Сергей Юльевич Витте был одним из главных сторонников модернизационной политики России на рубеже веков. Имея блестящее образование, Витте около 20 лет своей жизни довелось работать с железными дорогами, где приобрел немалый опыт. Поэтому назначение его на пост министра путей сообщения в 1892 году не вызвало удивления. В том же году состоялось назначение Витте на пост министра финансов.

Промышленная модернизация требовала огромных расходов. Поэтому Министерству финансов во главе с Витте приходилось проявлять недюжинную изобретательность. Косвенные налоги (т.е. налогообложение на сахар, спички, табак, керосин, оформление любых документов и пр.) возросли на 42,7%.

По инициативе Витте в 1895 году была введена винная монополия . Основная масса производимого и продаваемого спирта и спиртной продукции сосредотачивалась в руках государства. Регламентировалось время и место торговли спиртным (палатки-«казенки»). Впрочем, частные лица также могли заниматься винокуренным делом и производством водки, но только по заказу государства и под наблюдением акцизного надзора. Государственная монополия не распространялась на изготовление пива, браги и виноградного вина.

Благодаря этой реформе в казну стали поступать огромные деньги: не менее миллиона рублей в день. В год, таким образом, в среднем в казну поступало 530-540 млн. рублей, обеспечивавших до ј бюджета. Современники справедливо называли тогдашнюю казну «пьяным бюджетом». Сам же Витте писал, что проводил реформу «с целью уменьшения народного пьянства».

Следующим этапом деятельности Витте в бытность министром финансов стала денежная реформа . Бумажный рубль деноминировали на треть, но зато теперь его можно было обменять на золото. По закону 1895 года все сделки должны были оплачиваться либо золотом, либо бумажными рублями по их курсу к золоту на день платежа. Старые золотые монеты обменивались по курсу в соотношении 10 старых рублей = 15 новых и 5 старых=7,5 новых. Завершающим этапом реформы стал закон 1897 года, по которому Госбанк имел право на эмиссию денежной массы в размере не более 300 млн. рублей. Таким образом, девальвация рубля на 1/3 и ограничение денежной эмиссии обеспечили все имевшиеся в обращении бумажные банкноты золотым запасом страны. Россия получила стабильную устойчивую валюту европейского уровня. Это вызвало настоящий взлет банковского дела. Введение золотого стандарта способствовало притоку иностранного капитала, способствовавших развитию промышленности. За пять уходящих лет девятнадцатого века сумма иностранного капитала в России возросла с 200 до 900 млн. рублей. За их счет было покрыто около 40% вложений в промышленность, а сам рубль превратился в конвертируемую валюту. С.Ю. Витте получил славу защитника российского рубля.

Благодаря деятельности Витте велось активное железнодорожное строительство . Министерством финансов применялся такой метод привлечения средств на строительство железных дорог и предприятий соответствующих отраслей, как государственные займы у банков и населения. Получение доходов от этого гарантировалось государством. Протяженность железных дорог при Витте увеличилась с 29 до 59 тысяч верст.

Также Витте проводил политику протекционизма . Таможенные пошлины защищали отечественных производителей, поощряя здоровую конкуренцию и конкурентоспособность российских производителей. Вводя поощрительные премии на экспорт продукции, изменяя ставки таможенных пошлин и создавая благоприятные условия в различных отраслях производства, государство добивалось активного торгового баланса.

Большую пользу казне принесло повышение цен на товары массового спроса. А в 1898 был утвержден закон, по которому размер налогообложения определялся по производственной мощности предприятия, а не по принадлежности его владельца к той или иной гильдии. В это же время Россия берет крупные заграничные займы, становясь страной-должником. Задолженность перед Западными государствами достигла более, чем 1 миллиарда рублей.

Благодаря деятельности Витте произошел резкий скачок в промышленности, начался промышленный подъем, а российский рынок постепенно интегрировался в общемировой. Однако экономический кризис 1900-1903 гг., тесно связанный с европейским денежным кризисом 1899 года, сильно снизил темпы промышленного роста. Кризис выразился в падении цен на основные виды производимой продукции, из-за чего потеряло рентабельность и было закрыто 4 тыс. предприятий, а десятки и сотни тысяч рабочих оказались на улице. Витте был обвинен в разрушении российских хозяйственных устоев и распродаже России иностранным банкам, а затем отправлен в отставку в августе 1903 года.

Каковы же итоги проведенных Витте реформ? Их следует разделить на положительные и отрицательные.

