В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Поэт следует лирике Державина, Жуковского, Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению. Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки. Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» - первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» - первое печатное произведение).

В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая будет жить и в поздних стихотворениях поэта.

Вопросы и задания

  1. Чем интересен для вас лицейский период жизни А. С. Пушкина (особенности организации и жизни Лицея, обучения)?
  2. Подготовьте рассказ о детстве поэта (на основе прочитанного в классе) или о лицейских годах (на материале прочитанных вами статей).
  3. Рассмотрите фотографии Лицея и портреты лицеистов - друзей Пушкина. Прочитайте о них в школьном энциклопедическом словаре «А. С. Пушкин». Подготовьте рассказ об одном из них.

Друзьям из лицейского братства Пушкин посвятил много стихотворений. Вот одно из таких стихотворений - «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..»). Это послание было передано Пущину, сосланному в Читу.

«И. И. Пущину» . Стихотворение пронизано чувством благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Поэт надеется, что и его послание принесёт Пущину «утешенье», осветит его дни «лучом лицейских ясных дней».

Прочитайте это стихотворение, подумайте, как композиционно связываются судьбы Пушкина и Пущина, как сменяется грустное настроение радостной встречей друзей.

И. И. Пущину

    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней!

Вопросы и задания

  1. К кому обращено стихотворение? Какие слова подчёркивают печальное настроение ссыльного поэта?
  2. На что надеется Пушкин? Какие строки напоминают о лицейском братстве?
  3. Используя какие приёмы (эпитеты, обращения и др.), Пушкин сближает печаль ссыльного поэта и радость встречи с другом?

«Узник». Стихотворение, опубликованное в 1832 году, написано в кишинёвской ссылке. Всё стихотворение пронизано стремлением к свободе, к воле. Узник жаждет не только освободиться из темницы, но и вырваться на простор безграничной воли.

    Сижу за решёткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орёл молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюёт под окном.

    Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовёт меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Вопросы и задания

  1. Когда и в связи с чем написано стихотворение?
  2. Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?
  3. Почему поэт подчёркивает, что «орёл молодой» «вскормленный в неволе»? Как вы это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?
  4. Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?
  5. Продумайте, почему в первых двух четверостишиях при насыщенности глаголами и глагольными формами («махая», «клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия движения, а в последнем четверостишии, где глаголы обозначают интенсивность цвета («белеет», «синеют») и всего один глагол движения («гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? Каково оно в финале?
  6. Какое чувство выражено в стихотворении сильнее - грусть или надежда?
  7. Как вы думаете, почему стихотворение «Узник» стало популярной народной песней?

Очарование зимнего утра, когда всё залито солнцем и сиянием великолепных снежных ковров, усиливается при сопоставлении с вьюжным вечером.

Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно тёплый, уютный дом, где «весёлым треском трещит затопленная печь», есть тёплая лежанка, возле которой «приятно думать», но можно ещё насладиться прогулкой по «утреннему снегу» в санках.

Зимнее утро

    Мороз и солнце; день чудесный!
    Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры,
    Навстречу северной Авроры 1
    Звездою севера явись!

    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела -
    А нынче... погляди в окно:

    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.

    Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Весёлым треском
    Трещит затопленная печь.
    Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки
    Кобылку бурую запречь?

    Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Вопросы и задания

  1. Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе, солнечному зимнему дню и радостному настроению поэта?
  2. Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Каковы картины зимнего утра? В стихотворении поэт использовал приём противопоставления картин, противоположных по настроению. Такой приём называется антитезой.

      Антитеза - противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

  3. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения) помогают Пушкину так просто, задушевно рассказать о морозном зимнем утре, о настроениях, которые появляются в душе поэта, вспоминающего вьюгу, созерцающего сверкающие картины зимнего морозного утра?
  4. Как вы понимаете слова и строки из стихотворения: «друг прелестный», «открой сомкнуты негой взоры», «вьюга злилась», «луна, как бледное пятно», «северной Авроры», «прозрачный лес один чернеет», «предадимся бегу»?
  5. Постарайтесь создать небольшие устные сочинения: «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро». Попробуйте использовать в своей речи выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.

    Обратим внимание на то, что Пушкин использует обычные слова, многие из которых мы часто слышим в разговорной речи, однако в стихотворении они становятся весомыми, точно найденными. Именно потому, наверное, наблюдая такие картины в жизни, мы непременно вспомним пушкинское «Мороз и солнце; день чудесный!».

1 Аврора - богиня утренней зари в древнеримских мифах. Поэт говорит о «северной Авроре», то есть о заре на севере, в России.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

«Узник»

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»

Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цвету­щих крымских берегов и моря - выжженные солнцем бесконечные степи. Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник».

