении в вайшнавском сообществе могут быть какие-то отклонения. Даже когда Господь Чайтанья лично был на этой планете, среди его последователей возникали проблемы, конфликты. Один из его ближайших последователей был приговорен к смертной казни за коррупцию. И однажды последователи, спутники Господа Чайтаньи привлеклись произведением какого-то поэта, который казался преданным, но на самом деле придерживался взглядов философии майавады. И только один преданный нашелся - Сварупа Дамодара, который распознал эту майаваду и предупредил всех остальных преданных. Даже во времена Господа Чайтаньи время от времени появлялись такие трудные вопросы. Господь Чайтанья отверг Чота Харидаса на первый взгляд за небольшую провинность. Поэтому подобные вещи имеют место быть. Но мы все равно должны продолжать повторять «Харе Кришна».

- Скажите, пожалуйста, кто составил «Науку Самоосознания» Шрилы Прабхупады?

Если вы прочитаете введение и предисловие, которые составил Мукунда Госвами…

Вопрос: Ради безопасности женщины, ее всегда защищают муж, отец и сыновья. Что делать, если муж умер очень рано, и она не может повторно выйти замуж согласно ведическим наставлениям?
Ответ: Ну это не совсем правда. Это скорее индуистская традиция. Но есть разные смирти-шастры, которые дают предписания как жить в обществе: знаменитая Ману-смрити, Парашара-смрити, Ягьявалкья, Вишну-смрити, Нарада-смрити и другие. Не нужно думать, что все эти авторы в ситуации, когда муж женщины умирает… Некоторые авторы смрити позволяют: женщина в таком случае может выйти замуж.

Вопрос: Ради безопасности женщины, ее всегда защищают муж, отец и сыновья. Что делать, если муж умер очень рано, и она не может повторно выйти замуж согласно ведическим наставлениям?

Ответ: Ну это не совсем правда. Это скорее индуистская традиция. Но есть разные смирти-шастры, которые дают предписания как жить в обществе: знаменитая Ману-смрити, Парашара-смрити, Ягьявалкья, Вишну-смрити, Нарада-смрити и другие. Не нужно думать, что все эти авторы в ситуации, когда муж женщины умирает… Некоторые авторы смрити позволяют: женщина в таком случае может выйти замуж. Даже если маленькие дети есть. Это позволительно. То есть это похоже больше индуистская традиция. В любом случае она уже в нынешнюю эпоху развалилась, то есть то, что женщина, когда ее муж умирает не может выйти замуж. Я не против этого. Хотя меня уже тут прозвали дипломированным женоненавистником.

Вопрос: Если у мужа финансовые трудности, и женщина идет на работу, разве она не исполняет свою дхарму свои обязанности?

Ответ: Как Бхишма сказал, когда Драупади уговаривала его: «Разве это дхарма, то что меня притащили на это собрание?» Он сказал: «Ну, законы дхармы очень тонки». Он избежал Ответа на Вопрос. Теоретически — это возможно. Часто чтобы следовать одному принципу дхармы, нужно нарушить другой принцып дхармы. Такое бывает. Общее понимание культуры таково, что как правило, даже в этих обстоятельствах жена не будет ходить независимо. Может быть вместе с мужем она будет ходить. Как, например, на стойке муж с женой работают вместе. Процеветание Индии увеличивается, но это все за счет эксплуатации тех ади-васи, которые работают за копейки, например, на стройках. Им приходится спасть на стройках, они готовят очень простую пищу. И, похоже, что никому нет до них дела, разве что политикам во время выборов. Так или иначе, это пример женщин, которые ходят на работу вместе со своими мужьями.

Вопрос: Насколько важен четвертый регулирующий принцип: не вступать в недозволенные половые отношения с мужем или женой?

Ответ: Все регулирующие принципы – это регулирующие принципы. Им нужно следовать. Если мы им не следуем, то мы не продвигаемся в духовной жизни. С другой стороны, если жена отказывает в этой возможности своему мужу, он идет куда-то в другое место. Поступая так, он становится более падшим, и вся семья подвергается риску. […]

Вопрос: Брахмана-дхарма – она для мужчин?

Ответ: Да. Как я сказал, шастры обращены к мужчинам. Эти наставления даются для мужчин. Человеческая форма жизни, особенно мужская, подходит для самопознания. И женщины также разделяют это, служа своему мужу. Служа своему мужу, они получают тот же результат. Вот почему в традиции мужчины-брахманы совершали суровую аскезу, проводили много ритуалов. Но женщины просто должны были служить своим мужьям.

Однажды группа риши подошла к ашраму Вьясадевы. Они хотели задать ему три Вопроса: какая сама лучшая юга, какая самая лучшая варна и каков самый лучший пол? Когда они пришли, Вьясадева мылся в реке Алакананде. Эта река протекала перед его ашрамом. Вьясадева все знает. Мудрецы обратились к нему. Он был в реке. И обычно это подразумевает три раза погрузиться. Он один раз погрузился, встал и сказал: «Кали-юга», то есть лучшая юга – это Кали-юга. Еще раз погрузился, встал и сказал: «Шудра». Еще раз окунулся, встал и сказал: «Женщина». Кажется, должно быть наоборот. Сатья-юга – лучший век, брахманы – лучшая каста или варна, не совсем каста и не совсем варна, это не одно и то же, и мужчины лучше, потому что мужчины более подходят для самопознания. И затем Вьясадева объяснил. Кали-юга лучший век, потому что, Вьясадева объясняет и в Шримад Бхагаватам также об этом сказано, те, кто действительно обладают знанием, качеством, они прославляют или поклоняются Кали-юге, потому что в эту эпоху просто благодаря кришна-санкиртане все достигается. Тогда как в другие юги достижение цели жизни очень затруднено. Затем он сказал, что шудры лучше, потому что они просто служат, им не нужно проходить через трудности. Если они просто с верой служат высшим сословиям, то их дхарма исполняется. То же самое относится к женщинам. Они просто служат своим мужьям. Им не нужно проходить через те же трудности, через которые проходят их мужья, но они получают те же результаты.