Наша речь состоит из предложений, каждое из которых представляет собой законченную мысль. Состоят они из слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. И хотя синтаксис проходят в восьмом и девятом классах средней школы, хотелось бы остановиться на теме односоставных предложений в русском языке, а также провести сравнение с аналогичным явлением в английском языке.

Грамматическая основа предложения

Предложению как синтаксической единице присуща грамматическая основа, представляющая собой его ядро, центр. Состоит она из двух членов - подлежащего и сказуемого, все остальные члены находятся в зависимости от неё, а могут и вовсе отсутствовать.

Грамматическая основа может быть неполной, когда отсутствует один из членов, в этом случае предложение будет односоставным. Односоставные предложения часто встречаются в художественной литературе, ещё чаще - в устной речи. Особенность их в том, что смысл сказанного не теряется от отсутствия одного из членов основы: он либо не важен, либо не нужен, либо невозможен.

Примеры односоставных предложений:

Как мы видим, в каждой из цитат присутствует односоставное предложение , а в последней их целых четыре, но все они имеют свои особенности, и их можно классифицировать по нескольким типам:

Первый тип представлен первым и седьмым примерами, второй - шестым, третий - пятым, четвёртый - третьим, пятый - четвёртым, а шестой - пятым в седьмом примере. Мы не будем подробно останавливаться на характеристике каждого из типов, тем более что не все исследователи однозначно относят все эти типы к односоставным, а изучим последний из них.

Односоставные неопределённо-личные предложения

Интерес они представляют в связи с тем, что часто сложно отличить такое предложение от других типов , особенно от односоставных определённо-личных.

Отличительным признаком такого предложения является то, что у действия или состояния, описываемого сказуемым, есть конкретный субъект, но он неизвестен или неважен, а потому смысловой акцент в грамматической основе смещается именно на само действие или состояние.

Сказуемое в этих случаях чаще всего глагольное: глагол может быть в третьем лице множественном числе в настоящем и будущем времени, а также в прошедшем времени и условном наклонении - опять-таки во множественном числе. Но встречаются и составные варианты, в том числе именные.

Примеры:

  1. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница . (Н. Гоголь)
  2. и двух ночей не просуетились, переехали . (Ф. Достоевский)
  3. … с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышат их домашни дроги. (А. Пушкин)
  4. Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой. (М. Шолохов)
  5. Нам были рады.

Тут следует быть внимательным: не был ли упомянут субъект в тексте ранее. Например, когда мы читаем: «Они пошли за хлебом. Хлеба не нашли .» Второе предложение является односоставным определённо-личным. Оно без всякого ущерба для смысла могло и не быть односоставным, если в него поставить то же подлежащее - они .

Упражнение . Определим, какие из приведённых ниже предложений являются -личными:

В первом случае мы имеем сказуемое кричали , и имеем неопределённость лица. Для наглядности можно подставить вместо подлежащего какие-то люди , и смысл сказанного не изменится: какие-то люди кричали далеко. Таким образом, приведённый пример - сложное предложение, где первая часть - односоставное неопределённо-личное.

Во втором случае к сказуемому было нацарапано мы не можем подобрать подлежащего так, чтобы смысл сказанного не терялся, а потому предложение - безличное.

В третьем и четвёртом примерах тоже можно сделать подстановку:

  • сейчас за вами все придут;
  • возле этой осинки местные стог поставили.

Пятый пример - односоставное безличное, а вот шестой интересен. Обманывают - глагол употреблён так же, как и в неопределённо-личном предложении. Можно даже сделать подстановку подлежащего: все обманывают . Но нужно ли? Мысль, выраженная пословицей, - не констатация какого-то конкретного факта, а обобщение, и субъект действия здесь не нужно определять, куда важнее здесь дополнение словом . Таким образом, пословица представляет собой пример односоставного обобщённо-личного предложения.

Неопределённо-личные предложения в английском языке

Случаи, когда субъект действия не определён , можно выразить почти на любом языке, но здесь есть свои нюансы. Проведём сравнение с английским языком. Английский язык, в отличие от русского, - язык аналитического строя. В нём давно исчезла система флексий, и это компенсируется чётким порядком слов. В английском предложении всегда должно быть подлежащее, поэтому односоставным оно быть не может, но тем не менее в английском языке существуют и неопределённость субъекта, и безличность.

В качестве подлежащего в таких ситуациях используют местоимения one , they . Они выполняют роль формального подлежащего не в значении конкретного лица и часто употребляются с модальными глаголами.

