Председатель правления Высшего монархического совета (ВМС); родился 22 января 1943 г. в Париже; в 1949 г. вместе с семьей был репатриирован в СССР; окончил факультет западноевропейской филологии Тбилисского государственного университета в 1969 г.; 1969-1971 - старший научный сотрудник Грузинского НИИ научной информации (г. Тбилиси); 1971-1989 - старший преподаватель кафедры новых методов обучения Грузинского государственного университета; 1990-1993 - председатель правления советско-британского издательства СП "Рюрик"; с 1995 г. - советник президента Российского национального коммерческого банка; в 1990 г. стал одним из организаторов Российского дворянского собрания (Союз потомков российского дворянства); в июле 1993 г. на III Всероссийском монархическом съезде был избран председателем правления ВМС.

  • - , советский художник. Народный художник СССР, член-корреспондент АХ СССР. Учился в тбилисской АХ...

    Художественная энциклопедия

  • - 1. Александр Гарсеванович - груз. поэт и обществ. деятель, князь, ген.-лейт. рус. армии. Родился в Петербурге, в семье посла груз. царей...

    Советская историческая энциклопедия

  • - д-р мед., р. 1853, корп. врач 2 Кавк. арм....
  • - Олимпийский чемпион; советский и грузинский спортсмен по баскетболу; родился 30 июня 1937 г. в г. Кутаиси; окончил Грузинский политехнический институт в 1975 г.; заслуженный мастер спорта...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор АО Казанская кондитерская фабрика "Заря"; родился 31 марта 1935 г. в с. Чаква Кобулетского района Аджарской АССР; в 1963 г. окончил Воронежский технологический институт...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Президент Российской академии художеств с 1997 г.; родился 4 января 1934 г. в г. Тбилиси; окончил Тбилисскую академию художеств по специальности "живописец-монументалист" в 1958 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заместитель министра науки и технологий РФ; родился 23 апреля 1946 г.; окончил физический факультет МГУ, кандидат экономических наук...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - княжеский грузинский род, утвержденный в княжеском достоинстве грамотой грузинского царя Константина 1726 г. и показанный в списке, который приложен при трактате царя Ираклия с Россией 1783 г. О более видных...

    Биографический словарь

  • - ЧАВЧАВА́ДЗЕ Илья Григорьевич – груз. мыслитель, публицист, обществ. деятель, основоположник критич. реализма в груз. лит-ре. Род. в кахетинском селе Кварели в княжеской семье...

    Философская энциклопедия

  • - советский артист оперы, народный артист СССР. Член КПСС с 1954. По окончании Тбилисской консерватории был принят в Театр оперы и балета им. Палиашвили. Партии: Хозе, Каварадосси, Малхаз, Радамес, Миндия...
  • - советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1955. Родился в семье служащего...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Церетели, советский художник, заслуженный художник Грузинской ССР. Член КПСС с 1965. Учился в АХ в Тбилиси...

    Большая Советская энциклопедия

  • - I Чавчава́дзе Александр Гарсеванович, грузинский поэт, общественный деятель; князь. Родился в семье известного политического деятеля. Учился в частном пансионе в Петербурге...

    Большая Советская энциклопедия

  • - грузинский певец, народный артист СССР. В 1952-59 и с 1970 в Грузинском театре оперы и балета, в 1959-70 в Большом театре...
  • - певец, народный артист СССР. В 1965-74 в Грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре...

    Большой энциклопедический словарь

  • - грузинский художник, заслуженный художник Грузии, народный художник СССР, действительный член Российской АХ СССР...

    Большой энциклопедический словарь

"Чавчавадзе, Зураб Михайлович" в книгах

Зураб

Из книги Есть только миг автора Анофриев Олег

Зураб Привел талиба (без верблюда) К несоразмерному Петру. Сказал ему, что это – Будда! Надеюсь, сбудется к утру. * * * Сей деятель культуры Велик (скажу без лести), Должна его скульптура Стоять на Лобном

Н. Микава АЛЕКСАНДР ЧАВЧАВАДЗЕ

Из книги Грузии сыны автора Микава Николай Маркозович

Н. Микава АЛЕКСАНДР ЧАВЧАВАДЗЕ В марте русские войска вступили в Париж.Потонувший в клочьях серого тумана, огромный город казался мертвым. Молча проходили колонны по безлюдным улицам Сент-Антуанского предместья, направляясь к центру. Скрипели колеса повозок, гулко

