Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье мы поговорим о том, что делает человека агрессивным. Вы узнаете, какие цели преследует такая личность. Вам станет известно, как проявляется агрессивность . Вы выясните, как общаться с подобными людьми.

Определение понятия и виды

Агрессивность является таким понятием, под которым подразумевается желание нанести определенный вред объекту, на которого направлена агрессия. Проявление агрессивности могут быть направлены, как на окружающих людей, предметы, так и на самого агрессор.

По форме агрессивность бывает таких типов:

  • прямая;
  • физическая, например, избиение и изнасилование;
  • вербальная, например, угроза, клевета;
  • косвенная, например, злобные шутки;
  • инструментальная — способ достижения цели;
  • эмоциональная — состояние аффекта.

Давайте рассмотрим, какие виды агрессии бывают.

  1. Импульсивная и контролируемая, зависящие от того, в каком состоянии в данный момент находится личность.
  2. Непроизвольная, когда отсутствует контроль над своими поступками и произвольная, когда причинение боли является намеренным действием.
  3. Также выделяют ситуативную агрессию — возникает под воздействием определенных факторов. При их устранении злость исчезает . Агрессия, как черта характера — человек постоянно злой.
  4. Основываясь на том, смогла ли личность достичь своей цели, применив агрессию, различают деструктивное и конструктивное состояние. В первом случае такое поведение принесло только вред, во втором — успех.

Преследуемые цели

Агрессивное поведение может возникать, когда у личности появляются определенные стремления в жизни.

  1. Желание иметь власть над другими людьми, принуждать их к какому-либо поведению, действиям, которые угодны агрессивному индивидууму. В частности, тут речь идет о моральном насилии над другими людьми.
  2. Способ произвести особое впечатление. Когда в коллективе появляется агрессивная личность, у кого-то она может вызвать испуг, у кого-то желание соперничества, кто-то захочет отомстить.
  3. Способ психологической разрядки. Когда у человека на протяжении дня скапливаются негативные эмоции, под руку попадается неугодная личность, на которой удается разрядиться, выплеснув накопившийся стресс.
  4. Стремление к власти. Как известно, добиться этого мирным путем практически невозможно. Всегда приходится идти по головам и наносить кому-то хоть минимальный, но вред. У людей, желающих властвовать, как правило, агрессивность более высокая, чем у других. Больше всего склонны к этому особи мужского пола.
  5. Желание нанести кому-то ущерб. Ситуации, когда есть личности, которые заслуживают того, чтобы с ними вели себя агрессивно, например, спровоцированные желанием отомстить за причиненную боль. Агрессия такого характера свойственна практически всем людям.
  6. Способ самообороны. Некоторые личности ведут себя слишком нагло, настырно, опускаться до их уровня не стоит, но в некоторых ситуациях лучше показать свои «зубки», чтобы Вас не съели.

Вам стали известны основные цели для возникновения агрессивного характера. Нужно понимать, что в некоторых случаях агрессия просто необходима. Общество неспособно выжить, если люди не проявляют враждебное настроение по отношению друг к другу. Поэтому попытки избавить всех людей от агрессии, обречены на провал. Хоть отдельно взятым личностям этого удается избежать.

Возможные причины агрессии

Психология выделяет ряд факторов, которые влияют на развитие агрессии.

  1. Инстинкт. Агрессия влияет на возможность человека выжить в сложных условиях окружающей среды, она помогает бороться за собственную территорию, сражаться за пищевые ресурсы, защищать потомство, увеличивать генофонд. Энергия агрессии продуцируется в организме людей, постепенно накапливается, со временем вырывается наружу. У каждого человека имеется определенная грань, переступив через которую, возникает враждебность в поведении. Агрессивность может являться и наследственным признаком, переданным от охотников, которые были нашими предками. Естественно, что подобная природа может стать стимулом к разрушению, насилию, войнам. В данном случае, речь идет о неизбежном развитии агрессии и трудностям с ее контролем.
  2. Влияние примера взрослых. Когда ребенок растет и видит перед собой пример отца или матери, он начинает им подражать в одевании, способе вести беседу. Также происходит и подражание агрессивному поведению. Если ребенок регулярно видит, как его родители скандалят, кричат друг на друга, то считает, что подобное поведение является нормальным.
  3. Неправильная модель воспитания. Когда взрослые слишком требовательно относятся к своему малышу, придираются к нему или напрямую говорят о том, что ребенок вел себя агрессивно по отношению к остальным детям, умел дать сдачи, наказать.
  4. Результат, возникший из-за неспособности самореализоваться. Когда человек сталкивается с каким-либо препятствием на пути к достижению желаемого, у него невольно возникает агрессия, которая может быть направлена на окружение и самого себя. И хорошо, если подобное поведение случается редко.
  5. Ситуация в семье. Например, дети, которые растут без отца или матери, могут начинать вести себя агрессивно по отношению к другим людям. Другой вариант — многодетные семьи, где возникает противостояние между братьями и сестрами. Также большое значение имеет то, какими способами родители наказывают детей за проступки.

Отвечая на вопрос, почему человек агрессивен, стоит учитывать факторы, которые могут влиять на возникновение такого поведения, усугублять его и делать разрушительным:

  • особенности воспитания;
  • обстановка в обществе;
  • особенности культуры — у некоторых агрессия поощряется;
  • СМИ, которые вещают о насилии, что приводит к мнению о нормальности подобного явления и повышают риск развития агрессивного населения.

Характерные проявления

Агрессивность проявляется следующими признаками:

  • физическое насилие;
  • попытки причинить боль;
  • недоверие и подозрительность;
  • самобичевание;
  • сопротивление;
  • словесные негативные выражения;
  • физическое насилие.

Агрессивность проявляется в поведении человека. Он:

  • ломает мебель;
  • хлопает дверью;
  • кусается;
  • бьет посуду;
  • выражается нецензурными словами.

Особенности общения с агрессивной личностью

Давайте рассмотрим правила, как вести себя рядом с человеком, испытывающим агрессию.

  1. Научитесь уходить от конфликтных ситуаций. Таким образом, Вы сможете оградить себя от ряда ответных чувств. Не нужно вестись на провокации, отвечать открытым гневом на агрессию. В ситуации, если предстоит столкновение с опасной личностью, лучше вовсе спастись бегством.
  2. Подстраивание. Иногда стоит использовать эффект «хамелеона». В такой ситуации шансы на успокоение увеличиваются. Суть такого метода в том, чтобы настроиться на одну волну с агрессивным оппонентом, Вы можете также высказываться на повышенных тонах, но не выражать при этом агрессию, направленную на человека, постепенно снижая тон разговора.
  3. Самоконтроль. Нужно быть способным удержаться, не начать выплескивать агрессию на обидчика. Говорите про себя, что Вы сдержаны, спокойны, находитесь в безопасности.
  4. Задумайтесь над мотивами происшествия, почему агрессор так себя ведет по отношению к Вам. Будьте объективными в своих размышлениях, возможно, Ваши действия спровоцировали человека на это.
  5. Следите за языком своего тела. В такой ситуации будьте максимально открытыми, держитесь прямо, исключите скрещенные руки или ноги, смотрите оппоненту в глаза.
  1. Позвольте ему выговориться, пусть расскажет о наболевшем.
  2. После того, как человек успокоится, можно задать ему несколько уточняющих вопросов, чтобы убедиться в том, что Вы правильно поняли его претензии.
  3. Важно в этот момент контролировать свои эмоции, голос, быть уверенным в себе и ненапуганным.
  4. Если это необходимо, выразите сочувствие.
  5. Если в Ваших силах что-то исправить, как-то повлиять на ситуацию, помогите человеку справиться с его проблемой.