Примеры:

  1. One can easily find seas, lakes, rivers on the map . (Можно легко найти моря, озёра, реки на карте.)
  2. One must observe these rules . (Нужно соблюдать эти правила.)

Односоставные обороты типа «говорят, что» обычно выражаются через местоимение they. They say the weather will be better to-morrow . (Говорят, что погода завтра будет лучше.)

В инструкциях и упражнениях часто используются обороты с you. When you cross the street you should be careful . (Когда переходите улицу, нужно быть осторожным.)

Наконец, безличные предложения содержат в себе местоимение it. It snows (Идёт снег.)

В переводе формальное подлежащее не нуждается и нужно лишь для того, чтобы грамматическая основа была полной.

Сравнение правил русского и английского языков

Надо отметить, что понятие неопределённости в русском и английском языках отличается так же, как и сфера применения данных конструкций. Так, во многих случаях, когда носитель русского языка использует неопределённо-личную форму, носитель английского может заменить субъект действия, и в предложении появляется вполне реальное подлежащее. Пример: «I received a letter .» (Я получил письмо.)

По-русски мы можем сказать и «Мне принесли письмо» (односоставный вариант) без потери смысла, а вот англоговорящий, скорее, предпочтёт воспользоваться вышеприведённым примером. Это же характерно и для других случаев. Так, русскоговорящий врач скорее скажет «Вас нужно положить в больницу» (обезличено), а англоговорящий, скорее всего, скажет от первого лица: «I shall have to send you to hospital .» (Я буду должен положить вас в больницу.)

Зато в ситуациях, где в русском предложении есть субъект , например, идёт снег, льёт дождь , в английском языке в ходу обезличенные it snows и it’s raining.

Ну и последнее отличие английских предложений, где субъект не определён, состоит в особенности применения тех или иных формальных подлежащих. Так, местоимение one имеет значение «некий, любой, какой-либо», включая говорящего, а they, you, we , будучи применёнными в качестве формального подлежащего, означают любое лицо или лица, но исключая говорящего.

1. Прочитайте и сравните предложения. Выделите среди них односоставные предложения.

Дождь стучит по крыше. Сильно стучат в дверь.

Вас просят к телефону. Мальчик просит у матери книг.

2. Замените односоставные предложения двусоставными.

3) Её ждут с утра;

4) Тебя вызывают в деканат. Обратите внимание!

Односоставное предложение, в котором сказуемое –глагол обозначает действие, совершаемое неопределёнными лицами, называется неопределённо-личным: В библиотеку привезли новые книги.

Запомните!

В неопределённо-личном предложении сказуемое может быть выражено:

а) глаголом 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени: Вас вызывают;

б) глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени: В нашем районе построили новые дома.

В данных предложениях важен сам факт совершения действия, а лицо, совершающее действие, неизвестно. Например: Вам звонили.

3. Давайте потренируемся в употреблении неопределённо-личных предложений.

а) Прочитайте предложения. Определите, почему в них не названо действующее лицо.

1) Мне сказали, что экскурсия будет в следующее воскресенье.

2) К нам постучали. 3) Нас пригласили в театр. 4) Тебя просят зайти на кафедру. 5) Вам передают привет. 6) Тебе снова звонят.

б) Замените личные предложения неопределённо-личными.

Образец: В ХХ веке учёные изобрели компьютер - В ХХ веке изобрели компьютер.

1) Болельщики бурно приветствовали футболистов. 2) Экскурсовод водил нас по залам галереи. 3) Кто-то привёз мне письмо от друга. 4) Кто-то принёс книгу.

в) Выразите мысль данных предложений, используя в форме 3 лица глагола множественного числа.

Образец: Я стал членом сборной команды по боксу. – Меня пригласили в сборную команду по боксу.

1) В прошлом году мы стали членами кружка «Любители русского языка».

2) Мы получили стипендию в конце месяца.

3) В киоске продаются тетради и ручки.

4) Книга печатается в типографии.

г) В ответном высказывании сообщите, что вам уже известен факт, о котором идёт речь.

Образец: Тебе кто-то звонил (я знаю) - Да, я знаю, что мне звонили.

1) Ей кто-то подарил книгу (я слышал);

2) Маме кто-то сказал о моём проступке (мне известно); 3) Кто-то принёс кассету (я знаю); 4) Команда нашего института получила золотой кубок (мне сказали).

4. Прочитайте текст. Выделите главную мысль текста. Скажите, можно ли дать такое заглавие тексту: «Звени, земля!»

