Варга Анна Яковлевна

Кандидат психологических наук, психолог, системный семейный консультант. Академический руководитель Магистерской программы «Системная семейная психотерапия» департамент психологии НИУ ВШЭ. Член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Член международной Ассоциации семейных психотерапевтов. Член Тренингового комитета Европейской Ассоциации Семейных психотерапевтов.

Анна Яковлевна поучила свое образование в МГУ им М.В.Ломоносова, ф-т психологии. Прошла обучение на семейного психотерапевта в Миланской школе, тренер и супервизор Ханна Вайнер, Тренер AFTA и президент IFTA. Обучалась теории М.Боуэна в Джорджтауне, Вашингтон, США, тренеры и супервизоры – Кэтрин Бейкер, Питер Тайтельман. Обучалась психодраме в Скандинавской академии психодрамы, тренер и супервизор Горан Хохберг.

Награждена Американской Ассоциацией семейных психотерапевтов AAMFT и обществом AVANTA за развитие теории В.Сатир в России. США (Калифорния, 1993 г.).

Гражина Леонардовна Будинайте

Кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий преподаватель магистерской программы «Системная семейная психотерапия», доцент кафедры Детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ.

Практикующий психотерапевт - системная семейная психотерапия, теория семейных систем М. Боуэна и в ряде других подходов. Член Общества семейных психотерапевтов, член Международной ассоциации семейной терапии (IFTA), член Тренингового комитета EFTA (Европейская Ассоциация семейных терапевтов). Сертифицирована EAP (Европейской Ассоциацией психотерапии).

Специалист в области постмодернистских (постклассических подходов) в психотерапии, в том числе ориентированной на решение краткосрочной психотерапии – первая публикация в этой области – 2001 г.

Работала в должности научного, старшего научного и ведущего научного сотрудника Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования (до 2015 г).

Активно публикуется с 2003 г в СМИ - не менее 35 авторских публикаций (ТВ канал «Культура» «Россия-культура», «Первый канал», журнал Psychologies и др.); многолетняя работа в издании «Счастливые родители» (авторская рубрика) и ведение еженедельной передачи «По семейным обстоятельствам» на «радио Культура» - 50+ выпусков (2009-2011) г.

Мастер-класс «Супружеские проблемы – поиски решений»

Сегодняшние вызовы семейной психотерапии – какие они?

Для семейной психотерапии настали трудные времена. Опишу два вызова, хотя их сейчас значительно больше.

Во-первых, в обществе нет общепринятых представлений о том, что такое здоровая, функциональная семья. Сейчас существует очень много разных вариантов семей: бездетные семьи (когда супруги сознательно отказываются заводить детей) , бикарьерные семьи (когда оба супруга делают карьеру, а дети и домашнее хозяйство на аутсорсинге), бинуклеарные семьи (для обоих супругов текущий брак не первый, есть дети от предыдущих браков и дети, рожденные в этом браке, все живут вместе часть времени или все время), однополые семьи, белые браки (сознательный отказ от сексуальной жизни друг с другом) и др. Многие из них отлично живут. Поэтому психотерапевтам приходится отказываться от экспертной позиции. Они не знают, как правильно жить семьей. Теперь приходится вместе с клиентами изобретать, что для них в каждом конкретном случае будет лучше. Понятно, что это выдвигает повышенные требования к нейтральности психотерапевта, его широкомыслию, а также творческому потенциалу.

Во-вторых, изменились коммуникативные технологии, изменился тип культуры и вместе со всем этим исчезает социально сконструированное детство. В поле семейной психотерапии это означает, что нет единого представления о том, как правильно воспитывать детей. Не понятно, чему нужно научить ребенка, что вообще семья должна дать ребенку. Поэтому вместо воспитания теперь в семье чаще всего происходит выращивание ребенка: его кормят, поят, одевают, ничего не требуют из того, что требовали раньше, например, помощи по хозяйству, обслуживают, например, возят по кружкам. Родители для ребенка – это люди, которые дают ему карманные деньги. Изменилась семейная иерархия, теперь на вершине часто находится ребенок. Все это увеличивает общую тревожность и невротизацию ребенка. Семейные психотерапевты сталкиваются с тем, что ребенок имеет психологические проблемы, но родители не могут выступать для него психологическим ресурсом и опорой. Чтобы вернуть эти функции родителям сначала нужно менять семейную иерархию, «спускать» ребенка вниз, где он, как зависимое существо, и должен находиться. Больше всего этому сопротивляются родители, для них требования, контроль, управление ребенком означают как бы жестокость по отношению к нему. И кроме того, для родителей это еще означает отказ от детоцентризма, возврат в супружество, которое давно пылится в углу, потому что основное время тратится на обслуживание ребенка, попытки дружбы с ним, переживание обид от его хамства и страх из-за потери контакта.

Варга А.Я.

Чтобы посмотреть видео необходимо получить доступ.