Теперь Вы знаете, что делать, если человек ведет себя агрессивно. Как видите факторов, влияющих на подобное поведение, может быть множество. Зная о возможных причинах развития агрессии, предостерегайте себя от подобного поведения. Если среди Ваших близких или друзей имеются агрессивные личности, используйте правила общения с ними, предложенные в этой статье.

Агрессивное поведение – «нападающее» поведение, то есть преднамеренные действия для причинения вреда окружающим, предметам или самому себе. С каждым годом все актуальнее становится вопрос об агрессивном поведении людей. Это связано с ускоренной жизнью людей, особенно в мегаполисах, человек достаточно не отдыхает, у него сбиваются биологические ритмы сна и бодрствования. Вследствие таких физиологических нагрузок появляется агрессия, как неосознанный способ защитить себя и удовлетворить свои хотя бы физиологические потребности.

Психологические нагрузки, различные проблемы и заболевания также вызывают агрессивное поведение. У каждого человека оно проявляется по-разному, в зависимости от воспитания, ситуаций и характерологических особенностей человека.

Агрессию специалисты разделяют на несколько видов и проявлений, она может быть как патологией, так и ситуативным проявлением в поведении человека. Существует несколько основных мотивов ее развития.

Это основные мотивы такого поведения. Они могут быть осознанными и неосознанными. Активные манипуляторы очень искусно пользуются этим способом поведения для своих потребностей.

Есть объективные причины агрессивного поведения, на которые повлиять человек не может. К основным причинам агрессивных действий или слов человека относят:

Основные формы нападающего поведения

Человек может по-разному проявлять свою ненависть. Есть люди, которые преуспевают в словестных оскорблениях, и, как говорится в одном известном стихе, «убивают словом». Некоторые не тратят время на выяснение отношений, и сразу переходят к физическим действиям. Для многих открытием является тот факт, что сплетни, клевета и обсуждение за спиной – тоже определенные формы проявления агрессии. Есть несколько форм проявления агрессивного поведения.

Проявление агрессивных действий

Часто агрессивных людей побаиваются, некоторых уважают, презирают и стараются подражать. Равнодушными к такому поведению никто не остается. Особенно нужно уделять внимание агрессивности детей. Ведь агрессия может быть формой проявления , при котором подростки имеют уже склонность к нарушению общепринятых норм и правил.

Агрессивное поведение проявляется через шантаж, оскорбления, унижение достоинства и чести другой личности, разрушение и порча имущества своего или другого человека, физические действия, угрозы, драки и так далее.

Детская агрессия

Специалисты, работающие с детьми, бьют тревогу из-за резкого возрастания количества агрессивных дошкольников и школьников. Маленькие жители становятся более агрессивными, они дают волю своим физическим возможностям для причинения вреда другому ребенку. Они начинают выражать вербальную агрессию не только среди сверстников, но также и в общении со взрослыми. Причинами агрессивного поведения детей являются:

  1. Агрессия в семье или нестабильные семейные отношения. Из-за постоянных ссор, выяснений отношений и упреков, ругательств в отношении ребенка, он не чувствует себя защищенным.
  2. Непоследовательность в воспитании – если один родитель лояльно относится к просьбам ребенка, а второй все строго запрещает. При этом маленький член семьи не понимает, почему так, в ответ на такое воспитание он злится и выражает агрессию.
  3. Агрессивное поведение появляется при плохой успеваемости в школе и высоких требованиях родителей.
  4. Низкая адаптация в классном коллективе. Агрессию провоцируют ссоры детей, отсутствие понимания и общего языка в коллективе.
  5. Ребенок защищается и отвечает злобой при предвзятом к нему отношении родителей, воспитателя или учителя, при их чрезмерных требованиях к его поведению.

Агрессия дошкольников

Ребенок в своем развитии проходит определенные этапы – возрастные кризисы. Во время этих кризисов его личность активно развивается, у него появляются новые навыки и личностные особенности.

Этапы развития могут проходить спокойно и плавно при благоприятных условиях развития. Иногда ребенок полностью изменяется в поведении. Агрессивность также может появиться в эти периоды при неблагоприятном психологическом климате в окружении ребенка.

Выражение негатива в 2 года

В этом возрасте ребенок уже может проявлять гнев и негатив. Но это непреднамеренно, а как реакция на посягательство нарушить его личностное пространство. Малыши еще не понимают, какой результат будет от их агрессивных действий. Они могут толкнуть, но не осознают, что другой ребенок может упасть или удариться. Профилактикой агрессивного поведения малышей является объяснение им, что так поступать нельзя. Лучший метод при таком поведении – переключить внимание малыша на что-либо другое.

Необходимо помнить, что такое поведение может свидетельствовать о неудовлетворенности базовых потребностей: испытание чувства голода, жажды, желание отдохнуть или поспать. В этом случае нужно удовлетворить эти потребности.

Агрессия в 3 года

В этом возрасте проявление негативизма, отрицательных эмоций – нормальное явление. Это первый кризис развития малышей. При агрессивном поведении в 3 года родителям нужно набраться терпения, и спокойно разговаривать с ребенком, объяснять ему недопустимость подобных эмоциональных выражений.

Агрессия в старшем дошкольном возрасте

Негативное поведение в старшем дошкольном возрасте может быть вызвано несколькими причинами:

  • органические проблемы функционирования головного мозга;
  • болезни других органов и систем;
  • особенности темперамента и характерологические особенности;
  • психологические причины.

В этом возрасте ребенок уже понимает последствия своих действий и может за них отвечать. Поэтому агрессия уже не произвольная, а иногда осознанная. Таким поведением он может манипулировать, чтобы получить желаемое.

Негативное поведение школьников

В школьном коллективе ребенку иногда сложно адаптироваться, к тому же он продолжает проживать возрастные кризисы. Поэтому часто появляется негатив ко всем и ко всему.

Агрессия младших школьников

Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста – явление, скорее, психолого-педагогическое. Ребенок приходит в новый коллектив со своими требованиями и желаниями, а ему необходимо подчиняться другим нормам поведения. Часто агрессия возникает в ответ на требования родителей и учителей, из-за незнания определенных норм поведения. Таким детям свойственно и проявление пассивно-агрессивного поведения. Они не стремятся выполнять просьбы, указы взрослых. Крик и негативные эмоции со стороны взрослых только усугубят такое поведение школьника.

В этом возрасте важно сохранять благоприятный психологический климат в семье. Ребенку приходится многое узнавать, применять, ко многому привыкать. Поэтому поддержка семьи просто необходима. В этот период важно оградить школьника от агрессивного окружения, влияния жестоких фильмов и компьютерных игр. Также многое зависит от социального статуса ребенка. Например, богатые дети считают себя центром Вселенной, поэтому требуют постоянного внимания. Если они его не получают, начинается защитная реакция в виде агрессивного поведения.