…Вырастить хороших рысаков сложно. Много внимания и забот отдают им люди. Только год жеребёнок беззаботно резвится в табуне. Потом молодняк попадает в тренерские конюшни. Жеребят начинают учить уму-разуму. Делают это постепенно, не торопясь. Сначала надевают на рысака уздечку, обучают командам, потом знакомят со сбруей. И вот уже по дорожкам ипподрома на вожжах ведут наездники молодых лошадей. Проходит день- другой, их впрягают в легкие двухколёсные тележки – казачки, и начинаются тренировки. Исполнится рысакам два года, и отправляются они на ипподромы страны. Их испытывают там несколько лет. Потом лошади возвращаются в родные места. В их паспортах уже значится: резвый. Учитывая способности каждой лошади, судьбу рысаков решают по-разному. Одних отправляют в различные хозяйства, другие едут за границу, третьи остаются на заводе.

(По И.Константинову)

___________________

рысак - йўртоқи от

резвиться в табуне – подада (уюрда) чопмоқ, шўхлик қилмоқ

резвый молодняк - ёш чопқир от

надеть уздечку – юган солмоқ, юганламоқ

сбруя – эгар–жабдуқ

вожжа – тизгин, жилов

Поработаем над текстом.

1). Скажите, как вы поняли выражение «учить уму-разуму»?

2). Ответьте на вопросы:

а) Чему и как обучают рысаков?

б) Когда и зачем лошадей отправляют на ипподромы?

в) Как решают судьбу рысаков?

г) Что нового вы узнали из текста?

д) Что вы знаете о появлении в России рысаков, называемых орловскими?

3) Найдите в тексте неопределённо-личные предложения и выпишите их.

4) Составьте план к тексту. Подготовьте его пересказ.

6. Самым красивым, благородным из «братьев наших меньших» считается лошадь. О ней слагаются легенды, передаются необычные истории. Расскажите, что вы слышали, читали, смотрели по ТВ о лошадях.

7. Ознакомьтесь с высказыванием: «Чтобы понять себя и что такое жизнь, человек должен понять братьев наших меньших» (Дж. Даррел).

Выразите своё отношение.

8. Давайте поговорим.

1) Расскажите о вашем любимом домашнем животном, о том, как вы сами растили какое-нибудь животное.

2) Назовите фильмы о животных, в которых животные платят человеку за добро благодарностью и преданностью. Расскажите о каком-нибудь из этих фильмов.

3) Что вы знаете о развитии конного спорта в нашей стране? Составьте небольшой рассказ об этом.

4) Нет на свете лучшего средства общения, чем язык. Дар речи - это одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Общаются между собой и животные. Но как? Что вы об этом знаете?

5) Из всех обитателей моря самым удивительным считается дельфин. Существует множество необычных историй, связанных с ним. Расскажите, что вы слышали или читали о дельфинах.

6) Проведите диспут на тему: «Что даёт человеку общение с животными?»

9. Давайте поиграем.

Ролевая игра «Мой сын хочет собаку».

а) Вашему сыну (дочери) 7 (12) лет. Он (она) хочет иметь собаку. Посоветуйтесь со своими знакомыми, у которых есть собака, как вам поступить.

б) Ваш знакомый обратился к вам за советом, стоит ли ему заводить собаку. Узнайте, какие у него возможности содержать животных, достаточно ли места в квартире, кто будет ухаживать за собакой, гулять с ней. Расскажите о положительных и отрицательных сторонах содержания животного дома.

Игра ведётся в быстром темпе. Может повторяться за счёт смены участников и того, какое животное хочет иметь брат (сестра).

10. Задания для самостоятельной работы.

1. а) Прочитайте тексты, озаглавьте их.

О великих учёных гуляют по свету сотни весёлых былей и небылиц. Чаще всего говорят о том, что учёные люди ужасно рассеянны. Примеры? Пожалуйста.

Рассказывают, что знаменитый французский учёный Ампер, выходя утром из дома, написал на двери: «Господа! Ампера нет дома, приходите сегодня вечером». А спустя час-полтора, возвратившись домой и прочитав записку, Ампер пошёл обратно. Домой он пришёл только вечером.

О рассеянности же «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского рассказывают следующее: однажды, проговорив целый вечер с молодёжью в собственной гостиной, он вдруг поднялся, стал искать свою шляпу и торопливо прощаться, заявив: «Однако я засиделся у вас, господа, пора домой».

б) Перескажите тексты, используя неопределённо-личные предложения

2. Напишите небольшой рассказ о вашем любимом домашнем животном, используя неопределённо-личные предложения.