САКАНДЕЛИДЗЕ ЗУРАБ

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

САКАНДЕЛИДЗЕ ЗУРАБ САКАНДЕЛИДЗЕ ЗУРАБ (баскетболист «Динамо» (Тбилиси), сборной СССР, чемпион мира в 1967 году, чемпион Олимпийских игр 1972 года; скончался 25 января 2004 года на 59-м году жизни).Рассказывает М. Коркия: «Беда пришла семь лет назад, когда у Зураба обнаружили цирроз

САКАНДЕЛИДЗЕ Зураб

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

САКАНДЕЛИДЗЕ Зураб САКАНДЕЛИДЗЕ Зураб (баскетболист «Динамо» (Тбилиси), сборной СССР, чемпион мира в 1967 году, чемпион Олимпийских игр 1972 года; скончался 25 января 2004 года на 59-м году жизни). Рассказывает М. Коркия: «Беда пришла семь лет назад, когда у Зураба обнаружили цирроз

Зураб Чавчавадзе Поэт, писатель, монархист…

Из книги Восхождение. Современники о великом русском писателе Владимире Алексеевиче Солоухине автора Афанасьев Владимир Николаевич

Зураб Чавчавадзе Поэт, писатель, монархист… В середине 60-х годов минувшего столетия попался мне на глаза один из толстых московских литературных журналов с «Письмами из Русского музея» Владимира Солоухина, к тому времени уже хорошо известного советской читающей

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ

Из книги Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов автора Передрий Андрей Феликсович

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ...Сегодня об этом художнике не говорит и не пишет только ленивый. И все больше - о его скульптурном творчестве и дружбе с сильными мира сего. Например, скульптуру Георгия Победоносца, созданную им и установленную в Нью-Йорке, он открывал с президентом США

ЗУРАБ СОТКИЛАВА (1937)

Из книги 100 великих вокалистов автора Самин Дмитрий

ЗУРАБ СОТКИЛАВА (1937) Имя певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача,

Чавчавадзе

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Чавчавадзе Чавчавадзе (князь Илья Григорьевич) – грузинский писатель и публицист. Родился в 1837 г., образование получил в с.-петерб. университете на камеральном отделении юридического факультета; будучи в 1861 г. на четвертом курсе, оставил университет вследствие тогдашней

Анджапаридзе Зураб Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ БСЭ

ЧАВЧАВАДЗЕ, Нина Александровна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ЧАВЧАВАДЗЕ, Нина Александровна (1812–1857), жена А. Грибоедова 6 Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя! Надпись на могиле Грибоедова в монастыре Св. Давида в окрестностях Тифлиса

Князь Зураб Михайлович Чавчавадзе родился 22 января 1943 года в Париже. Отец — Михаил Николаевич Чавчавадзе, офицер лейб-гвардейского Конно-гренадерского полка, мать — Мария Львовна Чавчавадзе. В 1920-е годы эмигрировали во Францию. В 1948 году вернулись в СССР, после чего глава семьи был арестован и заключен в ГУЛАГ, а Марию Львовну вместе с детьми сослали в Казахстан. Реабилитированы в 1956 году. Впоследствии Зураб Михайлович окончил факультет западноевропейской филологии Тбилисского государственного университета. Работал в НИИ научной информации в Тбилиси, преподавал в Грузинском государственном университете. В 1990 году стал одним из организаторов Российского дворянского собрания, позже приостановил свое членство в нем. Сегодня — генеральный директор Благотворительного фонда Святителя Василия Великого. Директор православной гимназии Святителя Василия Великого в деревне Зайцево. Жена — Елена Николаевна Чавчавадзе, дочь Анастасия.

Те, кто читал книгу «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова), наверняка вспомнят историю «О нарушении церковного устава, или О том, как мы с князем Зурабом Чавчавадзе нарушали Великий пост». Ни в этой истории, ни при встрече с корреспондентом журнала «Фома» князь Чавчавадзе совсем не производит впечатление неприступной «сиятельной особы», во всяком случае, разбивает стереотипы насчет представителей старинных знатных родов. Его семья разделила непростую судьбу тех эмигрантов, кто решил после войны вернуться на родину. Сегодня он вкладывает силы в воспитание нового поколения, будучи директором православной гимназии. Мы говорим с Зурабом Михайловичем о прежних гонениях на Церковь и нынешней отчужденности между верующими и неверующими, о том, можно ли воспитать национальную элиту и не утопия ли — дворянские идеалы.

Святой Илия

— Зураб Михайлович, если не ошибаюсь, среди Ваших предков есть человек, прославленный в лике святых. Это действительно так?