Агрессия у подростков

Не секрет, что этот возраст самый трудный в развитии человека. Негативизм может возникать по разным поводам. Причин агрессивному поведению в этом возрасте масса, начиная от гормональной перестройки, заканчивая глобальными проблемами отношений между полами. Особенно важно вовремя поддержать подростка, но и вовремя дать ему остаться наедине со своими мыслями (не лезть в душу). Для этого родителям необходима мудрость и знание характера своего ребенка, чтобы определить эти периоды.

Коррекция агрессии у людей

Снижение агрессивности – важная цель специалистов и родственников агрессивного человека. С такими людьми сложно жить, так как нельзя предсказать, когда в следующий раз у них вспыхнут эмоции. Для этого важно выполнять следующие действия:

Описанные методы помогают устранить накопившуюся агрессию, то есть непреднамеренную, неосознанную. Но когда человек специально стремится разрушить, расстроить или причинить ущерб окружающим, то необходимо обратиться к специалисту.

При коррекции важно узнать причину агрессивного поведения. Специалист поможет это сделать и подобрать необходимые методики психотерапии. Часто человеку требуется проработка проблемы, которая приводит к разрушающим и негативным действиям, обучение конструктивным способам поведения и общения.

Агрессивное поведение необходимо корректировать с применением обучающих программ, когда человек получает знания о том, что происходит при выражении его негатива. Также клиент обучается правильным способам выражения гнева и негативных эмоций. Для каждого возраста подбирается своя программа.

Профилактика

Профилактика агрессивного поведения у подростков, младших школьников, дошкольников, взрослых людей занимает важное место в психиатрическом, психологическом изучении проблемы агрессии. Для снижения агрессивности рекомендуется организовать всплеск эмоций – посещение концерта, футбольного матча или организация праздника. Но при переутомлении это не поможет, поэтому нужно заботиться и о своем физическом состоянии.

Детям нужно давать время для отдыха, «перезагрузки» от учебы, домашних обязанностей. Их нужно обучать выражению своего гнева, чтобы они это делали без причинения ущерба другим. Существуют некоторые психологические игры, помогающие ребенку справиться со своими негативными чувствами. В них ребенок учится переключать свое внимание с раздражающего фактора, вовремя справляться с накопившимися эмоциями и психологическим напряжением.

Агрессивность — это устойчивая характеристика субъекта, которая отражает его склонность к поведению, целью которого выступает причинение окружающему миру вреда или выражение гнева, злости направленного на внешние объекты. Психологи утверждают, что агрессивность не была присуща человечеству изначально и малыши усваивают модель агрессивного поведения с первых дней своей жизни.

Агрессивность с латинского языка означает нападать и характеризует свойство личности, отдающее предпочтение в использовании насильственных методов в достижении своих целей.

Причины агрессивности

Личностные особенности, влияющие на развитие агрессивности человека следующие:

— склонность к импульсивности;

— вдумчивость, рассеянность;

— эмоциональная восприимчивость, а также чувство ранимости, неудовлетворенности, дискомфорта;

— враждебная атрибуция, под которой понимается оценка, а также интерпретация намерений, действий в качестве агрессивных.

Агрессивность у людей отмечается при ряде нервных и психических расстройств.

Причинами агрессивности человека выступают: разного рода конфликты, интимные проблемы, злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, наркотическими средствами, неустроенность личной жизни, проблемы личного характера, чувство одиночества, психические травмы, строгое воспитание, просмотры триллеров, переутомление, а также отказ от отдыха.

Термин «агрессивный» в отношении спортсменов стал применяться как характеристика, которая означает настойчивость в преодолении преград, а также активность в достижении поставленных целей.

Признаки агрессивности

Агрессивность выражается в таких чертах, как конфликтность, доминантность, отсутствие социальной кооперации.

Признаки агрессивности человека проявляются в болезненном отношении восприятия собственного Я с окружающими людьми.

Признаками агрессивности у детей служат их физические действия: хлопанье дверями, попытки бить окружающих, рвать, кусать, портить со злости вещи, бить посуду.

Виды агрессивных реакций опросник Басс-Дарки:

— физическая агрессия, отмечающаяся применением физической силы против других лиц;

— косвенная агрессия, характеризуется направленным окольным путем на других лиц или не направленная ни на кого;

— раздражение, отмечается готовностью проявить негативные чувства при незначительном возбуждении (грубость, вспыльчивость);

— негативизм, отмечающийся оппозиционной манерой поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы);

— обида, отмечается завистью, а также ненавистью к окружающим за вымышленные и реальные действия;

— подозрительность, которая характеризуется недоверием, осторожностью относительно людей, которые якобы планируют и приносят вред;

— чувство вины, выражающееся в возможном убеждении субъекта в том, что он плохой человек, совершающий плохие поступки, и в связи с этим испытывающий угрызения совести;

— вербальная агрессия, которая выражается в негативных чувствах (визг, крик, угрозы, проклятия).

Агрессивность у мужчин

Пассивная агрессивность у мужчин отмечается откладыванием дел и нерешительностью перед принятием важных решений. Такие мужчины не ответственны, крайне пренебрежительны к срокам и не выполняют обещаний. Этот тип ищет любые предлоги для ссоры с родными, при этом держа дистанцию и не допуская к личностному пространству. Причиной выступает страх зависимости, поэтому мужчина, так, справляясь самостоятельно со страхом, пытается управлять и командовать другими. Такой мужчина не признает своих ошибок, а обвиняет только обстоятельства, окружающих, требуя найти виновных.

Причиной такого поведения выступает социальная и семейная атмосфера, где отмалчиваются о своих желаниях, потребностях, считая это проявлением эгоизма. На подсознательном уровне такое воспитание прививает мысль, что желать что-либо для себя неправильно и недопустимо в принципе.

Пассивная агрессивность у мужчин корректируется только спокойным, нежным отношением и постепенным подталкиванием к нужной модели поведения.

Агрессивность у мужчин отличается своими установками от женской агрессивности. Мужчины зачастую прибегают к открытой форме агрессивности. Их не беспокоит тревожность, чувство вины, для них важно достичь свою цель, поэтому агрессивность выступает своеобразной моделью поведения.

Повышенная агрессивность у мужчин отмечается отсутствием культуры поведения, демонстрацией уверенности, своей силы, а также независимости.

Агрессивность связанная с половым возбуждением — это нападение или ряд насильственных действий между половыми партнерами. Агрессивность выступает в противоположность любовно-эротическим отношениям. Отдельные личности испытывают от половой агрессивности эротическое наслаждение (мазохизм, садизм, садомазохизм).

Психологические концепции дают такое объяснение появлению половой агрессивности: она возникает вследствие пережитой , т.е обманутых ожиданий в получении удовлетворения. Это не относится только к интимным желаниям или потребностям. Агрессивность объясняется компенсаторным характером. Например, повторение или продолжение перенесенного насилия, или же испытание насилия, которое практикуется в других сферах.

Исследования в этой области подтверждают, что половое грубое насилие, а также избиение женщин мужчинами зачастую происходят среди тех слоев, где женщина подвергается дискриминации и угнетению, пребывает в зависимом положении. Одновременно с этим большинством клиентов у проституток, увлекающихся садомазохизмом, являются мужчины из высших слоев, которые таким образом реализуют инсценированную агрессию.