Семейный психотерапевт Анна Варга после окончания факультета психологии МГУ вела прием в первой за всю историю СССР психологической консультации, основанной при том же факультете. Много лет преподавала в Ленинском пединституте, однако в конце 80-х при первой возможности с государственной службы ушла, вплотную занялась семейным консультированием. Много сил отдает внедрению новых методов и объединению коллег — в частности, основала Общество семейных консультантов-психотерапевтов. В 2014 году в департаменте психологии Высшей школы экономики открыла магистерскую программу по Системной семейной психотерапии. В свободное время с удовольствием обсуждает проблемы отцов и детей в прессе, любит растить детей, животных и растения, путешествовать и подолгу гулять по городам. Очень не любит ждать и с трудом выносит пустые светские разговоры. Участник проекта «Сноб» с марта 2010 года

Город, в котором я живу

День рождения

Где родилась

в той же Москве

У кого родилась

В семье ученых. Дед — академик, экономист, отец и мать — научные работники, физиологи.

Где и чему училась

Школа, МГУ, факультет психологии, стажировки и повышение квалификации много где и у кого. Думаю, что фамилии моих преподавателей ничего не скажут. Назову только самое главное. Стажировка по системной семейной психотерапии, Миланская школа, 1991-1993 годы; стажировка по психодраме, Скандинавская академия психодрамы, 1991-1994 годы. Я член нескольких международных профессиональных объединений и ассоциаций.

Где и как работала

Сначала несколько лет на кафедре общей психологии МГУ, затем в первой в стране психологической консультации. Она была при факультете психологии МГУ, называлась Консультативный центр психологической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. Это было в конце 70-х. Преподавала сначала в пединституте им В.И. Ленина. Теперь он какой-то университет. При первой возможности в 1987-1988 году ушла с государственной службы. Своим главным делом считаю психотерапевтическую практику. Когда открылся Институт практической психологии и психоанализа — частное учебное заведение, повышающее квалификацию психологов, — стала работать в нем. Довольно быстро там создали кафедру системной семейной психотерапии, которую я возглавляю.

Ученые степени и звания

кандидат психологических наук, профессор Института практической психологи и психоанализа

Награждена в 1993 году Американской ассоциацией семейных психотерапевтов и обществом AVANTA за развитие теории Вирджинии Сатир в России.

Что такого сделала

Ничего такого не сделала. Писала статьи, книжки. Создала профессиональную ассоциацию — Общество семейных консультантов и психотерапевтов.

Достижения

По-моему, нет никаких особенных достижений.

Дела общественные

Никаких дел. Самая активная общественная жизнь была в молодости, когда вместе с первым мужем, диссидентом Владимиром Тольцем, который работает журналистом на радио «Свобода», помогали сидельцам по политическим статьям («антисоветская агитация и пропаганда»), носили передачи, распространяли самиздат, «Хронику текущих событий» и т. п. Последний всплеск был в 1991 году — три дня у Белого дома. После этого полная общественная вялость.

Важные события жизни

Свободный доступ к информации, свобода передвижений по миру — то, что получили мы в результате перестройки. Рождение детей. Рождение внука. Счастливая семейная жизнь, которая пришла ко мне уже в довольно зрелом возрасте.

Впервые создала и придумала

Фундаментальную программу обучения системных психотерапевтов — вместе со своими коллегами, разумеется.

Вывела на чистую воду

Кажется, никого не вывела. Разве только одного непорядочного и жадного издателя, который издал контрафакт. Выиграла процесс против него— по-моему, судилась впервые в жизни.

Удачные проекты

Познакомила российских коллег с теорией эмоциональных систем Мюррея Боуэна. Организовала обучение этому методу почти из первых рук— нас обучали ученики Боуэна Питер Тайтельман и Кэтрин Бейкер, проект длился четыре года. Этот метод, очень популярный в США, в России не был известен вообще. А там он очень хорошо работает как при психологической помощи семье, так и в бизнес-консультировании.

Неудачные проекты

Категорически неудачных не было. Не очень удачный проект— это наша профессиональная ассоциация: Общество семейных консультантов и психотерапевтов. Думала, что это будет более активное и динамичное сообщество. Получилось такое малофункциональное объединение— живой сайт и профессиональные супервизии. Все остальное умерло, не родившись. Возможно, сообщество практикующих психотерапевтов, каждый из которых сидит в своей башне из слоновой кости, и не может быть другим? В смысле не может быть другим без привлечения профессиональных менеджеров. А мы их не привлекаем, потому что мы их боимся: будут нас погонять и принуждать, не дай бог.

Семьи стали очень многообразным. И это многообразие с одинаковой вероятностью может быть здоровым и функциональным, а может быть и дисфункциональным. Например, появилось такое понятие как «белый брак», когда люди решают, что у них не будет секса друг с другом. Это плохо или хорошо? Или открытый брак, когда у супругов открыто могут быть отношения с другими людьми. Это хорошо или плохо? А еще есть осознанно бездетный брак. Еще есть семьи, где оба родителя работают, а всё остальное, включая детей, находится на аутсорсе. Появились бинуклиарные семьи, когда после развода люди продолжают вместе воспитывать ребенка, новые партнеры находятся в дружественном контакте со старыми. Если людям хорошо вместе, в любом варианте жизнеустройства, ни один не идет на невыносимые внутренние компромиссы ради совместности- то сегодня это считается функциональной семьей.

