Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдаленные шаги.

Близко ты или далече
Затерялась в вышине?

Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?

В тишине звучат сильнее
Отдаленные шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья,- Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные...
  2. Я жду, исполненный укоров: Но не веселую жену Для задушевных разговоров О том, что было в старину. И не любовницу: мне скучен Прерывный шепот, томный взгляд, И к упоеньям я...
  3. Кончились круги косного плена, Следуй отныне вольной тропой: Да, еще будет возможна измена, Но невозможен срыв слепой. Если ты выберешь скорбные спуски, Высшее Я твой путь осенит В помощь России...
  4. Звуки флейты одинокой Пронеслися в вышине, Разбудив в душе жестоко Время, памятное мне. Под другими небесами Мы внимали им порой, Над зелеными холмами Вместе с панной молодой. И бледнея, и...
  5. Не знаю и не могу. Когда я хочу, думаю,- кто-то хочет сильнее? Когда я узнаю,- не знает ли кто еще тверже? Когда я могу,- не может ли кто и лучше,...
  6. Я умирал травой и птицей, В степи, в лесу — В великом прахе раствориться, Лицом в росу. И человеком — скиф, маори, Дравид и галл, В Гондване, Яве, Траванкоре Я...
  7. 1 Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! Над вами светила молчат в вышине, Под вами могилы — молчат и оне. Пусть в горнем Олимпе блаженствуют...
  8. 1 Сильнее ломается лед, И солнце весеннее греет, Но сердце который уж год Ему доверяться не смеет. И биться не хочет вольней, Но властны весенние чары, И с каждым ударом...
  9. В снежной пене — предзакатная — Ты встаешь за мной вдали, Там, где в дали невозвратные Повернули корабли. Не видать ни мачт, ни паруса, Что манил от снежных мест, И...
  10. Цветы последние милей Роскошных первенцев полей, Они унылые мечтанья Живее пробуждают в нас Так иногда разлуки час Живее самого свиданья. А. С. Пушкин 1 Когда черемуха повеет Стыдливой негою весны,...
  11. В вечерний час, над степью мирной, Когда закат над ней сиял, Среди небес, стезей эфирной, Вечерний ангел пролетал. Он видел сумрак предзакатный,- Уже синел вдали восток,- И вдруг услышал он...
  12. О, что значат все слова и речи, Этих чувств отлив или прибой Перед тайною нездешней нашей встречи, Перед вечною, недвижною судьбой? В этом мире лжи — о, как ты лжива!...
  13. Так ждать, чтоб даже память вымерла, Чтоб стал непроходимым день, Чтоб умирать при милом имени И догонять чужую тень, Чтоб не довериться и зеркалу, Чтоб от подушки утаить, Чтоб свет...
  14. О, горе мне! Они тебя сожгли… О, встреча, что разлуки тяжелее!.. Здесь был фонтан, высокие аллеи, Громада парка древнего вдали, Заря была себя самой алее, В апреле запах прели и...
  15. О, берегитесь, убегайте От жизни легкой пустоты. И прах земной не принимайте За апельсинные цветы. Под серым небом Таормины Среди глубин некрасоты На миг припомнились единый Мне апельсинные цветы. Поверьте,...
Вы сейчас читаете стих Ты отходишь в сумрак алый, поэта Блок Александр Александрович

7. «Ты отходишь в сумрак алый…»

Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдаленные шаги.

Близко ты или далече
Затерялась в вышине?
Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?

В тишине звучат сильнее
Отдаленные шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?
6 марта 1901

Звездочками у меня помечены стихотворения, которые в раздел были добавлены после издания книги 905 года «Стихи о прекрасной даме». «…При первых переработках я имел в виду как можно шире раскрыть ее содержание». Почему было добавлено предыдущее – достаточно понятно. Оно дает ключ к расшифровке «алого сумрака», «бесконечных кругов» и «пламенения» данного.
Ты – солнце:
Ты – отходишь в сумрак алый!
Ты – смыкаешь бесконечные круги!
Но и солнце – ты:
У солнца – слышны! – шаги.
С солнцем вдруг стала возможна – внезапная! – встреча.

Вот только…
«Сумрак алый» – это не лазурь и золото… Которые у всего того круга юных поэтов были атрибутами Лучезарной Девы

Из дневника 18-ого года:
«МАРТ 1901
Звучная тишина (наполненная звуками) предвещала внезапную встречу с ней где-то на путях ее сквозь алый сумрак, где целью ее было смыкание бесконечных кругов.»

Вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.

Вот их краткая сводка:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень - 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

Данное стихотворение относится к ВТОРОЙ сцене ПЕРВОГО раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

К сцене данного стихотворения относятся пять произведений:

1. «Ныне, полный блаженства…» ()
Возвращение в нашу реальность, и мольба о подтверждении миссии.
2. «Я понял смысл твоих стремлений…» ()
Сомнения: «Тебе я заслоняю путь», источник сомнений: «нездешние вожделения» твои, твой «сумрак алый».
3. «Ты отходишь в сумрак алый…» ()
Расшифровка «алого сумрака», «бесконечных кругов», «вышины»: ты – солнце!
4. «Сбылось пророчество мое…»
«Зажглось святилище Твое» – подтверждение: Ты – солнце!
5. Моей матери ()
Нет, он «не заслоняет путь» солнцу. Эйфория: ему шлет свои дары «бог лазурный».