Агрессивность у женщин

Женщины используют психологическую неявную агрессию, они переживают по поводу отпора, который может оказать жертва. Агрессивность у женщин отмечается при вспышках гнева для снятия нервного и психического напряжения.

Повышенная агрессивность наблюдается у пожилых представительниц и объясняется проявлениями при отсутствии других негативных черт характера и причин к такому поведению. Повышенная агрессивность у женщин характеризуется изменением черт характера в отрицательную сторону.

Агрессивность у женщин провоцируется такими факторами:

— гормональная, врожденная недостаточность, спровоцированная патологией в раннем развитии;

— негативный эмоциональный опыт из детства (жестокое обращение, половое насилие);

— враждебные взаимоотношения с матерью, а также детские психические травмы.

Агрессивность у детей

Причины детской агрессивности: осуждение и отвержение взрослыми; разрушительные эмоции внутреннего мира, с которыми ребенок не состоянии самостоятельно справиться. А непонимание и незнание причин агрессивности у детей приводит к открытой у взрослых неприязни.

Как снять агрессивность у детей?

Работая с агрессивными детьми, воспитателю, психологу следует трепетно относиться к внутренним проблемам. Агрессивность у детей снимается положительным вниманием со стороны взрослого к внутреннему миру малыша.

Только положительное внимание и принятие агрессивной личности со стороны психолога, воспитателя, родителя, а иначе вся коррекционная работа будет сведена к нулю и ребенок, вероятнее всего утратит доверие к психологу и проявит сопротивление в дальнейшей работе.

Всем работающим с такой категорией детей важно учитывать безоценочную позицию. Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить». Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта.

Коррекция агрессивности у дошкольников

Детская агрессивность устраняется следующими принципами и коррекционной работой:

— установление контакта с ребенком;

— безоценочное восприятие личности, а также принятие его в целом;

— уважительное отношение к личности малыша;

— положительное отношение к внутреннему миру.

Хочется отметить направления коррекционной работы с агрессивностью детей:

— обучение навыкам контроля, а также управления собственным гневом;

— понижение уровня личностной тревожности;

— развитие , формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей;

— развитие позитивной самооценки.

Упражнения на снижение агрессивности:

1. Знакомство. «Покажи свое имя».

Дети называют свое имя и придуманным движением сопровождают его.

2. Игра «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети находятся в кругу (сидят, стоят). Взрослый просит их закрыть глаза и сделать «лодочку» из ладошек. Психолог вкладывает всем детям в ладошки цветной шарик, а потом просит согреть его или покатать, отдать ему часть ласки, тепла, подышав на него. Далее предлагается открыть глаза и посмотреть на шарик, рассказав о чувствах, возникших во время упражнения.

3. Игра «Добрые привидения».

Цель: научить выплескивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

Ведущий предлагает проиграть роль добрых приведений, которые немного хулиганят и слегка пугают друг друга. По команде ведущего дети сгибают руки в локтях, при этом растопырив пальцы, и произносят громким, страшным голосом звук «у» или любой другой звук.

4. Рисуем настроение.

Цель: выражение своего настроения в рисунке.

Обсуждение рисунков включает отгадывание, где какое настроение.

5. Игра: «Дракон кусает у себя хвост».

Цель: снять напряженность, невротические состояния, страхи.

Звучит веселая музыка, дети стоят друг за другом, крепко держа друг друга за плечи.

Первый малыш — «голова дракона», а последний это — «хвост дракона». Первый малыш «голова дракона» старается поймать «хвост», а тот в свою очередь уворачивается от нее.

6. Игра: «Мой хороший попугай».

Цель: развить чувство элепотии, а также умение работать сообща в группе.

Дети находятся в кругу. Психолог рассказывает: в гости прилетел попугай и желает поиграть с детьми. Необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы попугаю у нас понравилось в гостях, и он обязательно прилетел к ним снова. Психолог дает детям попугая – игрушку, предлагая погладить, поговорить ласково, приласкать.

7. Игра: «Кляксы».

Цель: снятие агрессивности, страхов, развитие воображения.

Подготовить белые листы бумаги, гуашь. Дети берут на кисточку краску того цвета, которым им хочется изобразить кляксу. На белый лист кбумаги дети выплескивают свой цвет и складывают лист вдвое, но так, чтобы клякса сделала отпечаток на второй половине листа.

Лист разворачивают и стараются понять, на что или кого похожа клякса. При желании можно дорисовать кляксу.

8. Релаксация «На облаке».

Цель: снятие эмоционального, физического напряжения.

9. Упражнение «Я — травинка».

Цель: Учить детей выражать свои чувства.

Дети представляют себя травинкой летящей на ветру.

10. Игра: «Поссорились два петушка».

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Под веселую музыку малыши двигаются хаотично и толкаются слегка плечами.

11. Игра: «Сороконожка»

Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети (5-8 человек) встают, держась за талию впередистоящего. Звучит команда ведущего и «Сороконожка» двигается вперед, потом приседает, проползает между препятствиями, прыгает на одной ножке. Основная задача — не разорвать единую «цепь», и сохранить «Сороконожку».

12. Настольные совместные игры.

Цель: развитие внимания, способности к сосредоточению, умения без конфликтов взаимодействовать.

13. Игра: «Котик».

Цель: установить положительный настрой, снять эмоциональное, мышечное напряжение.

Дети располагаются на ковре. Звучит спокойная музыка, малыши придумывают сказку про котика и показывают, как котик нежится на солнышке, умывается, потягивается, царапает коготками коврик.

14. Игра: «Брыкание».

Цель: эмоциональная разрядка, а также снятие мышечного напряжения.

Ребенок располагается на ковре (ложится на спину). Ноги при этом свободно раскинуты. Не спеша он начинает брыкаться и касаться пола всей ногой. Ноги высоко поднимаются и чередуются. На каждый удар своей ногой малыш говорит «нет», при этом увеличивая интенсивность удара.

15. Игра «Возьми себя в руки».

Цель: учить малышей сдерживать себя.

Объяснить малышам, что когда у них неприятные эмоции: раздражение, злость, желание ударить, то возможно «взять себя в руки» и остановить свои эмоции. Для этого следует глубоко вздохнуть, а потом выдохнуть (несколько раз). Потом выпрямляемся, прикрываем глаза и считаем до 10, улыбаемся, открываем глаза.

16. Игра «Крепость».

Цель: игра позволяет детям проявить агрессивность в игровой адекватной форме. Интерес представляет диагностика: кто кого выберет в команду.

Дети по желанию ребят делятся на две команды. Команды строят для себя крепость (из конструктора). По команде одна команда защищает крепость, а другая штурмует. Оружием – выступают мячи, надувные шарики, мягкие игрушки.

17. Игра «Рвакля».

Цель: снять напряжение и дать выходу деструктивной энергии.

Ребенку предлагают мять, рвать, топтать бумагу и делать с ней все, что пожелается, а затем бросать ее в корзину.

18. Игра «Зоопарк».

Цель: помогает снять напряжение.

Детям предлагают «превратиться» в животных по желанию. Изначально дети сидят на стульях — «клетках». Каждый отдельный малыш изображает выбранное животное, а другие стараются угадать, кого он показывает. Когда все всех «узнали», стулья — клетки освобождаются и «звери» — дети выходят прыгать, бегать, рычать, кричать.

19. Игра: «Липучка».

Цель: снять мышечное напряжение, сплотить детскую группу.

Все малыши двигаются, прыгают, бегают по комнате, а двое малышей, держась за руки, стараются поймать сверстников, говоря: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Кого поймали, «Липучки» берут за руку и присоединяют его к своей компании. После того, как все малыши станут липучками, все дети танцуют в кругу под спокойную музыку.

20. Упражнение «Кулачок».

Цель: сместить агрессию и осуществить мышечную релаксацию.

В ходе игры даем в руку ребенку любую мелкую игрушку и просим его крепко сжать кулачок.

Подержав кулачок сжатым, а затем раскрыв его, на ладошке видим красивую игрушку.

21. Игра: «Комплименты».

Цель: помочь малышам увидеть личные положительные стороны, а также почувствовать, что они принимаемые и другие люди их ценят.

Игра начинается с таких слов: «В тебе мне нравится…» Ребенок эту фразу говорит всем участникам игры, как взрослым, так и детям. Другие участники тоже говорят всем остальным комплименты. После игры следует обсудить, что ощущали участники, что о себе узнали, понравилось ли им играть и говорить комплименты.

Агрессивность лечение

Как бороться с агрессивностью? С собственной агрессией помогает бороться . Эффективно использовать систему наказаний и поощрений, когда вы лично выступаете в роли объекта, а также в роли воспитателя. В качестве наказания использовать лишение себя определенных благ, а поощрить себя можно любимым удовольствием. Эффективными являются действия по изменению личного отношения к ситуации.

Как снизить агрессивность? При появлении злости и первых признаков агрессии — сделайте паузу. Попробуйте выйти из такой ситуации самостоятельно или отвлекитесь. Закройте глаза, сосчитайте до десяти, мысленно наберите в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что именно это убережет вас от проявлений ненужной агрессии.

Были и останутся всегда вещи, которые вы не в состоянии изменить или убрать из вашей жизни. Можно на них злиться, но есть и другой подход: попытаться их принять и начать относиться спокойно к ним. Очень важно не допускать хроническую усталость, поскольку она лежит в основе раздражительности и агрессии. При первых признаках хронической усталости — дайте себе передышку (возьмите выходной, отгул).

Человек превращается в злого и агрессивного при хронической неудовлетворенности от своей жизни. Чтобы агрессивность ушла из вашей жизни, следует внести в нее позитивные изменения. Будьте внимательны к себе и старайтесь жить в свое удовольствие, поскольку довольный человек чаще бывает уравновешенным и спокойным, чем недовольный.

Агрессивный человек – настоящая проблема для окружающих.

Необдуманные обидные слова или неловкое движение могут привести в ярость собеседника, соседа, жену или мужа, который становится опасен и для себя, и для окружающих его людей. Агрессивно настроенный человек может совершить преступление, о котором будет жалеть всю оставшуюся жизнь. Почему мы не всегда можем контролировать свои приступы ярости? Как безболезненно избавиться от гнева?

Почему человек становится агрессивным?

Каждый человек имеет свою точку кипения, за несколько секунд самые уравновешенные личности могут превратиться в безрассудных людей, если возникнет чувство опасности. Не только личные качества человека влияют на уровень агрессивности, природой подаренный гормональный коктейль оказывает не меньшее влияние на этот уровень.

Исследователи в области психики человека пришли к выводу, что причинами агрессивного поведения человека являются колебания уровня следующих гормонов:

Адреналин;

Норадреналин;

Тестостерон.

Адреналин запускает программу спасения, норадреналином наделены не все, но люди, у которых вместо адреналина выплескивается в кровь норадреналин, скорее полезут в бой, чем убегут. Тестостерон придает характеру человека вспыльчивости, и чем выше уровень этого гормона, тем агрессивней человек.

Присутствие и количество тех или иных гормонов объясняет поведение человека, который становится агрессивным и, почему каждый в своей мере может сдерживать свои эмоции. Держать под полным контролем эту реакцию еще никто не научился

Изучением неадекватного поведения занимался психолог Эрих Фромм, который выделил два вида агрессии.

1. Доброкачественная агрессия стоит на службе делу жизни. Человек проявляет этот вид агрессии в том случае, когда под угрозу ставятся его интересы.

2. Злокачественная агрессия человека - это приобретенная реакция, связанная с жестокостью или с патологическим чувством самоутвердиться посредством агрессивности.

С доброкачественной агрессией можно и нужно бороться самостоятельно. А людям со злокачественной агрессией необходима помощь психологов или психиатров.

Как вести себя с агрессивно настроенным человеком?

Если не позволять выплескивать эмоции агрессивно настроенным людям, то они начнут проявлять себя против воли человека. Снять напряжение помогут:

Спорт или физический труд;

Любимое хобби;

Пешие прогулки;

Общение с приятными и интересными людьми.

Поддержание эмоционального баланса и своевременный сброс негативных эмоций этими доступными способами помогут вам сохранить здоровье и хорошее настроение.

Агрессия и агрессивность всегда были частью нашего мира, люди постоянно сталкивались и продолжают сталкиваться с этими явлениями в своей повседневной жизни. Агрессия – это определенный вид действий, направленный на причинение морального или физического ущерба другим людям, это нападение на них с целью причинения вреда. А агрессивность – это не просто черта характера человека, при которой он на все реагирует агрессивно, но это еще и естественное проявление его звериной сущности.

Агрессивное поведение, присуще в первую очередь менее интеллектуально развитым людям, и в тоже время, людям достаточно активным, чьи бесконечные желания подкреплены большими возможностями. Будучи слабым и чувствуя свою слабость, человек не станет нападать на других людей, поскольку страх не позволит ему этого сделать. А вот чувствуя свою силу и видя те возможности, которые она дает, человек действует более смело, более напористо, более агрессивно. Следовательно, слабые люди менее агрессивны, нежели сильные, но тем не менее, агрессия слабых людей может выражаться в скрытой форме, которая порой, не менее, а то и более опасна, открытой формы агрессии.

Какими бы мы с вами не были, сильными или слабыми, мы все равно очень агрессивные существа по своей природе и наша агрессия связана в первую очередь с необходимостью отстаивать свои интересы в этом жестоком мире, в мире ограниченных ресурсов и безграничного эгоизма. Поэтому, воспринимать свою звериную сущность следует положительно, поскольку природа наделила нас ею не случайно, она просто необходима нам для выживания. Мы создали мир, в котором даже самые слабые человеческие особи могут выживать, тогда как, в природе выживает только сильнейший, только тот, кто может побороться не только за свою жизнь, но и за место под солнцем. Наш мир, мир людей – это нереальный мир, искусственный мир, в котором агрессия и агрессивность воспринимаются негативно, в то время как в дикой природе, это явление является естественным и необходимым. Агрессивное поведение не нуждается в этической оценке и интерпретации с нашей стороны, оно просто существует, и всегда существовало в нашей жизни, как естественная и, как уже было сказано выше – необходимая, врожденная форма поведения. И как мы с вами постоянно в этом убеждаемся, даже в нашем, казалось бы, цивилизованном мире, часто действуют звериные законы, при которых человеку важно уметь, что называется, пробуждать в себе зверя.

То, что агрессия имеет эмоциональную окраску, объясняется в первую очередь тем, что для целенаправленного нападения, для атаки, для мощного и молниеносного удара, направленного на уничтожение своего врага или своей жертвы, человеку необходима большая энергия. А энергию он черпает из своих эмоций, которые хоть и отключают его мышление, зато на уровне инстинктов позволяют действовать весьма эффективно. Но при этом максимальная эффективность действий агрессора, в большей степени связана с рациональностью его поведения, нежели с силой его эмоций. Помните слова Мухаммеда Али — порхать как бабочка и жалить как пчела? Злость, гнев, агрессия, и вообще дурь, нуждаются в контроле со стороны разума, тогда агрессивное поведение человека будет более эффективным. На самом деле, причинение одним человеком другому человеку вреда, или какого-либо ущерба, без особой на то необходимости, является неестественным проявлением агрессии. Люди, помимо своей враждебности, имеют также склонность и к сотрудничеству, аналогично другим животным, которые при необходимости сбиваются в стаи или в стада. А при таком поведении, когда человеку важно наладить сотрудничество с другими людьми, ему полезнее не столько быть агрессивным, сколько уметь находить общий язык со всеми людьми, ну или во всяком случае с большинством из них, для чего ему нужно развивать свое мышление. Думаете, мы такие любезные друг с другом, только благодаря этическому воспитанию? Ничего подобного, в большинстве случаев, мы вынуждены быть вежливыми с другими людьми, и вынуждены считаться с их мнением и их интересами. А вот когда у нас есть возможность этого не делать, когда все зависит только от нашего решения – быть или не быть человеком, уважающим других людей, мы часто принимаем решение не в пользу этих самых других людей. Человек с большими возможностями, часто без всякого зазрения совести, причиняет вред другим людям ради своих интересов и своего безграничного эгоизма. Поэтому, нам всем необходимо быть в меру агрессивными, чтобы наша агрессия была сдерживающим фактором для непомерных амбиций других людей. Быть агрессивным, когда это на самом деле требуется — очень полезно, так как в каждом, без исключения обществе, человеку необходимо уметь защищать свои интересы и уметь правильно себя поставить, чтобы занять наиболее выгодное положение в сравнении с другими людьми, желательно положение лидера.

Но самое главное, что нам с вами следует понимать, это то, что агрессия умных людей, по форме отличается от агрессии людей глупых, или лучше сказать – людей диких и слаборазвитых. Тем не менее, содержание агрессивных действий, остается неизменным, при любых личностных отличиях между людьми. Я бы даже сказал, что в некоторых, не во всех, случаях, агрессивные действия умных и очень умных людей, могут быть намного более опасными, нежели аналогичные действия со стороны глупцов. Замаскированная, как правило, под благие намерения, агрессия некоторых, шибко грамотных людей, не встречает сопротивление именно из-за своей неочевидности. И, к сожалению, для большинства людей, прописная истина, заключающаяся в том, что благими намерениями вымощена дорога в ад, остается пустыми словами, много раз услышанными и повторенными, но ни разу не понятыми. Нам всем что-то нужно от этого мира и от других людей, и многие из нас готовы пойти на многое ради того, чтобы побольше взять чужого и поменьше отдать своего. И часто люди берут свое именно за счет агрессивного поведения, за счет насилия, противостоять которому можно только с помощью ответного насилия.

Вот когда мы наблюдаем агрессивность у детей, мы должны понимать, что дело не в ненормальности ребенка, дело в его естественном стремлении к лидерству, в его желании сформировать свое окружение по своему усмотрению. Вы можете найти много информации по детской агрессии, и в большинстве случаев она будет говорить вам о том, что агрессивный ребенок – это не нормально, ну или не совсем нормально. Но на самом деле это не так, вернее, не совсем так. Дело в том, что у детей, в ряду их не достаточной развитости, агрессия выражается в весьма примитивной форме, она не может быть скрытой, как у некоторых хитрых взрослых людей, когда мы не видим явных признаков агрессии против нас или против кого-то другого, но при этом страдаем от нее. Ну вот, скажем, существует в нашем обществе такое понятие, как легитимное насилие, то есть законное, справедливое насилие, которое большинство людей принимают, как вынужденную необходимость, без которой нельзя обойтись. Самый яркий пример такого насилия – это смертная казнь, которая, якобы, является справедливым наказанием для особо опасных преступников. Но, в большинстве случаев, легитимное насилие, вовсе не легитимное и совсем даже несправедливое. Оно просто окультуренно и облагорожено благими намерениями агрессора, который пользуется имеющимися у него возможностями и причиняет вред другому человеку. Надо понимать, что даже самые опасные преступники, не появились из неоткуда. Они не рождались теми, кем в последствии стали, они стали теми, кем родители, общество и в целом окружающая их среда их сделали.

Но мы, совершая насилие над преступниками, считаем его вполне оправданным и не замечаем того, что преступлений в нашей жизни меньше не становится, хотя безусловно, суровость законов несколько усмиряет некоторые горячие головы. Тем не менее, бороться со следствием, а не с причиной насилия, с точки зрения результативности, абсолютно бессмысленно, а то, что мы это делаем, говорит о нашей агрессивности, которая выражается в несколько нездоровой форме. Мы не решаем проблему с преступностью в нашем обществе, когда наказываем преступников, мы просто ее более или менее контролируем. Но, решить эту проблему, во-первых, можно, а во-вторых, полезнее для каждого из нас. Почему же никто ее должным образом не решает? А потому, что всякая проблема нуждается в том, кто способен ее решить, а значит, общество всегда будет зависеть от чьей-то власти над собой, которая решает не решаемые проблемы. Так что думаю, мне нет нужды вам разъяснять, насколько такая зависимость общества от железной руки, может быть выгодной для некоторых, далеко не самых глупых людей. В общем, нет у нас сейчас никакого легитимного насилия, есть просто насилие, с которым мы миримся, или с которым мы вынуждены мириться. Из этого следует, что даже в самом цивилизованном и культурном обществе, одни люди, у которых есть необходимые для этого возможности, систематически совершают насильственные действия в отношении других, более слабых людей. И ничего другого, более эффективного, мы против агрессии пока еще не придумали, кроме адекватной ответной агрессии, которая способна нас защитить. Ну, будь оно иначе, мы бы только и делали, что подставляли вторую щеку под удар, вместо того, чтобы создавать оружие, формировать армию, иметь полицию, вооружаться и так далее.

Вот и получается, что с раннего детства, человек не просто склонен, но его даже тянет к совершению насилия над другими людьми. Получается потому, что во-первых, наши амбиции изначально запредельно высокие, а во-вторых, внутри себя, мы инстинктивно понимаем, что либо мы, либо нас. А агрессия просто движет нами в эту сторону, в сторону господства над другими людьми, она указывает нам на цели, не предлагая средств по их достижению, ибо это уже задача нашего мозга. И лишь страх перед наказанием служит профилактикой агрессии, и то только в тех случаях, когда речь идет о способных почувствовать этот страх людях. Дурака ни какой страх не остановит, поэтому суровость законов для него роли не играет, а исключением вероятности появления дурака вообще, как мы с вами выяснили выше, никто в нашем обществе не занимается и не планирует заниматься. Так что именно нужда, заставляет человека вести себя более или менее доброжелательно по отношению к остальным людям, и искать способы сотрудничества с ними. Нравится нам это или нет, но насилие в нашем обществе является нормой, а не исключением, и не смотря на наше негативное к нему отношение, оно совершается регулярно. Каждый из нас, хотя бы раз в жизни, становился жертвой насилия в той или иной его форме. Даже тот же обман, который сегодня встречается на каждом шагу, это тоже насилие, это насилие умственно развитого человека, над менее развитым. Мы же, совершенно закономерно, считаем с вами преступлением, когда взрослый человек обманывает ребенка, и скажем, склоняет его к половому акту? Это же агрессия, не так ли? Ну так а почему же мы не относимся подобным образом к таким же ситуациям со взрослыми людьми, которые не смотря на свои годы, иногда могут быть намного глупее детей? Мы считаем это приемлемым для нашей жизни – пользоваться глупостью других людей, или нам внушили, что это нормально?

Обман, как проявление более изощренной и окультуренной агрессии, обычно приходит на смену более примитивной, физической агрессии, которую мы воспринимаем в большей степени эмоционально, и поэтому все, достаточно примитивные поступки других людей мы способны более или менее правильно трактовать. Но именно этого умения, умения культурно проявлять свою агрессивность, и не хватает детям, которые вынуждены вести себя более открыто, более примитивно и более предсказуемо, добиваясь, таким образом, по сути, тех же целей, что и взрослые люди, то есть, добиваясь признания, лидерского положения в своем окружении и успеха, в конце концов. Почему мы крайне негативно относимся к убийце, убившего всего нескольких человек, но при этом совершенно нормально воспринимаем табачный или алкогольный бизнес, и тех, кто за ним стоит, не смотря на то, что эти бизнесмены убивают людей миллионами? Мы что, такие умные, что не в состоянии оценить и понять масштабы таких зол? Или мы настолько трусливы, что вынуждены мириться с одним насилием и выступать против другого? У каждого человека свой ответ на этот вопрос, в зависимости от его уровня развития и его честности, прежде всего с самим собой.

Психология, друзья мои, для того нам с вами и нужна, чтобы объяснять нам закономерности нашего поведения, а не для его трактовки. Иначе, мы бы не называли ее наукой. Если в вашей жизни присутствует насилие, и вы являетесь его жертвой, тогда вы можете обратиться за помощью к священнику или к неадекватному психологу, который поможет вам это насилие принять, смириться с ним, простить агрессора и в некоторых случаях позволить ему продолжать творить насилие над вами и дальше. Вам это нужно? До каких пор вы собираетесь подставлять вторую щеку и позволять другим людям совершать насилие над вами? Может быть стоит обращаться за помощью к адекватным людям, к адекватным психологам, которые помогут вам себя защитить? Ваши инстинкты подскажут вам ответы на эти вопросы — доверьтесь им. Старайтесь обращаться за помощью к тем, кто действительно способен вам помочь, независимо от ваших личных убеждений и отношения к тому или иному человеку. С насилием необходимо уметь бороться, агрессивное поведение должно всегда, запомните, всегда встречать отпор, иначе с ним невозможно будет справиться. Но чтобы этот самый отпор дать, необходимо уметь это делать, и чтобы там не пропагандировали миролюбивые люди, на каждый удар можно и нужно отвечать, точно таким же ударом, а лучше ударом посильнее. Агрессивный человек, если и отступится от своих чрезмерных амбиций, то только в том случае, если встретит отпор в виде не меньшей, а то и большей агрессивности со стороны других людей, на чьи интересы он решил посягнуть. В таких случаях говорят — нашла коса на камень. Или – против лома нет никакого приема, кроме другого такого же лома.

Не думайте, что наше, не самое красивое поведение, а то и абсолютно антисоциальное поведение, это результат нашей примитивности. Агрессия и агрессивность часто являются вполне осознанным решением и тщательно продуманной политикой, направленной на достижение человеком своих целей за счет других людей. У каждого человека стремящегося реализовать свои желания, всегда есть возможность проявить агрессию в отношении кого-то более слабого, и я вас уверяю, многие этой возможностью пользуются. Некоторые люди сами создают себе такие возможности, при которых они могут пользоваться чьей-то слабостью для достижения своих целей. Для этого, они делают других людей глупыми, посредством определенного психологического и идеологического воздействия на них. В. И. Ленин говорил: “Пока народ глуп и необразован, важнейшим искусством для нас является кино и цирк.” Но, я так подумал, и пришел к выводу, что это цирк и кино нужны для того, чтобы народ был глупым. Если вы будете очень умными людьми, вы сможете противостоять любой агрессии, а значит, вас не просто будет подчинить своей воле. А вот если вы будете неграмотными, глупыми, неорганизованными, не сплоченными, да еще и запуганными людьми, тогда с вами можно будет делать что угодно. Мало того, ваша непродуманная и в некоторых случаях совершенно неуместная доброжелательность и открытость, сделает вас легкой добычей для более агрессивного и коварного человека, который непременно воспользуется всеми вашими слабостями в своих интересах. И вы, ничего не противопоставите чужой агрессии, неважно в какой форме она будет выражаться, если сами будете белыми и пушистыми.

Я не говорю, что ваш ответ на любую агрессию в ваш адрес, должен быть обязательно зеркальным, да он и не может быть таковым всегда, поскольку нас у всех разные возможности. Но он обязательно должен быть – ваш ответ. Не силой, так хитростью, не хитростью, так умом, не умом, так жалостью и подхалимством, но мы должны уметь давать отпор нашим врагам. Иначе нас просто уничтожат. В каждом человеке, повторю – в каждом, есть свои сильные стороны. Если вы в принципе не агрессивный человек и не можете быть таковым, тогда ищите другие возможности себя защитить и отстоять свои интересы. Я считаю агрессией любую активность человека, направленную на противостояние другим людям или подавление им других людей, и неважно каким образом. Если кто-то пытается меня обмануть, для меня это агрессивный человек, если кто-то доказывает мне свою субъективную правоту, с целью протолкнуть через меня свои интересы, для меня это тоже акт агрессии. Так что не обязательно психоз и физическое насилие, дикость и жестокость, являются проявлением агрессивного поведения, всякое неравноправное взаимоотношение между людьми, при котором один человек использует в своих целях другого человека — это агрессия.

Почему так? Да потому, что в этом мире, условностей может быть сколько угодно, тогда как по законам природы, обойти которые мы не можем, всякое использование своих возможностей одним существом против другого существа, можно считать агрессией. Тут надо понимать, что совершенно неважно, какие именно методы используются для достижения людьми своих целей, связанных с получением выгоды за счет другого человека или других людей. Все те причины агрессии, с которыми мы имеем дело, с точки зрения нашей природы, вполне оправданы. Равно как и наше нежелание подчиняться чужой воле и всячески ей противостоять — это тоже естественная реакция человека на агрессию в свой адрес. Не естественно служить по своей воле другим людям, и не понимать, что это неестественно для тебя. Вот это действительно нездоровое восприятие человеком реальности. Поэтому, так важно понимать, когда именно и каким образом кто-то действует против нас, чтобы не удивляться тем незапланированным нами результатам, которые каждый из нас получает в своей жизни. Ну что, для вас разве будет иметь значение, как вас заставят на кого-то работать – под дулом автомата или путем создания таких условий, при которых вы вынуждены будете сделать так, как кому-то нужно, чтобы вы сделали? Только, разве что, для вашего эмоционального состояния это будет иметь какое-то значение, но не для ситуации в целом. Если в результате определенного воздействия на вас со стороны других людей, вы вынуждены кому-то служить, тогда совершенно неважно, каким образом вас заставили это сделать, против вас в любом случае, была совершена агрессия. Просто, не очень умные люди, не реагируют на бесструктурное управление ими, то есть на управление, осуществляемое посредством манипуляций, как на что-то негативное. А значит, такие люди и не считают агрессией те явления, из-за которых они вынуждены подчиняться чужим указаниям и служить чужим интересам, вопреки своему собственному желанию, истинному желанию, и своим собственным интересам. А если ты не видишь своего врага, тогда ты и сражаться с ним не можешь, ведь ты не понимаешь, какой именно угрозе тебе нужно противостоять, а значит, и не можешь найти необходимые средства для адекватного противодействия этой угрозе или угрозам. Поэтому, очень важно распознавать агрессию в любых ее проявлениях, желательно на ранних стадиях, и уже затем учиться адекватно на нее реагировать.

Так что зверя внутри себя, в клетке не держите, пусть он имеет возможность проявить свои качества в особо сложных для вас ситуациях, когда вам реально угрожает опасность. Единственное, в чем действительно нуждается агрессивный человек, это в контроле своего агрессивного состояния. Мы должны уметь управлять собой и своими эмоциями, что можно сделать только посредством нашего ума, который необходимо развивать и заставлять работать. Примитивный человек на все реагирует достаточно эмоционально, чем больше эмоций в поведении человека присутствует, тем меньше в этом поведении разумности. Но как только мы приучаем себя постоянно думать, прежде чем действовать, приучаем свой мозг анализировать ситуацию и поступающую к нам информацию, рассуждать над ней, просчитывать различные варианты развития событий при тех или иных наших действиях, вот тогда наши эмоции отходят на второй план, и мы можем контролировать свое поведение. В том числе, за счет активности нашего мышления, мы сможем контролировать и свою агрессию, не борясь с нею, а грамотно управляя ее энергией.

Обратите внимание, сколько в нашей жизни возникает конфликтных ситуаций. Люди постоянно о чем-то спорят, враждуют между собой, совершают насилие друг над другом. В меру своих возможностей, каждый человек, повторюсь, каждый, не думайте, что вы другие, стремится над кем-то доминировать, кем-то управлять. А при таком стремлении, конфликты неизбежны. Мы даже в рамках своей семьи не умеем жить в мире и согласии. А ведь на самом деле нет никакой разницы между семейными ссорами и большими войнами, при которых гибнет много людей, ибо и в том и в другом случае, человеческий эгоизм, человеческое стремление к доминированию и отстаиванию своих интересов, встречается с точно таким же стремлением со стороны других людей или с их противодействием этому стремлению. И возникает конфликт. Масштабы только у разных конфликтов могут быть разные, при семейных ссорах страдает меньше людей, чем во время большой войны. Но если обратить внимание на общую статистику насилия в семье, то окажется, что все семейные ссоры и то насилие, которое за ними следует – это очень большая война.

А на войне, как на войне, на ней не до сантиментов и нежностей, на ней нужно быть и жестким и агрессивным и временами очень жестоким. Для защиты своей жизни, а также жизни дорогих нам людей, нам обязательно необходимо уметь быть агрессивными. В повседневной жизни мы можем и должны быть цивилизованными и культурными людьми, чтобы поддерживать ту, более или менее приемлемую для нас и нашей жизни атмосферу в обществе. Но когда мы вынуждены вступать в противостояние с другими людьми, когда вынуждены отстаивать свои интересы и защищать свои ценности, а также уже упомянутую мною жизнь, тогда нам необходимо пускать в ход все, что дала нам природа, включая агрессию и прочие наши звериные качества. Многие в этой жизни будут пытаться попробовать вас на твердость, чтобы нащупать ваши слабые места и использовать их для подчинения вас своей воле. И если вы не сможете или не захотите, на эти враждебные для вас попытки прогнуть вас, должным образом отреагировать, тогда это может дорого вам обойтись. Многие люди, только с виду разумны, на деле же, действительно разумные люди встречаются очень редко, тогда как с людьми примитивными и весьма агрессивными по своей натуре, мы вынуждены встречаться гораздо чаще. И нам надо уметь с ними взаимодействовать, как бы мы к ним не относились. Каждый из нас имеет определенный набор качеств, которые может использовать, как для хороших, так и для плохих дел. И вы можете преследовать какие угодно цели в своей жизни, не обращая внимания на средства их достижения, но при этом ваше поведение всегда будет отражаться в адекватном отношении к вам со стороны других людей.

Вы бы многое сделали по-своему в этой жизни, будь на то ваша воля, вы бы определенно многим и многими воспользовались в своих целях, если бы только могли. И вы бы точно не стали считаться с некоторыми, неправильными с вашей точки зрения людьми, добиваясь от них нужных вам действий, если бы они только позволили вам на себя наплевать. Вы не хороший и не плохой человек, вы просто человек, с присущими этому существу качествами. Вы всегда будете хотеть большего, чем то, что уже имеете, и ваша агрессия, в той или иной форме, всегда будет вырываться наружу. И только страх перед ответным насилием, остановит вас перед совершением некоторых, не самых хороших поступков, которые будут казаться вам необходимыми или во всяком случае желательными для вас, в тот или иной период в вашей жизни. Посмотрите сами, как сильно наша жизнь зависит от того страха перед наказанием, без которого мы не способны поддерживать нормальные человеческие взаимоотношения между собой. Без легитимной формы насилия, а точнее, без его иллюзии, вообще невозможно создать хоть сколько-нибудь нормальное общество, которое не погрязнет в междоусобице. Не следует нам считать себя слишком разумными существами, ибо разумные существа не нуждаются в палке, чтобы делать так, как надо делать, а не так, как им хочется делать. И пока мы больше будем думать о том, что мы очень развитые существа, но не являться таковыми в действительности, агрессия и агрессивность будут спутниками нашей жизни.

Для каждого из нас важно держать любые свои эмоции под контролем, в том числе и агрессию. Животные не менее агрессивны, чем мы, но как вы сами можете видеть, не они нас, а мы их покорили и держим под контролем. Поэтому, нам важно не столько на своих природные инстинкты уповать, сколько на свое умственное развитие, которое всегда двигало нас вперед и помогало нам добиваться выдающихся результатов. Агрессию нам следует трансформировать в стимулирующую нашу активность энергию. Вам что-то не нравится, вы кого-то ненавидите, вы хотите уничтожить своих врагов, вы очень злы на других людей? Что же, это случается в нашей жизни и вас можно понять. Но не нужно из-за этого будить в себе зверя и с дикими криками бросаться на людей, решая все свои проблемы при помощи грубой силы, это слишком опасная и слишком непродуманная в большинстве случаев затея. Лучше включайте свои мозги и ищите решение своих проблем с помощью них. А ваша агрессивность придаст вам энергии, с помощью которой вы заставите себя работать над решением всех своих проблем.

Дикость, друзья, уместна только в дикой среде, и если вы не хотите постоянно беспокоиться за свою спину, в которую могут воткнуть нож, тогда и сами цинично не пользуйтесь слабостью других людей в своих интересах. Помните, что каждый человек вносит свой вклад в атмосферу того общества, в котором он живет.