— Да. По материнской линии — , а по отцовской — , известный общественный деятель, член Государственного Совета, грузинский писатель. Он был прославлен в Грузинской Православной Церкви сравнительно недавно, около 30 лет назад.

Писатель, общественный деятель и святой?...

— Да, он был довольно влиятельный человек и при этом вел праведную жизнь. Кстати, Илия — прекрасный пример для наших политиков в контексте нынешних отношений Грузии с Россией. Он отстаивал самобытность Грузии, защищал ее культуру, язык, выступал за автокефалию Грузинской Церкви. Грузия управлялась тогда аппаратом наместника на Кавказе, и случалось, что аппарат грешил неумной русификаторской политикой: скажем, закроют какую-нибудь грузинскую школу, сделают ее русской. Илия Чавчавадзе подобные факты фиксировал и поднимал вопрос на высочайшем уровне. И порядок наводился! Поэтому грузины очень чтут его.

Его авторитет в народе был настолько высок, что шансы какой-либо общественной группе преуспеть без одобрения Илии были ничтожны. И поэтому в 1907 году он был убит. В советское время стали говорить, что это дело рук царской «охранки». Но на самом деле его убили большевики за отказ сотрудничать с ними — это известный факт.

Кстати сказать, те самые большевики на протяжении 70 с лишним лет вдалбливали в общественное сознание мысль о «дореволюционной России — тюрьме народов». Месяц назад, выступая на открытии памятника князю Петру Багратиону в Санкт-Петербурге, я упомянул об огромной роли в Отечественной войне 1812 года не только грузин, но и всех народов российской Империи, и обратился с риторическим вопросом к нынешним клеветникам России, повторяющим большевистскую ложь о «России — тюрьме народов»: «Где вы видели, господа, чтобы «заключенные» ненавистной «тюрьмы» с такой самоотверженностью, яростью и героизмом отстаивали ее незыблемость и неприступность?!»

— Сегодня Вы директор гимназии. Сильно ли то поколение детей, которые учатся сейчас, отличается от поколения Ваших сверстников?

— Конечно, это небо и земля! Сегодня дети раскрепощенные.

В каком смысле — в хорошем или плохом?

— И в хорошем, и в плохом. В мое время дети были зациклены на определенных взглядах, зажаты в этих унифицированных рамках. А сейчас они говорят и думают что угодно. Но я бы не сказал, что в целом дети стали более образованными. Коммуникативная составляющая у них лучше развита, они лучше формулируют мысли, более непринужденно разговаривают, но это не значит, что они стремятся овладеть глубокими знаниями. Над этим надо серьезно работать, что мы и стараемся делать в нашей гимназии. Если правильно выстраивать учебно-воспитательный процесс (даже, скорее, я бы сказал, воспитательно-учебный процесс), многого можно добиться.

— Сегодня, например, в школах Москвы учатся до 30% мигрантов, соответственно, понижается уровень обучения в школах. Отдать ребенка в частную гимназию не все в состоянии. Что делать, на Ваш взгляд?

— Отнестись к проблеме с государственных позиций. Необходимо этих мигрантов обучать, цивилизовывать и воспитывать в них уважение к принявшей их стране, к ее бытовым и нравственным традициям. Надо усматривать в этих мигрантах потенциальных граждан Российской Федерации, что существенно для страны, переживающей текущий демографический кризис. Отказаться от обучения и воспитания этих детей означало бы покорно смириться с опасной угрозой формирования внутри страны сплоченных и враждебно настроенных националистических анклавов.

На сайте гимназии указана цена за обучение — 450 тысяч рублей в год. Почему так много?

— Это не много. Есть немало православных гимназий с годовой оплатой, превышающей миллион рублей. 450 тысяч — это реальные годовые затраты на каждого гимназиста, что означает, что наш проект православной гимназии — не коммерческий, то есть не предусматривающий получение прибыли. Даже если упразднить все скидки и льготы на оплату и предположить, что все без исключения гимназисты будут вносить эту сумму, учредителю придется, тем не менее, раскошелиться на дотации.

Однако в гимназии принята гибкая системы оплаты, предусматривающая возможность предоставления льгот малообеспеченным и многодетным семьям, скидки для семей, отдающих на обучение в гимназию двух или более детей, а также полное освобождение от оплаты образовательных услуг при хорошей и отличной успеваемости.

— Скажите, у детей, воспитанных в православных семьях и учащихся в православной гимназии, не возникает в конце концов отторжения всего, что связано с верой?

— Я не берусь говорить за все православные гимназии — только за нашу: бывало, что кто-то из учеников отходил от Церкви, но таких случаев, чтобы человек порывал с Православием раз и навсегда, у нас не было, и, я надеюсь, не будет никогда.