Главная тема стихотворения «Узник» - тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел - пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода - это естественное состояние каждого живого существа.

Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лири­ческого героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стреми­тельно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «… лишь ветер… да я!»

Стихотворение, опубликованное в 1832 году, написано в кишинёвской ссылке. Всё стихотворение пронизано стремлением к свободе, к воле. Узник жаждет не только освободиться из темницы, но и вырваться на простор безграничной воли.

Ответы на вопросы по стихотворению Пушкина «Узник»

1. Когда и в связи с чем написано стихотворение?

Стихотворение написано в 1832 году в кишинёвской ссылке поэта.

2. Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?
4. Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?
5. Продумайте, почему в первых двух четверостишиях при насыщенности глаголами и глагольными формами («махая», «клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия движения, а в последнем четверостишии, где глаголы обозначают интенсивность цвета («белеет», «синеют») и всего один глагол движения («гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? Каково оно в финале?

2, 4, 5. Вправду, любая строка стихотворения Пушкина «Узник» гласит о свободе, хотя само это слово никогда не встречается в тексте. Свобода чувствуется тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.

Стихотворение выстроено на антитезе. Слову «сижу» противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решётке и сырой темнице - горы, тучи, морские края. В первой строфе два товарища - арестант и орёл, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища - орёл и ветер. Неизменный эпитет ветра в произведениях устного народного творчества - «вольный»; эта жажда движения подчёркивается антитезой («Вскормленный в неволе…» - «Мы вольные птицы…») и повторением слова «пора»: «…пора, брат, пора!» В этом повторении трижды встречается звук [р], что создаёт чувство призыва к движению и свободе.

3. Почему поэт подчёркивает, что «орёл молодой» «вскормлённый в неволе»? Как вы это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?

6.Какое чувство выражено в стихотворении сильнее - грусть или надежда?

Я думаю, что в этом стихотворении посильнее выражено чувство надежды на освобождение.

7. Как вы думаете, почему стихотворение «Узник» стало популярной народной песней?

Для российского народа в XIX веке была очень животрепещуща тема свободы: как-никак в России в то время было крепостное право. Но люд возлагал надежды на освобождение, и песня на стихи Пушкина им в этом помогала.

1.Оргмомент

2.Слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке вам было задано выучить басню. Кто готов рассказать стихотворение выразительно? Послушаем. (Крамаренко Аня, Хрячков Серёжа, Мамеева Алина)

А сегодня на уроке мы обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Откройте тетради – запишите число, тему урока и эпиграф к нашему занятию. Мы знаем, что для каждого периода жизни, творчества А.С.Пушкина характерны какое-то его особое настроение, особая тематика. Стихотворение «Узник», которое мы сегодня будем разбирать, написано поэтом в кишинёвской ссылке, а опубликовано в 1832 году. Всё стихотворение пронизано стремлением к свободе, воле.

Но перед тем как мы начнём анализировать стихотворение, рассмотрим репродукции гравюр-портретов А.С.Пушкина: В.А.Фаворского «Пушкин-лицеист» (1935), Кипренского «Потрет А.С.Пушкина» и И.Е.Репина « Пушкин на лицейском экзамене».

Какая репродукция вам понравилась больше? Чем она понравилась?

3. Чтение.

Ребята, а сейчас мы прослушаем стихотворение «Узник» в авторском исполнении и попробуем передать настроение, которое лежит в основе стихотворения.

Понравилось вам стихотворение?

Какие чувства хотел передать нам поэт?

Какая тема лежит в основе стихотворения? (тема свободы, неволи)

4. Беседа с классом.

Теперь обратимся к самому тексту – стихотворению – откроем учебник на стр.54.

Какое главное слово-образ в первой строфе определяет мир чувств и переживаний лирического героя? (это слово «решётка», определяющее тему стихотворения – тему переживаний человека, оказавшегося в неволи)

Какие ещё слова передают состояние узника, человека, лишённого свободы? (образ орла-невольника, слова «решётка», «темница», «мой грустный товарищ», «вскормленный в неволе»)

Почему поэт подчёркивает, что орёл молодой «вскормлённый в неволе»? как вы это понимаете? можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней? (через образ орла передаётся образ лирического героя, его состояние; лирический герой не хочет мириться с неволей – он стремится к свободе);

Какое значение имеет то, что второй узник именно орёл? что их объединяет?

Запишем:

Орёл – символический образ, означающий свободу, волю, гордость, независимость, силу. Лирическому герою присущи те же качества.