*
предыдущее стихотворение -
следующее стихотворение -

Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную и рассудительную 16-летнюю барышню. Естественно, что романтично настроенный и постоянно витающий поэт сразу же в нее влюбился, что не укрылось от взрослых и стало предметом постоянных шуток в обеих семьях. Блок краснел, Менделеева злилась и уходила к себе в комнату, после чего молодые люди вновь встречались, гуляли и говорили о разных пустяках. Когда же 18-летний поэт объяснился своей избраннице в любви, то был высмеян. После этого Блок решил, что если его встреча с Менделеевой когда-нибудь произойдет, то это будет случайностью. И – своеобразным знаком судьбы, к которым поэт, будучи символистом, относился с особым вниманием.

Разлука в несколько лет оказалась для Блока мучительно и одновременно пошла на пользу его творчеству. В 1902 году он опубликовал сборник стихов о Прекрасной Даме, прототипом которой стала Любовь Менделеева. Сопоставив даты, можно проследить,

как менялось отношение поэта к его избраннице, выкристаллизовывалось чувство восхищения этой юной особой, которая оказалась столь неприступной, приземленной и, одновременно, неземной.

Любовь к Прекрасной Даме превратилась для Блока в навязчивую идею, он вспоминал каждое мгновение, проведенное в ее обществе, сожалея лишь о том, что прошлое вернуть невозможно. В счастливое будущее поэт после расставания с Любовью Менделеевой уже не верил, поэтому утешался тем, что судьба подарила ему возможность хранить в памяти те незабываемые мгновения коротких встреч со своей избранницей. Именно им посвящено стихотворение “Ты отходишь в сумрак алый”, созданное в 1901 году и повествующее о сомнениях, которые испытывал поэт по поводу своей любви. В этом произведении Блок описывает момент прощания со своей избранницей, отмечая: “Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги”. О том, что совсем недавно Прекрасная Дама была рядом, свидетельствуют отзвуки ее шагов, которые буквально преследуют автора, заставляя задаваться одним и тем же вопросом: “Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине?”. Ответа на него у Блока нет, и ему остается лишь рассчитывать на благосклонность судьбы, которая, возможно, когда-нибудь сведет их вместе.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Не секрет, что семейная жизнь Александра Блока сложилась весьма неудачно. Однако поэт ни разу не пожалел о том, что связал свою судьбу с Любовью Менделеевой,...
  2. Болезненные и противоречивые чувства, которые Александр Блок испытывал к Любови Менделеевой, вылились в цикл стихов о Прекрасной Даме, посвященных избраннице. Однако к этому периоду творчества...
  3. Со своей супругой, Любовью Менделеевой, Александр Блок был счастлив всего несколько лет. Ее роман с поэтом Андреем белым стал первым предвестником того, что молодая семья...

Александр Александрович Блок

Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдаленные шаги.

Близко ты или далече
Затерялась в вышине?

Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?

В тишине звучат сильнее
Отдаленные шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?

Любовь Менделеева

Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную и рассудительную 16-летнюю барышню. Естественно, что романтично настроенный и постоянно витающий поэт сразу же в нее влюбился, что не укрылось от взрослых и стало предметом постоянных шуток в обеих семьях. Блок краснел, Менделеева злилась и уходила к себе в комнату, после чего молодые люди вновь встречались, гуляли и говорили о разных пустяках. Когда же 18-летний поэт объяснился своей избраннице в любви, то был высмеян. После этого Блок решил, что если его встреча с Менделеевой когда-нибудь произойдет, то это будет случайностью. И - своеобразным знаком судьбы, к которым поэт, будучи символистом, относился с особым вниманием.

Разлука в несколько лет оказалась для Блока мучительно и одновременно пошла на пользу его творчеству. В 1902 году он опубликовал сборник стихов о Прекрасной Даме, прототипом которой стала Любовь Менделеева. Сопоставив даты, можно проследить, как менялось отношение поэта к его избраннице, выкристаллизовывалось чувство восхищения этой юной особой, которая оказалась столь неприступной, приземленной и, одновременно, неземной.

Любовь к Прекрасной Даме превратилась для Блока в навязчивую идею, он вспоминал каждое мгновение, проведенное в ее обществе, сожалея лишь о том, что прошлое вернуть невозможно. В счастливое будущее поэт после расставания с Любовью Менделеевой уже не верил, поэтому утешался тем, что судьба подарила ему возможность хранить в памяти те незабываемые мгновения коротких встреч со своей избранницей. Именно им посвящено стихотворение «Ты отходишь в сумрак алый», созданное в 1901 году и повествующее о сомнениях, которые испытывал поэт по поводу своей любви. В этом произведении Блок описывает момент прощания со своей избранницей, отмечая: «Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги». О том, что совсем недавно Прекрасная Дама была рядом, свидетельствуют отзвуки ее шагов, которые буквально преследуют автора, заставляя задаваться одним и тем же вопросом: «Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине?» . Ответа на него у Блока нет, и ему остается лишь рассчитывать на благосклонность судьбы, которая, возможно, когда-нибудь сведет их вместе.