Если ребенок охладевает к Церкви, мы стараемся предоставить ему свободу, не давить: сами предметы гуманитарного цикла, которые у нас преподаются, таят в себе христианские ценности — вся русская литература сплошь христианская! Лучше таким образом действовать — через освоение традиций, постижение исторических фактов. И не переусердствовать в этом. Кстати говоря, мы наблюдали, что потом ребенок сам преодолевает этот критический для него момент и обретает Бога.

Как же не переусердствовать, если школа православная и ребенок в ней проводит целый день?!

— Мы стараемся дать детям веру как понимание того, что Промысл Божий присутствует с ними, а не как свод формальных правил (например, косынка на голове). Опасность — как раз во внешних вещах, в акцентировании на них. Поэтому я всегда говорю с нашими законоучителями: «Старайтесь избегать разговора о Православии как о наборе догм. Лучше ссылаться на жизненные примеры или истории из житий святых — это дает детям гораздо больше пищи для сердца и ума». Так они и поступают. Замечательно, виртуозно общается с детьми протоиерей Владимир Вигилянский, духовник нашей гимназии, — он прививает им подлинный интерес к духовности.

Невоцерковленные дети приходят в гимназию?

— Бывает. Зачастую родители приводят своих детей к нам именно для того, чтобы те получили православное, нравственное воспитание . Единственное, о чем мы просим родителей, это не быть врагами веры, не ставить ребенка в двусмысленное положение, говоря ему дома противоположные вещи о Православии. Да этого и не происходит. Мы уверены, что семя, которое сеется на наших занятиях, прорастет, поэтому берем всех. И очень часто дети приводят к вере своих родителей, я знаю массу таких случаев. Архимандрит Тихон (Шевкунов) — яркий тому пример. Это мой друг, и я знал его мать, Елену Анатольевну. Она — профессор, биолог — пришла в ужас, когда сын, выпускник ВГИКа, собрался в монастырь! За ним же буквально бегали преподаватели, пророча ему судьбу гениального сценариста, приезжали забирать его из монастыря, крича: «Не смейте гноить здесь талант!!!», а он задыхался в миру, как рыба без воды. Мама долгие годы не давала отцу Тихону благословения на монашество, но в конце концов дала. А после пострига сына совершенно изменила свою жизнь, последние годы она жила, как монахиня, и умерла глубоко верующим человеком. Удивительно!

О комфорте, активности и «чистке рядов»

— Зураб Михайлович, сегодня присутствие Церкви в обществе расширяется, но кредит доверия к Ней почти исчерпан в среде интеллигенции. На Ваш взгляд, это похоже на те процессы, которые происходили в начале ХХ века?

— Я думаю, да. Однако в этом я не вижу никакой трагедии, потому что критикуют Церковь, в основном, те, кто в Ней никогда не был, а не те люди, которые уверовали, а сейчас отошли. Хотя, наверное, и такие есть, но их мало. Если бы было много — вот что стало бы действительно катастрофой, но такого нет! А в основном, люди просто не понимают, что такое Церковь Христова, находятся вне Ее...

Те силы, которые ополчаются на Православие сегодня, никогда не были в Церкви, наплевательски или даже враждебно относились к судьбе Отечества. Потому что они не могут не понимать, что Православие — это фундамент русской культуры, и, ополчаясь на него, они покушаются на саму нашу основу. Во всем этом больше политики...

Это Вас удручает, пугает?

— Видите ли, это палка о двух концах. Я думаю, нам помогают атаки на Церковь, подобные той, что устроили . Они ведь тоже не понимают, что делают. Да, это кощунство, безобразие, мерзость, но у многих православных и задумывающихся о вере такие акции вызывают желание быть в Церкви, защитить, укрепить Ее. Большое количество людей, переступая порог храма, и не думали, что Церковь может стать чем-то родным, и это осознание приходит в том числе благодаря внешним нападкам.

Однако это не значит, что я призываю относиться к скандальным случаям наплевательски! Надо быть внимательными, не пассивными.

В каком смысле?

— Церковь не должна быть пассивной, она обязана чистить свои ряды от тех людей, которые недостойно служат, недостойно себя ведут. История с пьяным священником за рулем спортивного автомобиля — это нам предупреждение: нельзя не обращать внимания на какие-то недостойные явления внутри Церкви. Сегодня — в особенности.

А разве свойственна православным активность?...

— Православная позиция совсем не пассивная. Нам ведь вменено в обязанность исповедовать Христа, правильно? Защищать свою веру мы готовы, правда, инициативу нам сложнее проявлять.