К положительным следует отнести в первую очередь огромный промышленный и конкурентоспособный (за счет политики протекционизма) потенциал, который получила Россия. Благодаря нему Россия превращалась в огромную промышленную державу, где сельское хозяйство переставало играть свою основополагающую роль. Возникали новые и современные отрасли производства. Важнейшим положительным достижением было и железнодорожное строительство. Кроме того, Россия наконец-то сумела получить стабильную валюту европейского класса благодаря денежной реформе, что сделало ее привлекательной для иностранных инвестиций. Нельзя не отметить и положительный итог введенной винной монополии, дававшей казне много денег.

Но вместе с тем все эти реформы имели и оборотную сторону. Отрицательные последствия здесь следующие.

Если взять введенную винную монополию, то из-за нее началось массовое спаивание населения. Государство было заинтересовано в больших доходах от продажи спиртных напитков, а потому палатки-«казенки» работали без выходных и праздников с 7 утра до 10 вечера. И цены в них были относительно доступными.

Если взять стремление Витте поддержать российскую модернизацию, то надо помнить и о том внешнем долге, который получила Россия. Кроме того, интегрирование России в мировой рынок в итоге стало одной из причин затяжного кризиса 1900-1903 гг.

Отрицательным последствием стала и некоторая зависимость промышленности от иностранного капитала, а также зависимость российского экспорта и, соответственно, доходов от зарубежных рынков.

Кроме того, на вновь открывающихся предприятиях применялся труд многочисленных рабочих, до которых не было дела ни государству, ни владельцам предприятий. Низкая зарплата, ужасные жилищные условия, высокая смертность и травматизм, система штрафов и прочее - все это вело к их недовольству, усиливало революционные настроения и озлобленность против хозяев. А любой кризис мог привести к закрытию предприятия и как следствие к увольнению рабочих, из-за чего запросто могло вспыхнуть «пламя революционного движения». Но государству вместо экономических методов борьбы с трудным положением рабочих было проще применять свои старые методы: бюрократическую волокиту и вооруженное подавление забастовок и стачек. А потому быстро приближались революции 1905-1906 гг. и 1917 г.

И все же главный итог реформ Витте - это сильная промышленность с развитой отраслевой инфраструктурой. Именно в период Витте Россия получила мощную промышленную базу. И этот вывод впоследствии подтвердило время: те последующие министры финансов (Э.Д. Плеске и В.Н. Коковцов), сменившие Витте, уже не думали о каком бы то ни было дальнейшем промышленном развитии России, а целиком сосредоточились на финансировании русско-японской войны и предотвращении финансовой катастрофы.


Другой крупной реформой Витте была тоже реализация тех идей, которые высказывали его предшественники, это введение в России винной монополии. Идею винной монополии в свое время активно поддерживал Вышнеградский. Но в период его пребывания на посту министра финансов, ему не удалось это сделать. Витте продолжил его линию. Монополия начала вводиться с 1895 года. Она вводилась постепенно. Сначала в нескольких губерниях. В основном этот процесс завершился в начале 1900 годов.

Введение винной монополии в каком-то смысле означал возврат к той системе, которая существовала в России до 1863 года. Разница состояла в одном: если в 1850-е годы 19 века государство, обладая монопольным правом на торговлю спиртным, само это право не реализовывало. Осуществляли это право государства откупщики. А реформа Витте означала возврат к государственной монополии, но не означала восстановления откупной системы.

Новация состояла в том, что теперь государство само стало реализовывать свое право на продажу спиртных напитков через сеть казенных винных лавок, где продавцами выступали государственные служащие.

Суть меры состояла в следующем: винокурение оставалось в частных руках, казенных предприятий здесь не было. Но сырой спирт приобретался в казну. Очистка спирта проводилась на частных заводах, но по лицензиям казны. Под контролем чиновников …

Розничная продажа становилась монопольным правом государства.

Реформа не касалась виноградного вина, пива. По-прежнему сохранялась частная продажа.

В свое время Вышнеградский пытался ввести монопольную на продажу и виноградного вина, но от этой идеи отказались, потому что посчитали, что его производство в России имеет слишком небольшие масштабы. Поэтому доход казне принесет небольшой, а расходов потребует.

Доходы от винной монополии стали крупнейшим источником пополнения государственного бюджета. Это была самая крупная статья государственного дохода.

К 1914 году при общем размере доходов государства порядка 3,5 миллиарда рублей, винная монополия давала около 900 миллионов рублей, т.е. 25-30%.

Введение монополии имеет и негативные последствия.

Из других реформ Витте:

Издание в 1898 году нового закона «О промысловом налоге». Этот налог платили лица за право заниматься предпринимательской деятельностью. Существовавшая система промыслового налога была крайне неудобной для всех, и для государства, и для налогоплательщиков. Она была весьма архаичной. Объектом обложения являлся предприниматель, а не предприятие. Например, купец 2 гильдии платил меньше, чем купец 1 гильдии, хотя может быть предприятие, принадлежавшее ему, было более доходным. Такая ситуация в принципе была невыгодной и государству и плательщику. С одной стороны кому-то приходилось переплачивать, а другой при этом недоплачивал.

В 1898 году была проведена реформа. Система взимания налога стала более справедливой. Налог делился на основной и дополнительный. Основной выплачивался ежегодно в начале года. Его должны были платить все лица, которые содержали торговые или промышленные заведения. Размер основного налога определялся размером предприятия, они делились на разряды, и местностью. Теперь единицей обложения становилось само предприятие.

Дополнительный налог выплачивался с прибыли. При этом увеличивалось обложение акционерной промышленности. Раньше они платили налог только с прибыли, теперь они должны были платить еще и с основного капитала.

Подоходный налог стал взиматься более равномерно. И реформа способствовала увеличению поступлений в государственную казну.

К 1914 году поступления от промыслового налога давали больше половины всех поступлений от прямых налогов. Хотя доля прямых налогов в российской бюджете была невелика. К 1914 году они давали только 8%. Доля косвенных налогов была побольше, но тоже невелика.

Встает вопрос: откуда же брало государство другие налоги?

При Витте был принят и ряд других мер по развитию промышленности, по улучшению подготовки кадров для экономики. Развивалась сеть коммерческих училищ. Был основан Политехнический институт в СПб.

В целом реализация системы Витте: протекционизм, привлечение иностранных капиталов продолжалась и после него. Она стимулировала экономический рост.

В литературе довольно дискуссионным является вопрос о цене этого быстрого промышленного развития России. В поле зрения отечественных исследователей находились внешнеэкономические аспекты деятельности Витте. Его политике внутри России уделялось меньше внимания.

В этом отношении довольно долго нашу историографию дополняла западная, где имела место обратная ситуация. Там более активно изучались внутренние аспекты Системы Витте.

В этом отношении большое влияние на развитие экономической мысли оказали появившиеся в начале 1960-х годов работы американского историка, немца по происхождению Теодора фон Лауэра «Сергей Витте и индустриализация России». Он рассматривал Витте как второго по счету в ряду 4-х индустриализаторов России. Это Петр 1, Витте, Ленин, Сталин. Он изучал деятельность Витте.

Он полагал, что решающая роль в индустриализации России принадлежала именно государству, которое в какой-то степени искусственно создавало промышленность. А для промышленности еще не созрели необходимые внутренние предпосылки.

При этом эта политика проводилась за счет деревни, за счет крестьянства, которое страдало от налогов. В этом смысле политике индустриализации Лауэр отводил решающую роль в изучении предпосылок первой русской революции. Он предполагал, что на крестьянство нажимали, нажимали к 1905 году настало время, когда крестьянству это надоело.

В нашей историографии первый тезис Лауэра об искусственном характере русской индустриализации критиковали. Считали характер индустриализации естественным.

Что касается его вывода о том, что политика индустриализации сыграла решающую роль в подготовке 1-й Русской революции, то по существу этот тезис не оспаривался, но не считался решающим.

В настоящее время в оценке этих выводов и в нашей и в западной историографии существует разнобой. По первому тезису произошло сближение позиций. Западные авторы признали по большей части правоту советских историков и отошли от тезиса Лауэра об искусственном характере российской индустриализации. Хотя есть и сторонники Лауэра.

По второй точке зрения разнобой. Одни считают, что индустриализация осуществлялась не за счет крестьян. Что главную тяжесть налогового бремени несли городские слои. Обращается внимание на то, что индустриализация несла за собой и позитивные явления. Какие? Растущая промышленность нуждалась в рабочих руках, а в деревне был избыток рабочих рук. Она оттягивала часть избыточного населения, смягчала проблему крестьянского малоземелья. Развитие промышленности уничтожало некоторые крестьянские хозяйства, они не могли конкурировать с заводами.

Но были нужны такие вещи как мешки, ящики для хранения продукции. Производить их в фабричных условиях невыгодно. Крестьяне развивали эти промыслы.

Вопрос довольно сложный. Говорить однозначно о том, что индустриализация происходила за счет крестьян, вопрос до конца не изучен.



20 июля 1893 года в России введена «казенная продажа питей» (винная монополия). Винная монополия означала исключительное право государства на приобретение и продажу спиртных напитков. Ему же принадлежало право ввоза спиртных напитков из-за рубежа. Оптовая и розничная продажа сосредотачивалась в казенных оптовых складах и винных лавках. Контроль за винной монополией был возложен на главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей Министерства финансов.

Еще в 1863 году император Александр II ввел акцизную систему взимания питейных сборов, широко распространенную в Западной Европе. Производство и реализация спиртных напитков облагались сбором (акцизом) в пользу казны. Однако статистика свидетельствовала, что население тратит на спиртное гораздо больше, чем получает казна. Пьянство и злоупотребления в реализации спиртного не уменьшались. Государство стремилось, во-первых, получить больше средств от продажи спиртного и одновременно остановить распространение пьянства.

Реформатор С.Ю. Витте считал: «Они (кабатчики) продолжают спаивать, обирать и развращать народ всеми средствами... Настойчивость их с ясностью указывает на крайнюю необходимость принятия каких-либо мер для прекращения ненормального положения питейной торговли...» Идея винной монополии нашла поддержку у части чиновников, ученых, в консервативных кругах и встретила сопротивление некоторых крупных землевладельцев, торговцев и либеральной буржуазии.

Поддерживаемый Александром III, Витте настоял в Государственном совете на введении с 1893 года винной монополии в Оренбургской, Пермской, Самарской и Уфимской губерниях. В июне 1894 император подписал Положение о «казенной продаже питей». Оно вводилось постепенно и в начале XX века охватило 75 губерний. Витте надеялся, что производство качественных водки и вин с использованием новейших технологических и научных достижений позволит ликвидировать подпольное самогоноварение, так как оно станет ненужным и невыгодным. Он стремился не искоренить пьянство, а привить населению культуру потребления спиртных напитков. С увеличением числа питейных заведений и ростом цен на спиртное так называемый питейный доход стал важным источником бюджета. В 1913 общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов обыкновенного бюджета России.

По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Основная суть питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство.

В России водка с давних времен и до сих пор остается одной из важнейших статей дохода казны, а при Витте торговля водкой производилась только в казенных винных лавках, ректификация (обработка спирта и приготовление водки) делалась также государством. Производство первичного спирта оставалась за частными заводчиками. Однако заводчики могли произвести лишь столько спирта, сколько предпишет государство и соответственно продавать могли только это количество.

Реформа возымела положительный результат. К 1899 г. весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к началу 1900-х годов доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений.

При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения.

3.Реформы в железнодорожном хозяйстве

Приведение в порядок и развитие железнодорожного хозяйства страны всегда оставались в поле зрения Витте даже после его ухода из Министерства путей сообщения. В России времён Витте более ¾ всего железнодорожного полотна находились в собственности акционерных предприятий, и менее ¼ принадлежало государству. Акционерные общества пользовались полной самостоятельностью по части установки тарифов, что постепенно привело к убыточности ряда железных дорог и к негативному влиянию подобной «частной собственности» на экономику в целом. Нестабильность тарифной политики собственников железных дорог в условиях жёсткой конкуренции между ними, льготы так называемым «своим людям» и т.п. лишали торговлю и промышленность возможности вести свои операции на более или менее предсказуемых условиях, а экономика страны отчасти сходила с буржуазно-капиталистического пути развития.

Ещё в 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положение и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров, то есть, поддерживая отечественного производителя.

Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при Витте – выкуп убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казной (это была разветвлённая железнодорожная сеть со стратегическим значением – связь Запада с Востоком, Центра с окраинами), и только 1/3 – дороги, приносившие какой-никакой доход – находилась в собственности негосударственных организаций. В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход: к 1898г. железные дороги принесли стране почти 20 млн. руб.

Большинство железных дорог строились государством. Позволялось также строить железные дороги и акционерным обществом, но государство больше не давало им никаких гарантий и не оказывало поддержки. Мало того, Витте, как уже сказано выше, много внимания уделял национализации железных дорог. Если сначала это касалось только убыточных железнодорожных предприятий, то впоследствии это коснулось совершенно всех железных дорог. Министерство финансов постоянно выкупало пакеты акций железнодорожных компаний и влияло на политику этих фирм. За 90-е годы по официальной статистике было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий (это были такие магистрали как Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская. Самой протяжённое из них, значение которой и по сей день трудно переоценить, являлась Транссибирская магистраль) и к середине 1902г. общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в том числе 53,3 тыс. вёрст дорог, введённых в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий.

Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России.

Одновременно со строительством железных дорог в России получили импульс к развитию такие сопутствующие отрасли как: металлообработка, производство рельсов паровозостроение, а также интенсивно развивалась угледобыча.