Англия и Франция – две великие державы средневековой Европы, контролирующие расстановку политических сил, торговые пути, дипломатию и территориальное деление других государств. Иногда эти страны заключали между собой союзы, чтобы воевать с третьей стороной, а иногда воевали друг против друга. Поводов для противостояний и очередной войны было всегда предостаточно – от религиозной проблемы до желания правителей либо Англии, либо Франции занять престол противоборствующей стороны. Результатами таких локальных конфликтов становились мирные граждане, которые гибли во время грабежей, неповиновения, внезапных атак противника. Разрушались в значительной степени производственные ресурсы, торговые пути и связи, сокращались посевные площади.

Один из таких конфликтов разгорелся на Европейском континенте в 1330-х гг., когда Англия снова начала войну против своей извечной соперницы Франции. Этот конфликт получил в истории название Столетней войны, поскольку длилась с 1337 года по 1453 год. Страны не все 116 лет воевали между собой. Это был комплекс локальных противостояний, которые то стихали, то возобновлялись с новой заново.

Причины англо-французского противостояния

Непосредственным фактором, который спровоцировал начало войны, стали претензии английской династии Плантагенетов на трон во Франции. Целью такого стремления было то, что Англия потеряла владения на континентальной Европе. Плантагенеты состояли в разной степени родства с династией Капетингов, правителями Французского государства. Монархи королевского рода желали выгнать англичан из Гиени, переданной Франции по условиям договора, заключенного в Париже в 1259 г.

Среди основных причин, спровоцировавших войну, стоит отметить следующие факторы:

  • Английский правитель Эдуард Третий состоял в близком родстве с французским королем Филиппа Четвертого (был его внуком), заявил свои права на престол соседней страны. В 1328 г. умер последний прямой потомок рода Капетингов Карл Четвертый. Новым правителем Франции стал Филипп Шестой из рода Валуа. Согласно своду законодательных актов «Салическая правда», на корону мог претендовать и Эдуард Третий;
  • Камнем преткновения стали и территориальные споры из-за области Гаскони, одного из главных экономических центров Франции. Формально регионом владела Англия, а фактически – Франции.
  • Эдуард Третий хотел получить назад земли, которыми ранее владел его отец;
  • Филипп Шестой хотел, чтоб английский король признал его суверенным правителем. Эдуард Третий пошел на такой шаг только в 1331 г., поскольку его родную страну все время раздирали внутренние неурядицы, постоянная междоусобная борьба;
  • Через два года монарх решил ввязаться в войну против Шотландии, которая была союзницей Франции. Такой шаг английского короля развязал руки французскому, и он отдал приказ выгнать британцев из Гаскони, распространив там свою власть. Войну англичане выиграли, поэтому Давид Второй, король Шотландии, сбежал во Францию. Эти события и подготовили почву для того, чтобы Англия и Франция стали готовиться к войне. Французский король хотел поддержать возвращения Давида Второго на шотландский престол, поэтому приказал организовать высадку на Британских островах.

Накал враждебности привел к тому, что осенью 1337 года английская армия стала наступать в Пикардии. Действия Эдуарда Третьего поддерживали феодалы, города Фландрии и юго-западных регионов страны.

Противостояние Англии и Франции происходило во Фландрии – в самом начале войны, потом война переместилась в Аквитанию, Нормандию.

В Аквитании притязания Эдуарда Третьего поддерживали феодалы и города, которые отправляли в Британию продукты питания, сталь, вино, красящие вещества. Это был крупный торговый регион, который Франция не хотела терять.

Этапы

Историки делят 100-ю войну на несколько периодов, беря за критерии активность военных действий и территориальных завоеваний:

  • 1-й период принято называть Эдвардианской войной, которая началась в 1337 и длилась по 1360 гг.;
  • 2-й этап охватывает 1369-1396 гг., и называется Каролингским;
  • Третий период длился с 1415 по 1428 гг., получив название Ланкастерской войны;
  • Четвертый этап – завершающий – начался в 1428 и длился до 1453 гг.