— Верующих зачастую обвиняют в том, что открывшиеся за 20 лет свободы возможности они не использовали в полной мере. Лично Вы чувствуете, что чего-то не успеваете, упускаете что-то?

— Я бы так не сказал. Наоборот, я могу привести в пример учредителя нашего фонда, который с такой увлеченностью взялся за дело искоренения социальных болячек, что у нас просто не хватает людей и времени на все программы и проекты!

Мы начинали с того, что помогали храмам, помогали детям оплатить дорогостоящие операции. Недавно запустили большую антиабортную программу — установили мониторы в женских консультациях в 28 регионах России, там постоянно крутят ролики против абортов. Девочки, которые приходят на аборт, даже не представляют, что они носят в себе, понимаете? А там такие мягкие, эмоциональные клипы крутятся, и пока они сидят в очереди — смотрят. Ведь окончательное решение об аборте зачастую принимается как раз в больничных коридорах.

Мы очень многое стараемся делать, чтобы улучшить преподавание и воспитание детей. Например, в нашей гимназии каждый учебник выпускается в электронном виде, делается интерактивным. Это не самоцель, но инструмент, который помогает, мотивирует ребенка к учебному процессу, поддерживает его интерес, а значит — усвоение материала идет легче.

Еще один совершенно новый проект — «Область добра». Мы взяли один из самых отсталых регионов, Костромскую область, — она дотационная, поскольку не имеет ни крупных предприятий, ни полезных ископаемых, она бедствует. Соответственно, социальные болячки там зашкаливают. Мы выделили довольно серьезные средства для того, чтобы, опираясь на Церковь, на действующие общественные организации, ослабить эти проблемы: наркоманию, аборты, алкоголизм, социальное сиротство. Программа рассчитана на три года, мы начали ее с мониторинга, чтобы зафиксировать нынешнюю ситуацию. Мониторим каждый год, смотрим, какие сдвиги происходят. Через три года завершим этот цикл и посмотрим на результат. Если мы в этой области преуспеем — а в этом я не сомневаюсь — то будет создан прецедент, федеральная власть получит образец, который можно распространить, растиражировать! Хотя, конечно, если власть будет только давать деньги и не захочет участвовать в процессе, ничего не получится.

В Костромской области есть свое ноу-хау — семейные детские поселения, где детей распределяют по 7-8 человек в дом, и нянька становится им матерью. Мы будем строить новые коттеджи в таких деревнях. Ведь обычные детские дома плодят в основном криминалитет, многие дети выходят оттуда асоциальными. А здесь они — братья и сестры, как в обычной семье, и воспитание соответствующее.

И подобных проектов множество.

Об оптимизме

— Процент людей, постоянно приступающих к Таинствам Церкви, не такой большой, может быть, поэтому их инициативы и проекты не у всех на устах...

— Да, воцерковленных людей сейчас около 10-15%, и даже эта небольшая цифра — чудо, после 70 лет атеизма! Но когда нас будет больше, мы неизбежно станем активнее. Вот почему я оптимист! Вообще говоря, погоду в обществе всегда делает меньшинство.

Я думаю, что, когда воцерковленных в России будет 30%, жизнь станет совершенно другой: это будут глубокие и образованные люди, потому что учиться и работать они будут честнее, принципиальнее, активнее — у них моральная планка выше. Кроме того, эти люди не делают абортов, они будут хорошо воспитывать детей. Вот эти 30 % и создадут новый образ России.

Почему именно тридцать?

— Просто я наблюдаю подобное соотношение в меньших масштабах: если треть людей в твоем коллективе — здоровые, активные и говорят правильные вещи, остальные к ним прислушиваются. Из десяти — три человека. Понимаете, это общий закон.

Когда моя дочь ходила в воскресную школу в Донском монастыре, я забирал ее и увидел ее сверстников. И очень обрадовался — они все светлые, воспитанные, толковые люди. Но пока их мало. Это одно поколение, оно еще удвоит число верующих, вот увидите. И, надеюсь, поколение детей, которые выросли в лоне Церкви и действительно живут этим, будет в скором будущем у руля. Это и одна из задач нашей гимназии — воспитать национальную элиту.


— Вы не боитесь, что эти дети вырастут в закрытую элитарную группу?

— Они же не в вакууме будут жить, а среди народа. И к тому же мы формируем не заносчивую элиту: на первом плане у них будет идея служения. Без этого ни о какой элите не может быть и речи.

— И все-таки. Почему Вы — оптимист, когда даже верующие склонны видеть в нынешних условиях проблемы, недоработки и упущения?

— Я думаю, православным вменяется в обязанность быть оптимистами! И потом, понимаете, я прожил долгую жизнь. Было время, когда я был уверен, что все кончено: наш народ вот-вот выродится, и стране придет конец. Кстати, такие настроения у меня были как раз во времена затишья, когда Церковь не гнали так сурово… Я видел, что общество раскололось: на тех, кто проповедовал коммунизм, причем, уже в него не веря, а это самое страшное; и на тех, кто устремился на Запад, кому дела не было до нашей страны.

Но вдруг я встретил молодежь, которая меня поразила своей чистотой, верой, идеалами, убежденностью. И то, что они выросли такими и выбрали этот путь — это чудо: ну не мог будущий архимандрит Тихон (Шевкунов), с его талантами, с его профессиональными успехами, вдруг на 4-м курсе узнать Евангелие и ради него бросить все и уйти в монастырь! Ну это ведь чудо! И я знаю минимум 30 таких же человек.

Это подлинные чудеса. Просто мы их не замечаем...

Последние статьи на РНЛ изобилуют различного рода выпадами в адрес Кургиняна и той части «Народного Собора», которая образует реальный фронт борьбы с ювенальной юстицией. Но речь я хотел повести не об этих второсортных статьях, а вот о чем: их все объединяет постоянная апелляция к «особо оскорбленному» Кургиняном некоему князю Зурабу Чавчавадзе. Мол не агент он ЦРУ и Ротшильдов, а благороднейший человек! Ну, вроде бы князь и князь: жил в эмиграции, вращается в кругах РПЦЗ, возглавляет благотворительный фонд Святителя Василия Великого, часто публикуется на сайтах православной направленности. Но почему он так рьяно упоминается чуть ли не в каждой статье? Любопытство взяло верх и решено было потратить вечер на изучение вопроса (пусть и довольно поверхностное), дабы узнать, чего это так очерняют благородного князя и потомка белоэмигрантов.

По нехитрому запросу в гугле «князь Чавчавадзе» решил я поискать картинки (потому что они часто интереснее текста). И в ворохе различных портретов набрел на следующее фото:
http://reibert.info/attachments/Чавчавадзе-jpg.1026182/


«Ага, офицер значит Вермахта, - подумал я, - Но мало ли однофамильцев! Не может же род нашего благородного князя иметь отношение к фашистским приспешникам». В википедии в статье о роде Чавчавадзе никаких упоминаний про данного офицера (Г. Н. Чавчавадзе) нет. Так может действительно это совсем сторонний человек и нечего бросать тень на плетень?

Но я решил таки проверить, не имеет ли этот немецкий офицер хотя бы каких-то косвенных отношений к роду Зураба Чавчавадзе. Всё таки древний княжеский род, да ещё и с такой фамилией... много ли найдётся посторонних однофамильцев?

Перебрал много материалов и запросов. Офицер на фото — это Чавчавадзе Георгий Николаевич . Небольшая биография имеется здесь: http://reibert.info/threads/Чины-германских-вооруженных-сил---выходцы-из-Российской-Империи-не-добровольцы.196300/ Родился в 1921 г. в Харькове. В 1938 г. вместе с матерью выехал в Германию (в числе обмененных на австрийских коммунистов). В 1940 г. окончил военное училище. Служил во фронтовой разведке. Во время Второй мировой войны - командир разведэскадрона 56-го танкового корпуса. В феврале 1945 г. был причислен к 1-й пехотной дивизии ВС КОНР (600. Infanteriedivision Fremd, russische). Служил в 1600-м отдельном разведывательном дивизионе (russische Einzel-Aufklarungsabteilung 1600.), которым командовал майор Б. А. Костенко, в должности командира 3-го эскадрона (звание - ротмистр). Потом выпускал антисоветскую литературу в Европе, эмигрировал в Канаду. В общем, как следует из биографии, вполне себе респектабельный офицер Вермахта и идейный борец с «треклятым» большевизмом. Однако никаких упоминании о связи с родом того самого Зураба Чавчавадзе, о котором печется РНЛ, найдено не было.

Так что же, зря я потратил почти 1,5 часа на поиски? Конечно нет, и самое любопытное началось далее.

Как выяснилось, супруга нашего офицера Вермахта с фото Г. Н. Чавчавадзе - Ирина Георгиевна Бен-Чавчавадзе (урожд. Климова). Про неё удалось найти следующее: «Молоденькая девчушка из Риги, была личной переводчицей генерала Власова». Значит тоже из «этих», как и муж.

Но что за приставка «Бен» в фамилии? Поиск по этой фамилии привел к материалу на сайте pravoslavie.ru. В статье «Возвращение на Родину» (http://www.pravoslavie.ru/guest/050926145432.htm ) приведено интервью с некоей Е.Н.Чавчавадзе. А это же супруга благородного князя Зураба Чавчавадзе! «Вот это интересно», - подумалось мне. В статье идёт речь об инициативе перенесения останков скончавшихся в эмиграции генерала А. Деникина и философа И. Ильина в Россию.

И здесь Елена Николаевна сама говорит следующее:

«На церемонию перезахоронения приедет Марина Антоновна Деникина, ее сын Михаил и внучка, французский генерал Альбер, который знал Деникина. Прилетит А.Е. Климов , потомок русских эмигрантов Ирина Бен-Чавчавадзе , которая является нашей родственницей : ее семья после революции была вынуждена присоединить эту приставку, чтобы избегнуть репрессий за княжеское происхождение.»

Бинго! Т.е. сама супруга Зураба Чавчавадзе прямо утверждает, что жена офицера Вермахта Г. Н. Чавчавадзе является их родственницей! Я потратил на то, чтобы это доказательство найти больше 2-х часов, был уверен, что все следы давно заметены, а концы спрятаны в воду мировой элитой и теневым правительством, а тут получаю подтверждение со слов самого, так сказать, фигуранта дела. И вот так открыто говорится про ту самую Ирину Бен-Чавчавадзе - работавшей на Власова жене офицера Вермахта Г. Н. Чавчавадзе.

Вот такие они получаются «благородные» князья. И, если вы по запросу фамилии одного из них увидите фото офицера в форме СС или Вермахта, то не удивляйтесь: это те самые фото из утерянного семейного архива, которые просто не вешают в рамочку для публичных показов под хруст французских булок и о которых ничего не упоминается во всё знающей Википедии. Дабы пока не травмировать русский народ. Только вот непонятно, почему это вдруг типы с такими родственниками прописались на якобы патриотических сайтах и почему их главреды так пекутся о их достоинстве?

» от души поздравляет Его Сиятельство с юбилеем, желает ему здоровья, помощи Божией в его многообразной деятельности.

В с главным редактором Анатолием Дмитриевичем Степановым, состоявшейся 19 июля 2014 года, Князь, говоря в основном о Новороссии, высказал суждение о роли Владимира Путина в судьбах России: «Моя позиция проста. Если бы не Владимир Владимирович, то России бы уже не было в 2002 или 2003 году! Нашей страны уже не существовало бы! Ее бы уже распродали! Помните, какая была ситуация? Уральский губернатор Россель уже начал готовить проект местной валюты. Монету свою собрался чеканить! Тут же идею подхватил дальневосточный губернатор, мол, а мы чем хуже. Вот что уже начиналось! Кто помнит то время, понимает, что Россия стояла перед реальной угрозой распада. Я уверен на сто процентов, что без Путина России, как единого государства, уже бы не существовало. На месте России было бы 8-10 стран, которые сразу же начали бы воевать друг с другом. А американцы, разумеется, подбрасывали бы денежки на эту войну, а сами бы властвовали. Вот, что было бы сегодня в России, если бы не Путин».

В преддверии президентских выборов в России это свидетельство столь авторитетного деятеля действует отрезвляюще!

Юбиляра поздравляют его соратники.

С Зурабом Михайловичем Чавчавадзе я знаком уже много лет, за годы нашего общения мы сблизились и подружились. Первое, что бросается в глаза в общении с Зурабом Михайловичем - это его врожденное благородство. Он - действительно Князь, но не только по своей удивительной родословной, но и по своей человеческой сути. Зураб Михайлович - подлинный носитель великих русской и грузинской культур. Он одинаково любит Россию и Грузию и в этом смысле является уникальной фигурой, объединяющей наши великие народы.

Один выдающийся политический деятель после Победы русского, советского народа в Великой Отечественной войне сказал: «Я - русский грузинского происхождения». Полагаю, что эти слова вполне можно отнести и к Зурабу Чавчавадзе. Зураб Михайлович - человек глубокой веры, подлинный рыцарь Православия. Во многом благодаря его усилиям произошло одно из важнейших событий в новейшей истории Церкви - объединение Русской и Зарубежной Православных Церквей. А скольким людям помог и продолжает бескорыстно помогать Зураб Михайлович! Он неизменно оказывается рядом в самую трудную минуту - это многие могут засвидетельствовать, исходя из собственного опыта в общении с ним, в том числе и я.

Благодаря своему рассудительному мышлению Зураб Михайлович удивительно объективен в оценке исторического процесса, ведь его родные и близкие немало страданий претерпели от советской власти. Но он, тем менее, никогда не рисовал советский период одной лишь серо-черной краской, но неизменно выделял и выделяет то положительное, что объективно присутствовало в советскую эпоху. Для Зураба Михайловича русская история едина и неделима, несмотря на все страшные трагедии. А еще Зураб Михайлович удивительно обаятельный и красивый человек, несущий в себе свет подлинной христианской любви. Такие люди действительно на вес золота. Многая и благая лета нашему дорогому Зурабу Михайловичу!

Для меня Зураб Михайлович - образец подлинного аристократа. Он никогда не кичится своим титулом, очень прост в общении, но при этом каким-то неведомым образом умеет сохранять дистанцию с собеседником. Не могу понять, откуда это - может быть это и есть врожденный аристократизм, передающийся в поколениях, а может быть это результат воспитания. Но это есть.

Я не так часто имел удовольствие общаться с Князем, но эту его простоту и отсутствие чванливости, которая как раз характерна для тех, кто «из грязи да в князи», ощутил при первом знакомстве и общении. Это тот случай, когда человек сразу располагает к себе. Помню, меня сразила эта утраченная уже многими из нас привычка подавать пальто гостю, несмотря на протесты с его стороны.

Но сильнее всего меня удивляет и радует широта взглядов Зураба Михайловича, его способность возвыситься на личным и корпоративным, когда речь идет об интересах Отечества. Во время интервью я спросил князя, как он оценивает Февральскую и Октябрьскую революции. Я знал, что Зураб Михайлович - монархист, один из зачинателей легитимизма в России. Я знал, что его семья и он сам пострадали от советской власти - отец сидел в лагере, многие родственники были расстреляны, сам он с сестрой и матерью в детстве сполна испытал тяготы ссылки, а потом на всю жизнь получил клеймо сына «врага народа». Поэтому я, в лучшем случае, ожидал услышать слова осуждения обеих революций. И каково же было мое удивление, когда Князь заявил, что Россия погибла бы, если бы следом за Февралём не наступил Октябрь. Такой глубины понимания истории России не встретишь порой у профессиональных историков! И это при том, что Князь прекрасно отдает отчет в преступлениях большевиков, не находит добрых слов в отношении Сталина, не говоря уже о Ленине. Это такой, я бы сказал, орлиный взгляд на нашу историю!

Я очень ценю наше сотрудничество с Зурабом Михайловичем. Знаю, что в трудную минуту могу обратиться к нему за помощью и обращался уже, и убеждался, что он в помощи никогда не отказывает.

От всего сердца поздравляю Князя Зураба Михайловича Чавчавадзе со столь знаменательной датой - 75-летием со дня рождения. Я вижу, что он в свои немолодые годы бодр и энергичен. Дай Бог всем нам дожить до 75-ти и оставаться такими активными, столь бодрыми духом и телом. Дай Бог Вам, дорогой Зураб Михайлович, здоровья и сил на многая лета. О чём, уверен, молятся многие знающие и любящие Вас.

И в заключение не могу не обратить внимания на печальную сторону юбилея Князя Чавчавадзе. Его не заметила ни государственная, ни даже церковная власть. Это свидетельствует о прорехах в работе соответствующих государственных и церковных служб. А на фоне нередкого награждения не пойми кого, это выглядит и вовсе вызывающе.

Краткая биография:

Зураб Михайлович Чавчавадзе родился 28 января 1943 года в Париже. Его отец князь Михаил Николаевич Чавчавадзе был офицером лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, участником Великой и Гражданской войн. Эмигрировал, жил во Франции. В 1948 году вернулся с семьей в СССР, вскоре был арестован и заключен в ГУЛАГ, а его супруга княгиня Мария Львовна вместе с детьми сослана в Казахстан. Реабилитированы в 1956 году.

Зураб Михайлович окончил факультет западноевропейской филологии Тбилисского государственного университета. Работал в НИИ научной информации в Тбилиси, преподавал в Грузинском государственном университете. В 1990 году стал одним из организаторов Российского дворянского собрания, позже приостановил свое членство в нем. Возглавлял Высший монархический совет.

Сегодня он - генеральный директор Благотворительного фонда Святителя Василия Великого и директор православной гимназии Святителя Василия Великого в деревне Зайцево. Его супруга Елена Николаевна Чавчавадзе - известный продюсер, сценарист, режиссер, вице-президент Российского фонда культуры.