Как развивается действие во второй строфе? (в этой строфе много глаголов действия – «клюёт», «бросает», «зовёт»);

Как узник и орёл называют друг друга? («мой грустный товарищ» - «брат»);

В чём особенность пейзажа в третьей строфе? (В пейзаже преобладает не земное, а стихии, беспредельное пространство. Такой пейзаж вступает в противоречие с обычными представлениями о природе, подчёркивая недостижимость мечты лирического героя о воле);

Какое чувство выражено в третьей строфе? какими средствами? (чувство свободы; оно подчёркивается чистыми яркими цветами: «белеет», «синеет»); Запишем:

Вместо темницы – свет, вместо решёток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер.

Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? какое оно в финале? (в начале – суженое, в финале – расширенное);

Какие художественные средства помогают создать эмоциональный колорит стихотворения?(эпитеты: «грустный», «вольные»);

Слово «свобода» в стихотворении отсутствует, а какие слова представляют это понятие? («Орёл», «задумал», «зовёт», «улетим», «вольные птицы»);

Какое чувство выражено в стихотворении сильнее – грусть или надежда? (надежда – «как будто со мною задумал одно»)

Ребята, обратимся к эпиграфу. Прочитаем его:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

А.Ахматова.

Как вы думаете, что он означает?

Каждый год на уроках литературы мы открывает новую страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаём о творчестве поэта.

5. Подведение итогов, комментирование оценок.

Что же А.С.Пушкин хотел донести до нас этим стихотворением? Какова основная мысль?

А.С.Пушкин с грустью пишет о своей судьбе, но при этом не теряет надежды на изменения в лучшую сторону в будущем.

Ребята, всем спасибо за внимание. Запишите домашнее задание.

6. Домашнее задание.

2. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро» и «Пущину».

Девятнадцатое сентября.

Тема неволи в стихотворении А.С.Пушкина «Узник».

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

А.Ахматова.

Д/з

2.Выучить его.

Почему поэт подчеркивает, что "орел молодой" , "вскормленный в неволе " ? как вы это понимаете? можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней? (стихотворение узник)

Ответы:

Привыкнуть можно,но смириться нельзя.Орел молодой-это значит этот мужчина в самом расцвете сил,ему хочется как любому орлу летать на бескрайних просторах нашей Родины.Хочется на волю.Вскормленный неволей–слишком долго в запрети.

Похожие вопросы

  • "Что восхищает автора в осеннем лесу?"......
  • Прочитай текст. Выпиши глаголы, задай к ним вопросы и определи вид. Этих птиц любят.Ещё-бы ведь существует такое поверье,что аисты приносят счастье!Именно эта птица устраивает свое большое широкое гнездо,сложенное из прутьев и веток,прямо на крыше деревенского дома. Когда белый аист прилетел к человеческому жилищу, никто точно не помнит. Но люди очень дорожаь дружбой с аистом, ждут, когда аимсты поселятся на крыши дома, заботливо обуругают их покой. Если аисты устроят гнездо на крыши вашего дома, то каждую весну они снова и снова станут прилетать сюда.
  • Кто ввел первую почту в Москве?
  • Задача: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 10 расставить математические знаки так, чтобы получилось в итоге число 10.
  • Помогите стих А.С. Пушкин Туча выписать: олицитворения, эпитеты, метафоры, сравнения
  • КАК Я ПРОВЁЛ ЛЕТО НА КАЗАХСКОМ СОЧИНЕНИЕ
  • 1 Определите, в каком значении употреблено слово ГОРЯЧИЙ в каждом словосочетании. 1. ГОРЯЧИЙ чай 2. ГОРЯЧИЙ спор 3. ГОРЯЧИЙ характер 4.ГОРЯЧИЙ день 5.ГОРЯЧИЙ след А) напряженный, проходящий в спешной работе В) свежий С) имеющий высокую температуру Д)полный силы, чувств Е)вспыльчивый 2. Вспомните в каком случае на месте пропуска следует писать букву Ы, а в каком И 1.раз..скиваемый 2.сверх..нтресный 3.юез..скусный 4.меж..нститутский 5.под..грать А) И В) Ы 3. . Определите склонение существительных 1. путь 1. Метро 2. Зайчишка 3. Картофель 4. Вуаль А) первое склонение В) Втрое склонение С) третье склонение Д) разносклоняемое существительное Е) несклоняемое существительное 4. 1. Выполните синтаксический разбор предложений и установите соответствие между первым и вторым столбцом 1. Я расскажу вам, ребята, о появлении иероглифов. 2. Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. 3. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне. 4. Днем и ночью трудились искусные мастера 5. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников А) Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными обстоятельствами. В) предложение повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено обращением С)Предложение, повествовательное, невосклицательное, простое, ничем не осложнено. Д) предложение сложное, союзное, состоит из двух простых Е)Предложение повествовательное, простое, осложнено однородными дополнениями