Первый и второй этапы: особенности хода войны

Военные действия начались в 1337 г., когда английская армия вторглась на территорию Французского королевства. Король Эдуард Третий нашел союзников в лице бюргеров этого государства и правителей Нижних земель. Поддержка оказалась не долгой, из-за отсутствия положительных результатов войны и побед со стороны англичан, союз распался в 1340 г.

Первые несколько лет военной компании были для французов очень успешными, они оказывали серьезное сопротивление врагам. Это касалось, битв на море, так и сухопутных сражений. Но удача отвернулась от Франции в 1340 г., когда ее флот в при Слейсе был разбит. В результате чего, английский флот установил на длительное время контроль в проливе Ла-Манш.

1340-е гг. можно охарактеризовать, как успешные и для англичан, и для французов. Фортуна по очереди поворачивалась то к одной стороне, то к другой. Но реального перевеса в чью-то пользу не происходило. В 1341 г. началась очередная междоусобная борьба за право владеть бретонским наследством. Основное противостояние происходило между Жаном де Монфором (поддерживала его Англия) и Карлом де Блуа (пользовался помощью Франции). Поэтому все битвы стали происходит в Бретании, города по очереди переходили от одной армии к другой.

После высадки в 1346 году англичан на полуострове Котантен, французы стали терпеть постоянные поражения. Эдуарду Третьему удалось успешно пройти через Францию, захватив Кан, Нижние страны. Решающая битва произошла при Креси 26 августа 1346 года. Французская армия бежала, погиб союзник короля Франции Иоганн Слепой, правитель Богемии.

В 1346 г. в ход войны вмешалась чума, которая стала массово забирать жизни людей на Европейском континенте. Английская армия только к середине 1350-х гг. восстановила финансовые ресурсы, что позволило сыну Эдуарда Третьего Черному принцу вторгнуться в Гасконь, разбить французов при Паутье, захватить короля Иоанна Второго Доброго. В это время во Франции начались народные волнения, восстания, углубился экономический и политический кризис. Несмотря на наличие Лондонского соглашения о получении Англией Аквитании, английская армия снова вошла во Францию. Успешно продвигаясь вглубь страны, Эдуард Третий отказался брать в осаду столицу противоборствующего государства. Ему достаточно было того, что Франция продемонстрировала слабость в военных делах и терпела постоянные поражения. Карл Пятый, дофин и сын Филиппа, пошел на подписание мирного договора, что случилось в 1360 г.

По итогам первого периода к британской короне отошли Аквитания, Пуатье, Кале, часть Бретани, половина вассальных земель Франции, потерявшая 1/3 своих территорий в Европе. Несмотря на такое количество приобретенных владений на континентальной Европе, Эдуард Третий не мог претендовать на трон Франции.

До 1364 г. французским королем считался Людовик Анжуйский, который находился при английском дворе в качестве заложника, бежал, его место занял отец – Иоанн Второй Добрый. В Англии он и умер, после чего знать провозгласила королем Карла Пятого. Он долго искал повод снова развязать войну, стремясь вернуть потерянные земли. В 1369 году Карл снова объявил войну Эдуарду Третьему. Так начался второй период 100-летней войны. За девять лет перерыва французская армия был реорганизована, в стране проведены экономические реформы. Все это заложило основы для того, что Франция стала доминировать в битвах, сражениях, добиваясь значительных успехов. Англичан постепенно вытесняли из Франции.

Англия не могла оказать должного сопротивления, поскольку была занята в других локальных конфликтах, а Эдуард Третий уже не мог командовать армией. В 1370 г. обе страны оказались вовлечены в войну на Иберийском полуострове, где враждовали Кастилия и Португалия. Первую поддержал Карл Пятый, а вторую – Эдуард Третий и его старший сын, тоже Эдуард, граф Вудсток, прозванный Черным Принцем.

В 1380 г. Шотландия снова стала угрожать Англии. В таких сложных условиях для каждой из сторон проходил второй этап войны, который закончился в 1396 году подписанием перемирия. Причиной договоренности сторон стала истощенность сторон в физическом, моральном и финансовом плане.