§ 1 Понятие неопределенно-личного предложения

Вы уже знаете, что простые предложения по наличию главных членов бывают двусоставными и односоставными. В односоставных предложениях есть только один главный член - подлежащее или сказуемое.

Выделяют следующие группы односоставных предложений:

Определенно-личные;

Неопределенно-личные;

Безличные и назывные.

Рассмотрим подробно неопределенно-личные предложения.

В данных предложениях главный акцент делается на факте, событии, действии.

Действующее лицо при этом либо неопределенно и неизвестно, либо не обозначено, значение имеет только производимое им действие.

Например, в предложении «Потом его без чувств нашли» внимание сосредоточено на действии «нашли», указание на действующее лицо невозможно, поэтому оно не определено и не называется.

§ 2 Виды сказуемого в неопределенно-личных предложениях

В неопределенно-личных предложениях нет подлежащего, а сказуемое в таких предложениях может быть выражено разными формами глаголов:

1. Сказуемое - глагол 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени. Такая форма глагола не содержит информации о количестве деятелей, о степени их известности и может обозначать известное и неизвестное лицо, группу лиц, одно лицо, одно или несколько лиц.

Например:

В предложении «В дверь стучат» сказуемое «стучат» - это глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени, который выражает неизвестное лицо.

В предложении «В семье много пели, играли на рояле» сказуемые глаголы «пели, играли» выражают действие, не отнесенное к конкретному лицу, хотя оно мыслится как совершаемое членами семьи.

Глагол-сказуемое «проводят» в предложении «Меня проводят до дома» может обозначать и одно лицо, и группу лиц.

На группу лиц указывает сказуемое «возводят» в предложении «В городе возводят здание нового театра».

А в предложении «Про участников конкурса расскажут в газетах» сказуемое «расскажут» выражено глаголом в будущем времени.

2. Сказуемое может быть выражено глаголом во множественном числе в прошедшем времени. В предложении «К завтраку подавали вкусные пирожки» сказуемое «подавали» стоит в прошедшем времени изъявительного наклонения. В такой же форме стоит глагол-сказуемое «поставили» в предложении «За контрольную работу мне поставили пять».

3. Сказуемое в неопределенно-личном предложении может быть выражено глаголом множественного числа условного наклонения.

Например, в предложении «Если бы мне об этом сказали заранее!» сказуемое «сказали бы» - это глагол в условном наклонении множественного числа.

§ 3 Второстепенные члены в неопределенно-личных предложениях

Неопределённо-личные предложения, как правило, распространенные, то есть имеют в своём составе второстепенные члены. В таких предложениях употребляются две группы второстепенных членов:

Первая - Обстоятельства места и времени

Например:

Вечером принесли телеграмму.

По газонам не ходят.

В соседнем доме давно не зажигают свет.

Обстоятельства обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека.

Вторая группа - это прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения:

Например:

Нам объявили результаты экзамена.

К походу готовятся заранее.

Спектакль начинают после третьего звонка.

§ 4 Ситуации использования неопределенно-личных предложений

Неопределённо-личные предложения часто употребляются в диалогах. При этом в одной из реплик имеется двусоставное предложение, с которым связано неопределённо-личное предложение.

Например:

Мы вчера ходили на лыжах в лес.

Вам встретилось что-нибудь интересное?

Да, слушали дятла, видели зайца.

Наиболее часто неопределенно-личные предложения используются в разговорном и художественном стилях и практически не употребляется в научном и деловом, где необходима точность и предельная ясность высказывания.

Частое употребление неопределенно-личных предложений в разговорной речи привело к тому, что некоторые из них приняли характер застывших оборотов.

Например:

Кому говорят! Тебе говорят.

Данный видеоурок освещает тему «Неопределённо-личные предложения». Преподаватель рассмотрит различные примеры одного из видов односоставных предложений. Он объяснит, какую структуру может иметь главный член неопределенно-личного предложения, приведет примеры, которые помогут лучше понять, как применяются данные знания.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личные предложения - это один из видов односоставных предложений, в котором главный член предложения имеет структуру и свойства, сходные со структурой и свойствами сказуемого .

В неопределенно-личных предложениях главный член выражен :

Глаголом 3-го лица единственного числа повелительного наклонения:

Пусть говорят ;

Глаголом множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения:

Вам звонили из школы;

Глаголом множественного числа условного наклонения:

Если бы мне заранее сказали , я бы подождал;

Глаголом множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения:

В Москве вас ждут и очень любят .

Главные члены неопределенно-личных предложений могут иметь структуру не только простого глагольного , но и составного глагольного и составного именного сказуемого:

Как только они приезжали, их начинали потчевать и расспрашивать о жизни в столице. В этом доме им всегда были рады .

В этом типе предложения, как и в определенно-личных, сообщается о действии или каком-либо признаке человека, но при этом в центре внимания оказывается само действие, а не его субъект. Субъект же действия неопределенный:

Он либо вообще неизвестен:

Где-то далеко ударили в барабаны,

Либо в данной ситуации неважен:

Вам писали , просили выслать готовую статью.

Неопределенно-личные предложения нужно отличать от двусоставных неполных предложений со сказуемым в тех же формах:

Мы пытались туда дозвониться . Звонили долго, но нам так и не ответили .

Звонили долго в данном случае - неполное предложение, так как оно сообщает нам о действиях конкретных лиц, а

нам так и не ответили - неопределенно-личное предложение, потому что субъект этого действия неизвестен.

Неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи, а также в предложениях, содержащих различные инструкции, этические нормы и т.д.:

Цыплят по осени считают . По одёжке встречают , по уму провожают . (Пословицы)

Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин).

1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Литневская Е.И. и др. Русский язык.

2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.

3. Тесты. Односоставные предложения ().

2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().

3. Все об односоставных предложениях ().

Разберите пары предложений по строению и значению.

1. Картину кисти Боровиковского в прошлом году реставрировали. Художник Симонов в прошлом году реставрировал картину кисти Боровиковского.

2. В часовой мастерской отлично отрегулировали старинные часы. Часовой мастер отлично отрегулировал старинные часы.

3. В газетах сообщают о новом мировом рекорде российского штангиста. Корреспондент газеты сообщил о новом мировом рекорде российского штангиста.

4. В школах нашего посёлка увлекаются настольным теннисом. Школьники нашего посёлка увлекаются настольным теннисом.

Тип урока: изучение нового.
Форма урока: урок - исследование.
Цели и задачи урока: создать условия для развития языковедческой компетенции через:
- формирование понятий об неопределённо- личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
- отработку навыков использования данных предложений в речи;
- формирования умений систематизировать материал для создания презентации;
- развитие коммуникативных навыков, творческого мышления;
- воспитание любви к родному языку; привитие интереса к познанию.
Оборудование: Презентация (приложение к уроку), на столах учащихся листы «Моя презентация» (у каждого ученика).

Моя презентация

Ход урока

I.Организация класса.
Подготовка к восприятию.
На экране слово Презентация.
Учитель: Ребята, на экране вы видите слово презентация, скажите, как вы понимаете лексическое значение этого слова? (Высказывания детей)
Учитель: А теперь посмотрите на экран (Приложение. Презентация.), где записано это слово и его словарная статья.
Чтение учителем значения слова со слайда презентации.

II. Целеполагание:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок – презентация, я вам приготовила свою презентацию и буду учить вас делать презентацию на материале урока русского языка. У вас есть листы, на которых условно нарисованы «слайды» – прямоугольники. (Слайды – кадры фильма «Моя презентация»). За урок вы их должны будете заполнить.
Начнём работать.
На экране предложение: В дверь несмело постучали.
Учитель: Сейчас мы с вами проведём синтаксическую минутку. Давайте прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное) Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
Понятно ли нам, «кто это стучали»? (Нет)
Учитель: Действующее лицо здесь мыслиться неопределённо, нечётко, неконкретно. Я вам говорю, что это неопределённо – личное предложение
Сегодня мы с вами проводим урок – исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения» Запишите тему на свой «слайд №1»
На экране появляется тема урока: «Неопределённо – личные предложения»
Учитель: У нас сегодня новая тема урока. Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите на свой «слайд № 2» (Ученики пишут цели на своём «слайде»). Слово учащимся.
Учитель: Я тоже поставила цели и задачи к уроку: (Учитель читает цели со слайда своей презентации). На экране цели и задачи.
* Формирование у учащихся понятий об неопределённо–личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям.
* Отработка навыков использования учащимися данных предложений в речи.
* Развитие умений систематизировать материал для создания презентации.
Совпадают ли наши цели? Обсуждение.

III. Подготовка к восприятию темы.
1. Учитель: Проверим, как вы дома подготовили сообщение об односоставных и определённо – личных предложениях. (Учитель спрашивает домашние задание, по желанию учащихся один ученик выходит к доске и делает сообщение)
Учитель спрашивает о дополнениях, исправлениях.
2. На экране (презентация) записаны предложения:
Пройдите по городу на Неве, вглядитесь в него.
Парк давно закрыли.
Учитель: Спишите на свой «слайд № 3» с экрана презентации определённо – личное предложение. Учащиеся работают, а потом рассказывают, какое предложение выписали и почему.
I Сотворчество. Восприятие нового.
1.Учитель: сегодня на уроке вы не пассивные слушатели, а активные участники. Не забывайте об этом.
У нас на экране осталось предложение. Появляется новый слайд:
Парк давно закрыли
Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола – сказуемого? (глагол 3 лица, множественного числа, прошедшего времени). Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
Учитель: В этом предложении главное - действие
2. На экране предложение:
В деревнях и сёлах готовятся к севу.
Работаем устно. (Определяем форму глагола – сказуемого – 3 лицо, множественное число, настоящее время). Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к севу? (Нет)
Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.
3. На экране презентации предложение:
Завтра нам выдадут новые учебники.
(Определяем форму сказуемого – 3 лицо, множественное число, будущее время). Учитель: В данном предложении тоже главное – действие.
Делаем вместе выводы:
Какими формами выражается глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях? (Ответы учащихся)
Вывод: В неопределённо – личных предложениях нет действующего лица, оно мыслится неопределённо, неконкретно. В таких предложениях не бывает подлежащего. Вот почему они так называются неопределённо-личными.
Учитель: Сейчас мы с вами заполним 4 слайд вашей «презентации», найдите его. Нам нужно заполнить 6 пункт алгоритма, написать, в какой форме употребляется глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях.
4. На свой «слайд № 4» ученики записывают, в какой форме употребляется глагол – сказуемое.
Пишут.
Учитель: а теперь сверьте, правильно ли вы сделали задание?
На экране в это время – полный алгоритм.

IV. Первичное закрепление изученного.

1. Учитель: В своей презентации для изучения нового материала я предложила 3 неопределённо – личных предложения. Вам я предлагаю на своём следующем «слайде № 5» тоже записать 3 неопределённо - личных предложения, которые вы придумаете сами. Думаем работаем. (На экране в это время – алгоритм полный так и есть).
2. Проверка предыдущего задания. Исправления, дополнения.
3. Работа с поэтическим текстом.
На экране пронумерованные предложения.
Учитель: Вы видите пронумерованные предложения. Сейчас ребята, которые сидят на первом варианте, себе на черновик (с другой стороны листа «Моя презентация») запишут только цифры определённо – личных предложений, а ребята, которые сидят на втором варианте – неопределённо- личных предложений)

Учащиеся работают.

1) И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин

2) Люблю грозу в начале мая.
Ф.И. Тютчев

3) Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид!
А.С. Пушкин

4) И вот нашли большое поле.
М. Ю. Лермонтов

5) Брожу по набережной снова..
Ю. Друнина

Проверка: На доске появляется ответ: 2,3, 5 – определённо – личные предложения; 1, 4 – неопределённо – личные.
4. Игра – конкурс «Кто быстрее и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?». (Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения)
Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо- личное предложение
А). Выберите себе книгу по вкусу.
Б) В доме шумят.
В) Не из Барнаула ли будешь?
Г) Приготовьтесь к уроку!
Д) Детей учили рисованию.

5. Рефлексивный этап урока.

Учитель: Итак, подведём итоги нашей работы:
1). Возвратимся к предложению, которое мы видели вначале урока:
В дверь несмело постучали.
Теперь мы точно можем сказать, какое это предложение? Почему? Доказать. (Выступления учащихся: это неопределённо-личное предложение. Доказывают)
2). Подытожим свои знания по изученной теме. Создаём следующий свой «слайд № 6». Вы напишите, подводя итоги, одно предложение (начало предложения – на выбор). Текст своего «слайда № 6» вы можете начать так:
Экран презентации:
1. На уроке мне было…, я понял (а), что…
2. На уроке я чувствовал (а) себя…, узнал (а)…
Учитель: Выполнили ли мы цели и задачи, которые поставили в начале урока? Посмотрите на свой «слайд № 2» и ответьте на вопрос. Ответы учащихся.

V. Домашнее задание:
Учитель комментирует домашнее задание

1. На странице 108 – 109 параграф 22, упражнение 213.
2. Индивидуальное задание: Тюленеву Диме и Домрачеву Владу создать свою презентацию по «слайдам», составленным на уроке.