Таким образом, первая отличительная особенность современной семьи - ее многообразие. Второй важный момент - исчезновение детства. Кроме биологического детства (до 5-7 лет) есть так называемое социально сконструированное детство: общественные представления о том, кого считать ребенком, чем дети и взрослые отличаются, как обращаться в самом широком смысле с ребенком и т.п. Сейчас социальное детство пропадает. Это следствие глобального процесса смены коммуникативных технологий. Поэтому сам институт воспитания пропадает – на его место приходит «выращивание» ребенка. Ребенок оказывается на вершине семейной иерархии - и в результате из нее исчезают и дети, и взрослые. Потому что взрослые могут существовать в ней как социально сконструированная категория, только если есть детство. Все это приводит к двум негативным последствиям. Во-первых, семья становится детоцентричной (рождается ребёнок – исчезает супружеская жизнь как подсистема). Ребенок начинает всем управлять, а это плохо для него самого - он невротизируется. К нему поступает взаимно исключающаяся информация: с одной стороны, он остается многообразно зависимым от родителей (маленький ребенок не может о себе позаботиться, без взрослых вне дома может просто погибнуть) , с другой стороны, в своей семье он царь и бог. Из-за этого у него нет адекватного представления о своем месте в жизни, о своих реальных возможностях.

Когда родители «обслуживают» ребенка, не ставят ему границ, подчиняют жизнь семьи детским потребностям, они лишаются такой важной функции, как предоставление надежности и защиты ребенку. Если взрослые не главные в семье, то они и не защитники и не опора для ребенка. Когда начинаешь работать с такой семьёй, понимаешь, что они, выстроив такую перевернутую иерархию, не являются помощниками своему ребёнку, и вообще терапевтический потенциал такой семьи очень низкий. Это очень серьезный вызов для современной семейной терапии.

Психолог, кандидат психологических наук, системный семейный психотерапевт, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, член Международной ассоциации семейных терапевтов (IFTA) и руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» (НИУ ВШЭ).

Родилась в Москве, в семье ученых. Родители были физиологами. Дед Евгений Варга жил в Австро-Венгерской империи, был академиком, экономистом, интересовался работами Зигмунда Фрейда . Однажды Фрейд даже написал Евгению Варга письмо, что подтверждают биографы основателя психоанализа. Но переписка была сожжена уже в советский период бабушкой Анны Варги, чтобы избежать ареста деда. В семье существует легенда, что бабушку лечил сам Альфред Адлер , поскольку та часто падала в обмороки. Но будучи семейным системным психотерапевтом, Варга иронично замечает: «Я допускаю, что обмороки - это был такой способ грамотного решения конфликтов с дедушкой».

В 1978 году Варга закончила психологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, но признается, что выбор факультета был прагматичным: «Поняла, что на биофак не поступлю - химию не сдам. Пошла на психфак».

Первое время после окончания университета работала на кафедре общей психологии МГУ. В конце 70-х Владимир Столин открыл первую в России психологическую консультацию, в которой среди первых специалистов стала работать и Анна Варга. Это был Консультативный центр психологической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. Некоторое время Варга преподавала в педагогическом институте им. В.И. Ленина, но в 1988 году уволилась и начала частную практику, которую считает своим главным делом.

В 90-е в Москве открылся Институт практической психологии и психоанализа - частное учебное заведение, направленное на повышение квалификации психологов. А скоро в нем появилась кафедра системной семейной психотерапии, которую возглавила Варга.

Распад Советского Союза познакомил Россию с множеством психотерапевтических направлений, среди которых Варга выбрала системную семейную психотерапию. Этот подход предлагает работать не с внутренними переживаниями клиента, а рассматривать человека как часть системы - семьи или общества в целом.

Позже Варга познакомила российских коллег с теорией эмоциональных систем Мюррея Боуэна. Она организовала четырехлетнее обучение этому методу у учеников Боуэна - Питера Тайтельмана и Кэтрин Бейкер. Несмотря на популярность в США, данный метод тогда был практически неизвестен в России.

Варга организовала Общество семейных психотерапевтов, однако она оценивает этот опыт как не самый удачный: «Я мечтала, что мы сможем продвигать профессию, приглашать западных коллег, создадим профессиональные стандарты, а может быть, и закон о психотерапии. Я надеялась на большие свершения, а получился «типа профсоюз».

С 2014 года Варга - руководитель магистерской программы по системной семейной психотерапии в НИУ ВШЭ. Она автор 54 научных и научно-популярных статей и двух монографий. Награждена Американской ассоциацией семейных психотерапевтов и обществом AVANTA за развитие теории Вирджинии Сатир в России.

Рассказывая о себе, Анна Варга говорит, что любит путешествовать, совершать длительные пешие прогулки. Признается, что не выносит пустые светские разговоры, в которых необходимо притворяться любезной.