Военные действия возобновились только в 15 в. Поводом для этого стал конфликт между Жаном Бесстрашным, правителем Бургундии и Людовиком Орлеанским, который был убит партией арманьяков. В 1410 г. они захватили власть в стране. Противники стали призывать на помощь англичан, стремясь использовать их в междинастических распрях. Но в это время и на Британских островах было очень неспокойно. Политическая и экономическая ситуация ухудшалась, народ был недоволен. Кроме того, из неповиновения стали выходить Уэльс и Ирландия, чем воспользовалась Шотландия, начав военные действия против английского монарха. В самой стране вспыхнули две войны, которые носили характер гражданского противостояния. В то время на английском престоле уже сидел Ричард Второй воевал с шотландцами, его непродуманной политикой воспользовались дворяне, устранив от власти. На престол взошел Генрих Четвертый.

События третьего и четвертого периодов

Из-за внутренних проблем англичане до 1415 года не решались вмешиваться во внутренние дела Франции. Только в 1415 году Генрих Пятый приказал своим войскам высадиться около Арфлера, захватив город. Две страны снова погрузились в жестокое противостояние.

Войска Генриха Пятого совершала ошибки в наступлении, что спровоцировало переход к обороне. А это совсем не входило в планы англичан. Своеобразной реабилитацией за проигрышши стала победа при Азенкуре (1415), когда французы проиграли. И снова последовала серия военных побед и достижений, которые давали шанс Генриху Пятому надеяться на успешное завершение войны. Главными достижениями в 1417-1421 гг. был захват Нормандии, Кана и Руана; подписано соглашение в городе Труа с королем Франции Карлом Шестым, прозванного Безумным. По условиям договора Генрих Пятый становился наследником короля, несмотря на наличие прямых наследников – сыновей Карла. Титул королей Франции английские монархии носили до 1801 г. Договор был подтвержден в 1421 году, когда войска вошли в столицу Французского королевства город Париж.

В том же году на помощь французам приходит шотландская армия. Состоялась битва при Боже, при которой погибло много выдающихся военных деятелей того времени. Кроме того, английская армия осталась без руководства. Через несколько месяцев в Мо умер Генрих Пятый (1422), вместо него монархом выбрали его сына, которому на тот момент исполнился только год. На стороне дофина Франции выступили арманьяки, и противостояния продолжились дальше.

Французы потерпели ряд поражений в 1423 году, но продолжали сопротивление. В последующие годы для третьего периода Столетней войны были характерны такие события:

  • 1428 г. – осада Орлеана, сражение, которое называется в историографии «Битва селедок». Ее выиграли англичане, что значительно ухудшило состояние французской армии и всего населения страны;
  • Против оккупантов восстали крестьяне, ремесленники, горожане, мелких рыцарей. Особенно активно сопротивлялись жители северных районов Франции – Мэн, Пикардия, Нормандия, где развернулась партизанская война против англичан;
  • На границе Шампани и Лотарингии вспыхнуло одно из самых мощней крестьянских восстаний, которое возглавила Жанна Д’Арк. Среди французских солдат быстро распространился миф об Орлеанской Деве, которая была послана для борьбы против английского засилья и оккупации. Смелость, отвага и мастерство Жанны Д’Арк показали военачальникам, что надо переходить от обороны к наступлению, менять тактику ведения войны.

Перелом в Столетней войне наступил в 1428 году, когда Жанна Д’Арк с войском Карла Седьмого сняла осаду с Орлеана. Восстание стало мощным толчком к радикальному изменению ситуации в Столетней войне. Король провел реорганизацию армии, сформировал новое правительство, войска стали поочередно освобождать города и другие населенные пункты.

В 1449 году был отвоеван назад Раун, потом – Кан, Гасконь. В 1453 годы при Катильоне англичане проиграли, после этого битв в Столетней войне не происходило. Через несколько лет гарнизон англичан капитулировал в Бордо, что положило конец больше, чем столетнему противостоянию двух государств. Английская монархия продолжала владеть только городом Кале и округом до конца 1550-х гг.

Итоги и последствия войны

Франция за столь длительный период понесла огромные человеческие потери, как среди гражданского населения, так и среди военных. Результатами Столетней войны для

французского государства стали:

  • Восстановление государственного суверенитета;
  • Устранение английской угрозы и притязаний на престол Франции, земли и владения;
  • Продолжился процесс формирования централизованного аппарата власти и страны;
  • Голод и чума выкосили города и села Франции, как и во многих странах Европы;
  • Военные расходы истощили казну страны;
  • Постоянные восстания и социальные бунты обострили кризис в обществе;
  • Наблюдись кризисные явления в культуре и искусстве.

Англия также много потеряла за весь период Столетней войны. Потеряв владения на континенте, монархия попала под общественное давление и постоянно испытывала недовольство дворян. В стране начались междоусобицы, наблюдалась анархия. Основная борьба развернулась между родами Йорков и Ланкастеров.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Инженер, блоггер, ненасытный читатель и мечтатель. Один из основателей интернет-журнала Synderesis.ru, который бесплатно и на регулярной основе выкладывает переводы книг зарубежных авторов о саморазвитии и минимализме. Ищет способы помочь молодым людям в своем маленьком городе Уральск (Казахстан), которые только учатся управлять своим временем и видеть свои цели.

  • synderesis.ru
  • Разговор - основа всего

    Мне практически сразу повезло с хорошим учителем. Но первый урок был самым большим кошмаром в моей жизни. Договорившись на английском о правилах нашего урока, мы приступили. В течение того часа у меня появилась возможность почувствовать себя дураком много-много раз.

    Это было очень и очень тяжело, неприятно, нелогично и просто хреново. Я чувствовал ужасную неловкость, когда мне задавали вопрос, а я не понимал, о чем меня спрашивают. Я смущался от своей, как мне казалось, тупости. Мне приходилось переводить Google Translate практически все.

    После первого урока у меня было состояние «интеллектуального удара» - ошеломления, вызванного избытком информации и осознанием собственного невежества. Голова гудела от мыслей, казалось, мозг вот-вот расплавится.

    Потом был второй день, а потом третий. От урока к уроку степень моей неуверенности снижалась. Через пару недель я начал постепенно изучать грамматику, и моя разговорная речь обогатилась на пару десятков слов. А потом еще. А потом еще на несколько.

    С каждой разговорной сессией был заметен прогресс. Чувство неуверенности ушло, вместо него появилось совершенно другое: интерес и желание общаться на итальянском. Нет, сразу бегло я не заговорил. Это пришло постепенно, с каждым занятием.

    Вначале я занимался три раза в неделю. Позже я стал заниматься 1-2 раза в неделю, когда почувствовал себя достаточно уверенно, поняв, что навык закрепился и теперь никуда не уйдет.

    Выводы по практике:

    1. Говорите с ошибками
    2. Говорите больше
    3. Говорите еще больше

    Чтение

    Откровенно говоря, чтением я занимался меньше, чем нужно. Если мне удавалось почитать пару раз в неделю, я считал это большой удачей. Читать по-итальянски довольно трудно, но тут, как и везде, необходима практика.

    Грамматика

    Я считаю, что в грамматике необходимо изучить, прежде всего, базу, а на остальное пока не обращать внимание.

    • Основные слова и выражения
    • Местоимения
    • Предлоги
    • Отрицание
    • Настоящее время
    • Прошедшее простое (passato prossimo и imperfetto)
    • Простое будущее
    • Спряжение глаголов
    • 100 самых распространенных глаголов

    Потом я изучал грамматику каждый день в течение 30-40 минут, используя сайт speakasap.com и книгу . Изучение грамматики, конечно, - тоскливое занятие, но оно необходимо для развития ваших навыков. Самое главное - сразу применять полученные грамматические знания на практике: либо писать какие-то записи или же использовать в разговорной речи

    Выводы по грамматике:

    1. Лучше заниматься 30 минут каждый день, чем 3 раза в неделю
    2. Необходимо знать самые распространенные слова (особенно глаголы) и три времени глагола

    Письменная речь

    В принципе она вряд ли столь важна на первоначальном этапе изучения, но позже этот подход поможет вам автоматически вспоминать слова и грамматические конструкции. Тем более, если вы и так ведете, например, дневниковые записи, список дел, планы, просто пишете записки и напоминания для себя. Почему бы их не делать на итальянском? Хуже точно не будет, а ощутимую пользу вы точно почувствуете.

    Когда я изучал английский, я стал делать все записи на английском, и эта привычка у меня осталась до сих пор: 99,5 % моих записей в Evernote, Things, напоминаниях - на английском. Теперь, думаю, нужно постепенно переходить на итальянский.

    Я начал с малого: каждый день стал фиксировать впечатления от дня на итальянском в приложении DayOne. Не стесняйтесь копировать грамматические конструкции из учебников и с сайтов - как раз это и поможет развить навыки письменной речи.

    Как учить слова

    Для этого есть куча техник. Артур Думчев уже рассказывал о некоторых из них . Я использую метод ассоциации.

    Например:

    • Pulire - clean - чистить
    • Seguente - following - следующий
    • Vincere - win - выиграть
    • Dentro - inside - внутри

    Здесь нужно немного пояснить: я учу итальянский через английский, так как многие слова немного схожи по звучанию и написанию. В случае, когда такого сходства не наблюдается, я применяю русский.

    • Pulire - представьте себе пулю 100 калибра (pulire), которая летит и вычищает всех мерзавцев в вашей стране
    • Seguente - представьте огромную приставку SEGA, которая является следующей после 8 битных предков Dendy
    • Vincere - достаточно представить Леонардо да Винчи, который выигрывает джек-пот в автоматах
    • Dentro - это слово намертво врезается в память после того как я переводил песню Schiller - Un Solo Minuto: «... ma dentro di me mi sento vera...»

    Тут нужно руководствоваться следующими принципами:

    Чем нелепее ассоциация, тем лучше

    Обязательно значение слова должно присутствовать в ассоциации

    Если изучаемое слово маленькое по размеру, сделайте его гигантским в ассоциации, если большое - то наоборот

    Слова из песен выучиваются практически автоматически

    Экзамен

    Спустя три месяца после начала занятий я решил пройти какой-нибудь тест, чтобы подтвердить свой первоначальный уровень. Напомню, что согласно своему мини-челленджу, я должен был усвоить азы итальянского и начать говорить. Мне это удалось.

    Я сдавал тест DELI и CELI на уровень А2. Разумеется, они были пробные, но я строго учитывал время и требования. Суть этих тестов примерно одинакова - вам нужно сдать серию тестов на чтение, аудирование и письменную речь, потом сдать разговорный экзамен (отдельное спасибо за помощь ).

    Самым трудным оказалось понять незнакомые слова и быстро ответить на вопрос, особенно, в экзамене по аудированию. А в остальном, я бы сказал, что для этого экзамена было относительно легко, и я прошел в обоих экзаменах на уровень А2. Для понимания: такого сертификата вполне достаточно, чтоб эмигрировать в Италию:)

    Прошло 90 дней, и terra incognita под названием «итальянский язык» перестала быть для меня неизвестной. Но я буду продолжать свои занятия, чтобы подтянуть грамматику и увеличить свой словарный запас. На сертификат пока сдавать не собираюсь, если только в будущем - исключительно ради интереса и морального удовлетворения.

    Общение буду продолжать со своими коллегами-итальянцами, а практиковать грамматику и получать общие советы - через italki .

    Так что главный вывод, который я сделал: заговорить на языке через 90 дней вполне реально. Просто не сдавайтесь после первых трудностей, продолжайте разговорную практику с ежедневным изучением грамматики.

    I в современном экономическом строе Б. являются высшей формой кредитного посредничества и важнейшими органами вексельного и денежного обращения. Цель банковой деятельности: во первых, создать систему кредита (см. это сл.), которая обеспечивала бы …

    Италия - Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики}; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э … Географическая энциклопедия

    Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Италия - (Italy) Символика Италии, административное деление Италии, политика Италии, история формирования Италии Флаг и национальный гимн Италии, древний Рим, география Италии, землетрясения Италии, крупнейшие города Италии Содержание Содержание Раздел 1 … Энциклопедия инвестора

    Япония* - Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Великобритания - I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Япония - I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Библиография - Содержание статьи: Понятие библиографии. I. Библиография всеобщая. II. Обозрение би6лиографии по государствам и национальностям. Франция. Италия. Испания и Португалия. Германия. Австро Венгрия. Швейцария. Бельгия и Голландия. Англия. Дания,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Рим город* Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Рим, город - Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона