Ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку; накопление знаний дало возможность перейти к открытию законом развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.

Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова ratio - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII - первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина - вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве первой половины - середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия - классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).

Возникновение светской школы

Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее - горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян». Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия. Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов - в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в: в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде - двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

Наука и техника

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М. М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель - И. П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-мстрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно-исторический музей - Кунсткамера (1719). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых.

М. В. Ломоносов

Выходец из государственных крестьян Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М. В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М. В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманской теории происхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. М. В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо-тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М. В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета. Его Ученики и коллеги (академики) - астроном С. Я. Румовский, математик М. Е. Головин, географы и этнографы С. П. Крашенинников и И. И. Лепехин, физик Г. В. Рихман и др.- обогатили русскую науку замечательными открытиями.

Общественная мысль

Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники - Феофан Прокопович, П. П. Шафиров и др.- с рационалистических позиций «естественного права» и «общего блага» доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих сочинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может». П. П. Шафиров в «Рассуждении о причинах Свейской войны» доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю «отчич и дедич» русских людей.

Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, И. Т. Посошков в книге «О скудости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли.

В середине - второй половине XVIII в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н. И. Новикова с Екатериной II. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканца А. Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепостного права.

Русскую литературу XVIII в. своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие как А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин и др.

Быт и нравы

После посещения стран Европы и возвращения из Великого посольства Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе - «Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г., Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

Архитектура

В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вестибюлем станции метро «Площадь Революции»). Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом - здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перепланировки (генеральных планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Для барокко (в переводе с итальянского — «вычурный») характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли - итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

А в Москве городской архитектор Д. В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старое, М. Ф. Казаков и др.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй половине XVIII в. архитектор И. Е. Старое построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В. И. Баженов - Каменноостровский дворец и Арсенал, А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот - Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди - Мраморный дворец, Ю. М. Фельтен - набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги - Академию наук и другие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга:

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех сторон земли

К богатым пристаням стремятся.

В гранит оделася Нева,

Мосты повисли над водами…

(А. С. Пушкин).

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В. И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В. И. Баженова М. Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки.

Скульптура

В первой половине XVIII в. общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине - классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли - отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М. В. Ломоносова, вышедший из среды поморских косторезов,- Ф. И. Шубин. Для него характерна необычайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М. В. Ломоносова, А. М. Голицына, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, 3. П. Чернышева, императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф. И. Шубина: «И под его рукою мрамор дышит».

Памятником А. В. Суворову, изображенному скульптором в аллегорическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге), прославил себя М. И. Козловский. Ему же принадлежит главная статуя Петергофского каскада фонтанов - «Самсон», символизирующая победу России в Северной войне.

Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И. П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Москвы - памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник М. В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных памятников.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник - памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его создал французский скульптор Э. М. Фальконе.

Живопись

Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и «Напольного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи - передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности - поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А. П. Антропова: А. М. Измайловой, Петра III. Близок к А. П. Антропову по живописной манере И. П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты «Неизвестная крестьянка», «Калмычка Аннушка» и др.). Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах Н. И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина, В. И. Арсеньевой и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика (А. Ф. Зубов), мозаика (М. В. Ломоносов), пейзаж (С. Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А. П. Лосенко). В акварелях И. А. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Сохранились и народные картинки - лубок.

Театр

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян - драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В. А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е. И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д. С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.

    XVII век - начало нового периода русской истории - явился одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденций в развитии культуры. Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.

    Делаются первые записи произведений устного народного творчества - исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий. Широкое хождение имели сказки - волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении, о Ермаке, о Степане Разине - народном заступнике.В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени.

    Развитие городов, ремесла, торговли, мануфактур, связей с зарубежными сторонами содействовало распространению грамотности и просвещения. В Москве в 80-х годах XVII в. около 24% посадского населения было грамотным.

    Летопись как вид исторического произведения постепенно уходит в прошлое. Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал «Синопсис», созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем.

    Процесс обмирщения затронул и живопись. Русские живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Руководила художественной деятельностью Оружейная палата Кремля, где работал выдающийся художник - иконописец Симон Ушаков. В конце века живописцы переходят от парсуны к писанию портретов красками на холсте. Сохранились портреты матери Петра I, князя Б. И. Репнина, Л. К. Нарышкина и др.

    Новые веяния в архитектуре выражались прежде всего в отходе от средневековой строгости и аскетизма, в стремлении к внешней нарядности, живописности, декору. По сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Стали широко применяться новые виды строительных материалов - фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. Однако основным массовым строительным материалом оставалось дерево. (Теремной дворец Московского Кремля, Церковь Покрова в Филях-«Нарышкинское барокко»)

20. Россия в конце 17 века- начале 18 века. Реформы Петра.

1682-1725

    1682 -Петр I становится царем (под регентство Софьи до 1689 ).

    За годы правления Петра I Россия превратилась из изолированного и отсталого в экономическом и политическом плане государства в развитую державу с мощной армией и флотом.

    Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696-1715 годы и 1715-1725.

Социально – экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы

Причины реформ

Ослабление международного положения России.

Угроза потери независимости.

    Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Реформы:

    Церковная.

  • Гражданская.

    Положение сословий.

    Крестьянская.

    Финансовая.

    Образование.

    Церковная реформа , главным образом, заключалась в отмене патриаршества (с таким трудом приобретенного русскими царями) и учреждении "Святейшего правительствующего Синода", которому стала подчиняться церковь. Отмена патриарха и последующее ослабление участия церкви в жизни страны привело, в конце концов, к крушению русской православной монархии.

    Военная реформа была продолжением изменений, начатых Алексеем Михайловичем. Но, в то время, как при Алексее Михайловиче такие изменения подгонялись к русским условиям, петровские реформы загоняли русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их приемлемость для русских. На службу в русскую армию стекались проходимцы со всего света. Введение полков нового строя , реформированных по иностранному образцу. Однако боеспособность этой армии была низкой. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов. В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было.

    Гражданская реформа заключалась в создании совершенно новой системы управления страной. Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717-1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно были созданы по 12 коллегий.

    Вместо думы был устроен "сенат"; вместо приказов - "коллегии"; страна была разделена на 8 "губерний". Всё стало похоже на западный строй.

    Реформа о положении сословий в корне изменила всё прежнее устройство. Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, - юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян. Основные указы:

    Указ о единонаследии 1714 года : землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.

    «Табель о рангах» 1721(1722) года : разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

    При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев - крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных . Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них.

    Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян. Сделал это Пётр для удобства управления страной: вместо того, чтобы иметь дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось и вскоре начались частые крестьянские восстания.

    Финансовая реформа была нужна для увеличения сборов на военные нужды и для того, чтобы заставить русских людей поскорее воспринимать западные обычаи. При Петре было введено множество налогов: на бани (на западе в то время вообще не мылись!), бороды (на западе брились), мельницы, погреба, пчёл, раскольников, извозчиков и пр. Сбор налогов вёлся строго и казна при Петре постоянно пополнялась. В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей

    Образовательная реформа. Целью образования стало давать учащимся как можно больше научных и военных знаний. т.е. образование отходит от традиционной русской духовности и начинается увлечение материалистичным гуманизмом. При Петре также был введен новый, упрощённый гражданский шрифт для печатанья всех книг, кроме церковных. Это ещё больше ускоряет модное на западе "отделение церкви от государства". Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена.

    Рассмотрение развития России в первой четверти XVIII в. показывает масштабы изменений, которые произошли за этот период. Значительно выросла территория страны, после многих веков борьбы она получила выход к морю, ликвидировав политическую и экономическую изоляцию, вышла на международную арену и превратилась в великую европейскую державу.

Смольный институт и Александровский дворец в Царском Селе

Чарлз Камерон (1745-1746), галерея в Царском Селе

В. Баженов. Дом Пашкова и дворцово-парковый ансамбль Царицыно

В. Баженов. Дом Пашкова и дворцовопарковый ансамбль Царицыно

10. Матвей Казаков (1738-1812)

11. Дом Благородного собрания

12. И. Старов (1745-1808). Троицкий собор в Александро-Невской лавре,

13. Таврический дворец

14. Живопись 17 век

В первой половине столетия основной спор в иконописи
шел между двумя школами - годуновской и
строгановской. Годуновская школа тяготела к традициям
прошлого. Но их попытки следовать древнему канону,
ориентация на Андрея Рублева и Дионисия приводили
лишь к повествовательности, перегруженности
композиции. Строгановская школа (названа так потому,
что множество произведений этого стиля выполнено по
заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска)
возникла в Москве, в среде государственных и
патриарших мастеров. Характерными особенностями икон
строгановской школы являются прежде всего их
небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое
современники называли «мелочное письмо».

15. Иконы Прокопия Чирина (строгановская школа)

16.

Дальнейшее развитие живописи XVII в. характеризовалось медленным отходом
от догм и поиском новых сюжетов и форм, что в немалой степени объясняется
влиянием западноевропейской живописи. Теоретиком и главой самой крупной
школы этого периода был Симон Ушаков, автор программного труда «Слово к
люботщателям иконного писания», где он изложил новую теорию, порывающую
со старым каноном. Он указывал на необходимость соединения иконописного
канона с правдой жизни, поэтому в его иконах появляются элементы реализма,
реальные человеческие лица. Это позволяет считать его одним из
основоположников портретного жанра в русском искусстве. Среди работ Симона
Ушакова - Спас Нерукотворный, излюбленный образ мастера, в котором он
пытается добиться телесного цвета лица и сдержанной, но отчетливо
выраженной объемности. Поэтому в иконописи XVII в. проявляются черты
упадка. В культуре стали слишком сильны тенденции ее обмирщения.
Парсуна (от слова «персона», т.е. портрет реального лица) - первый светский
портретный жанр стал совершенно новым явлением в русской живописи второй
половины XVII в. Всего за несколько лет новый жанр прошел огромный путь -
от полуиконных изображений до портретов реальных лиц - и завоевал прочное
место в русском искусстве. Все именитые люди старались запечатлеть свой
образ. Художники стремились передать в парсунах портретное сходство и
отчасти характер персонажа. В парсунах
XVII в. уже присутствуют черты знаменитого русского портрета будущего
столетия - внимание к внутреннему миру человека, поэтизация образа, тонкий
колорит.

17. Живопись 18 века

В русской живописи 18 века продолжался процесс
обмирщения, который начался еще в предыдущем
веке. Свидетельством данного явления стало
развитие портретной живописи. Кроме портретного
жанра, русская живопись 18 века, развивает такие
направления как пейзажи, батальную живопись и
батальную гравюру. Культурным центром русской
живописи 18 века становится Эрмитаж. В 1764 году
было положено начало формирования новой
коллекции художественных достояний. Наиболее
известными художниками 18 века являются А.
Матвеев, И. Никитин, А. Антропов, И. Аргунов, Д.
Левицкий, В. Боровиковский Ф. Рокотов, М. Шибанов

18. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной» и Антропов «Портрет Екатерины II»

19. Д. Левицкий «Портрет Екатерины II» и Ф. Рокотов «Портрет А. Струйской»

20. Скульптура. Э. Фальконе «Медный всадник» и И. Мартос « Памятник Минину и Пожарскому»

21. Б. Расстрели Бюст Петра и Ф. Шубин Бюст М. Ломоносову

22. Ф. Волков и появление русского театра

В 1750 году в Ярославле собирает
вокруг себя любителей театральных
представлений из числа
ярославской молодёжи и дал своё
первое публичное представление. в
Ярославле. Специально для
спектаклей Волкова был построен
деревянный театр на берегу Волги,
открывшийся 7 января 1751 года.
Это был первый общедоступный
театр в России. 30 августа 1756
года был официально учреждён
«Русский для представления
трагедий и комедий театр»,
положивший начало
созданию Императорских театров
России, а Фёдор Волков был
назначен «первым русским
актёром», а директором театра стал
Александр Сумароков

23. Литература 17-18 века

17 век, был последним веком летописания на Руси. «Новый
летописец» описывает события от времени правления Ивана
Грозного, и до окончания «смуты». Главную роль в литературе 17
века, занимали произведения исторической тематики Самое большое
и известное историческое литературное произведение 17 века –
«Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В
этом произведении, автор рассказывает свое понимании смутного
времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях. «Повесть об
Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы.
Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой
крепости. Большое распространение получило «Жития Святых». Так
же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества
Аввакума – «Житие протопопа Аввакума».

24. Cимеон Полоцкий

наставник царских детей
Алексея Михайловича. В
1678 организовал при дворе
типографию, первой
изданной книгой которой
стал "Букварь". В 1679
составил проект указа о
создании Славяно-греколатинской академии.
Получил широкую
известность как поэт,
драматург, проповедник,
публицист, педагог,
переводчик, боровшийся
против раскола,
выступавший сторонником
развития образования и
просвещения.

25. Литература 18 века

В русской литературе 18 века начинает складываться
первое самостоятельно направление – классицизм.
Классицизм развился на основе образцов античной
литературы и искусства эпохи Возрождения
(Кантемир, Тредиаковский, Сумароков). В конце 18
века, складывается такое литературное направление,
как сентиментализм. Сентиментализм – направлен на
исследование внутреннего мира человека,
психологии личности, переживаний и эмоций.
Расцветом русского сентиментализма в русской
литературе 18 века стали произведения Карамзина.
Зарождается в конце века и реализм (Державин и
Фонвизин).

26. Карамзин и Державин

27.

Формируется
русский
литературный язык,
постепенное
освобождение
литературы от
церковной речи. На
реформу языка
повлияли М.
Ломоносов и Н.
Карамзин.

28. Изобретатели: Кулибин и Ползунов

29.

В 1764-1767 годах Кулибин изготовил уникальные
карманные часы. В их корпусе помимо собственного
часового механизма помещались ещё и механизм часового
боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько
мелодий, и сложный механизм крошечного театраавтомата с подвижными фигурками. К 1772 году Кулибин
разраб
отал несколько проектов 298-метрового
одноарочного моста через Неву с деревянными
решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую
модель такого моста, впервые в практике мостостроения
показав возможность моделирования мостовых
конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и
изготовил много оригинальных механизмов, машин и
аппаратов. Среди них - фонарь-прожектор с
параболическим отражателем из мельчайших зеркал,
речное судно с вододействующим двигателем,
передвигающееся против течения (водоход), механический
экипаж с педальным приводом.

30.

Проект парового двигателя мощностью 1,8 л.
с. Ползунов разработал в 1763 году.
Это был первый в мире двухцилиндровый
двигатель с работой цилиндров на один
общий вал, что впервые в мире позволило
ему работать без какого-либо использования
гидравлической энергии, то есть, в том числе
на совершенно сухом месте, что было
огромным шагом вперед по сравнению с
существовавшими тогда паровыми машинами,
не способными обходиться без
вспомогательного гидравлического привода.

31.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765), первый
российский ученый-естествоиспытатель мирового
значения, поэт. Родился 8(19) ноября 1711 г. в семье
помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяногреко-латинской академии в Москве, с 1735 в
Академическом университете в Санкт-Петербурге, в
1736-1741 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745
академик Петербургской АН. В 1748 основал при АН
первую в России химическую лабораторию. По
инициативе Ломоносова основан Московский
университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили
многие отрасли знания. Развивал атомномолекулярные представления о строении вещества. В
период господства теории теплорода утверждал, что
теплота обусловлена движением корпускул.
Сформулировал принцип сохранения материи и
движения. Исключил флогистон из числа химических
агентов. Заложил основы физической химии.
Исследовал атмосферное электричество и силу
тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд
оптических приборов.

32.

Открыл атмосферу на Венере. Описал строение
Земли, объяснил происхождение многих полезных
ископаемых и минералов. Опубликовал руководство
по металлургии. Подчеркивал важность
исследования Северного морского пути, освоения
Сибири. Будучи сторонником деизма,
материалистически рассматривал явления природы.
Автор трудов по русской истории, критиковал
норманнскую теорию. Крупнейший русский поэтпросветитель 18 в., один из основоположников
силлабо-тонического стихосложения. Создатель
русской оды философского и высокого гражданского
звучания. Автор поэм, поэтических посланий,
трагедий, сатир, фундаментальных филологических
трудов и научной грамматики русского языка.
Возродил искусство мозаики и производство смальты,
создал с учениками мозаичные картины. Член
Академии художеств (1763).

Невозможно говорить о культуре России 17-18 веков как о чем-то цельном, органичном. В действительности перед нами две различные эпохи, две культуры. 17 век это смутное время, соляной и медный бунты, крестьянское восстание под предводительством Степана Разина, восшествие на царский престол династии Романовых. В этом “бунташном” веке продолжалось эволюционное развитие культуры и просвещения, постепенное накопление материальных и духовных ценностей.

18 век - это перелом в русской истории и культуре. Выдающийся реформатор России Петр I предпринял радикальные преобразования различных сторон общественно-экономической и духовной жизни страны. Вновь, как и во времена христианизации Руси, русский народ вбирал в себя мощный пласт западноевропейской культуры, осваивал необычные для себя формы цивилизации. И это сказалось на русской культуре, как с положительной, так и с отрицательной сторон.

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ 17 ВЕКА

17 столетие можно назвать очередным этапом в истории русской культуры. Для него характерно осознание обществом в целом и отдельной личностью своей особой роли в судьбе страны. Как и во многом другом, большую роль в этом сыграли события смутного времени, войны и освоение бескрайних просторов Сибири. Эти эпохальные события, исключительно важные для судеб государства и народа, втянули в свою орбиту огромное население и показали его мощь, вдохнули в народ новые представления о “силе Земли”, “земского начала”.

Во времена Ивана Грозного грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в 17 веке их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян, прежде всего черносошных, отчасти крепостных и холопов, имелись грамотеи: старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но подавляющая часть крестьян - люди неграмотные. В целом процент грамотных по стране, хотя и медленно, но увеличивался. Еще в первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности или малой грамотности шагу не могли ступить без дьяков и подъячих, своих подчиненных по воеводской избе - центру уездного управления. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это, прежде всего, представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было еще немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знаний письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у “мастеров” из священников и дьяконов, прочих грамотных людей.

Учили, прежде всего, элементарной азбуке по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 г. был издан букварь В. Бурцева, и с тех пор в течение всего столетия его несколько раз переиздавали. Стоил он одну копейку, или две деньги - весьма дешево по тогдашним ценам. Тогда же опубликовали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета - таблицу умножения. За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтырей и Часословов. Бывало, что за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких изданий. Однако многие продолжали учиться по рукописным азбукам, прописям и арифметикам.

Значительно расширился круг чтения. От 17 столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них и церковные, и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. Появлялись и специальные книги по изучению языков: греческого, латинского, польского и прочих.

В 17 веке продолжилось развитие системы образования. Окольничий Ф. М. Ртищев, любимец царя Алексея Михайловича, человек влиятельный, скорбил по поводу непросвещенности русских людей. Он пригласил из Киева ученых монахов. Они должны были обучать в Андреевском монастыре, основанном им, славянскому и греческому языкам, философии и риторике, другим наукам словесным. Тогда же прихожане церкви Иоанна Богослова в Москве подали челобитную: открыть бы им при той церкви школу наподобие братских училищ в Малороссии, а в ней - “устроение учения различным диалектам: греческим, славянским и латинским”. Власти согласились: заводите “гимнасион”, “да трудолюбивые спудеи (студенты) радуются о свободе взыскания и свободных учений мудрости”. Подобные школы основывались не только в столице. Известно, что в 1685 г. существовала “школа для учения детям” в городе Боровске.

В Москве на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Спасском монастыре. Во главе поставили самого Симеона Полоцкого. Собрали учеников из молодых подъячих приказов. Они изучали латынь и русскую грамматику, ибо приказы нуждались в образованных чиновниках. Через 15 лет устроили школу при Печатном дворе. При открытии в ней было три десятка учеников, представляющих различные сословия; через три года - уже 56, еще через год - 66. А 166 учеников постигали премудрости и сложности славянского языка. 232 ученика в школе - немало для 17 столетия!

В 1687 г. открыли Славяно-греко-латинское училище, впоследствии названное Академией. По “привилегии”, давшей программу образования, последнее должно было стать не только церковным, но и светским. Здесь постигали “семена мудрости” из наук мирских и церковных - весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией, этикой и богословием. Училище было одновременно высшим и средним учебным заведением. Первыми преподавателями, профессорами были греки: братья Лихуды, Иоанникий и Софроний. В соответствии с уставом в училище принимали людей “всякого чина, сана и возраста”. В первый год учеников было 28, на следующий - 32. Обучение было поставлено хорошо. Но против братьев выступил влиятельный недоброжелатель светского образования иерусалимский патриарх Досифей. Его интриги и наветы закончились для Лихудов печально - их отстранили от любимого дела. Но оно не погибло, его продолжили их русские ученики, особенно успешно Ф. Поликарпов и И. Головин.

В 17 веке продолжается развитие научного и технического знания, “практических искусств”. Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Источники часто упоминают о мастерски изготовленных “пищалях винтовальных” нарезных ружьях, о пищалях с механизированным клиновидным затвором. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой. Хорошо в России отливали колокола, большие и малые, славился их “малиновый звон”.

Успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных. Особо следует сказать о крепостных стенах: точные расчеты высоты и толщины позволяли обходиться без контрфорсов, что широко практиковали зодчие в Западной Европе. При устройстве водяных мельниц и, что особенно показательно и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Уже тогда меха у домен и тяжелые молоты, ковавшие железо, использовали энергию воды.

Технические знания в этот период обобщаются и сводятся в практические руководства, которые дают наставления по описанию земель, подъему соляного раствора с большой глубины, военному делу, по изготовлению красок, олифы, чернил и т. д. Подобные пособия давали начала знания по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам. В травниках (лечебниках) описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней.

Расширялись географические знания, представления о России, ее территории и населяющих ее народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока. На рубеже 16 и 17 веков появилась общая карта государства, основанная на чертежах отдельных его регионов. Этот “Старый чертеж” не сохранился. В 1627 г. составили “Новый чертеж” земель между Доном и Днепром, так называемого Поля, вплоть до Черного моря, и “Книгу Большому чертежу”: перечень городов России, расстояний между ними с краткими сведениями этнографического и географического характера. В самом начале столетия составил карту России царевич Федор, сын Бориса Годунова, но она не сохранилась.

Географические сведения “поверстных книг”, которые изготовляли в Ямском приказе, давали ямщикам возможность исчислять прогоны. В них были перечислены дороги от Москвы в другие города и уезды, селения по пути следования, расстояния между ними. Упоминались и важнейшие города за рубежом. В конце века (1696 г.) правительство решило составить общую карту новообследованных и присоединенных за столетие земель. Пять лет житель г. Тобольска Семен Ульянович Ремезов работает над картой, которую назвал “Чертежной книгой Сибири”.

В 17 веке новый импульс в развитии получает историческая литература. Кроме ставших традиционными летописей, хронографов, повестей, появляется жанр монографического, обобщающего описания исторических событий. К этому жанру можно отнести труд Сильвестра Медведева “Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве”. Этот труд - цельный и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, Московском восстании 1682 г. и начале регенства Софьи Алексеевны. Изложение доведено до 1684 г. В конце 70-х годов, четыре года спустя после выхода в Киеве, в Москве опубликовали “Синопсис” Иннокентия Гизеля, архимандрита Киево-Печерского монастыря. В нем дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил и писал его автор. Позднее его переводили десятки раз, настолько он стал популярен как пособие для чтения.

Фольклорный материал заполняет многочисленные рукописный сборники исторического, церковно-литургического содержания, сборники песен и “крюков” (русская запись музыки крючками), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки: волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке Тимофеевиче, Азовском сидении и Сеньке Разине. Особенно хороши песни о Разине - народном заступнике:

“Ты взойди, взойди, красно солнышко,

Обогрей ты нас, людей бедныих,

Добрых молодцев, людей беглыих:

Мы не воры, не разбойнички,

Стеньки Разина мы работнички”.

Составленные в этот период сборники пословиц и поговорок убеждают, что многие из них дошли до нашего времени, например: “Баснями соловья не кормят”, “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”. Некоторые пословицы отражают прошлое, не столь уж давнее: “Аркан не таракан: хоть зубов нет, а шею ест” (об ордынской неволе), “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день” (об отмене Юрьева дня).

В 17веке продолжается развитие литературы. События начала века подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников. Авраамий Палицын в “Сказании” подробно повествует о “разбойничестве” первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами. Другие авторы: дьяк И. Тимофеев во “Временнике”, И. М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений - взволнованно говорят о Смуте.

Участники похода Ермака составили “Казачье написание”. Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подъячим Войска Донского, создает в 40-е годы “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”. С ее страниц встает эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова (1637 - 1642 гг.).

Столь же яркое явление русской литературы этого времени - сатирические повести и сказания. Их авторы вышли из низших слоев приказной и духовной среды. Отсюда их просторечие, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни. Таковы “Азбука о голом и небогатом человеке”, “Служба кабаку”, “Повесть о Шемякином суде”, “Сказание о куре и лисице”. Мздоимство и жадность, пьянство и распущенность бичуются в этих повестях метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками.

В литературе 17 века появляются новые черты: демократический писатель и читатель, внимание к личности героев, их душевным переживаниям. Рождаются новые жанры: светская повесть, драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами.

Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры 17 века. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества. Деревянные церкви той поры сохранились в Архангельской, Мурманской, Тверской и других областях. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры стал дворец в поселке Коломенском (1667 - 1668 гг.), разобранный “за ветхостью” столетие спустя при Екатерине II. Современники прозвали его восьмым Чудом света. Своей сказочной красотой, разнообразием форм и богатством резных узоров, яркими красками и позолотой он поражал воображение, напоминал драгоценную диковинную игрушку.

Каменное зодчество, прерванное смутой, возрождается с 20-х годов. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля. Одна за другой по всей стране строятся шатровые церкви: Архангельский собор в Нижегородском кремле, церковь Покрова в Медведкове (имение князя Д. М. Пожарского), Успенская “Дивная” церковь в Угличе и др. В них заметно стремление к нарядности и декоративности. Эти черты все явственнее проступают и в культовом, и в гражданском зодчестве. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на трехэтажные “терема” Московского Кремля, выстроенные Антипом Константиновым, Баженом Огурцовым, Третьяком Шарутиным и Ларионом Ушаковым; церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле, московские - Троицы в Никитниках, Рождества в Путинках; Вознесенскую в Великом Устюге; Митрополию в Ростове и др.

В городах богатые бояре, дворяне и купцы строят каменные палаты, все более “узорочные”, особенно во второй половине столетия. Таковы дома думного дьяка Аверкия Кириллова, бояр Голицына и Троекурова в Москве, Коробова в Калуге, Иванова в Ярославле и т. д. А построенные в конце века для царской семьи пышные “чертоги” Троице-Сергиевой лавры предвосхищают дворцы следующего столетия. К концу столетия складывается стиль Московского, или Нарышкинского, барокко: пышного и величавого, парадного и исключительно нарядного. В Нарышкинских палатах на Петровке в Москве, Успенском соборе в Рязани и многих других используются башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства.

В изобразительном искусстве русской национальной школы также заметны тенденции к выработке новых черт, форм, языка. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин - наиболее замечательные ее представители, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых.

В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626 - 1686 гг.), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника, и других мастеров намечается стремление к реализму. Реалистические черты в сочетании с яркими, жизнерадостными красками проступали и при росписи русскими живописцами церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках в Москве, Ильи Пророка в Ярославле поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.

Черты реализма появляются и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600 г.), М. В. Скопина-Шуйского (1610 г.) созданы в традиционной иконописной манере, то более поздние, середины и второй половины века, говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. Таковы портреты царей Алексея (С. Лопуцкий), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вухтерс). На иконах появляются реалистические пейзажи, например, у Тихона Филатьева (конец 17 века).

В 17 веке в России зарождается театральное искусство. Театр возник при дворе, и он должен был противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру, против которого решительно выступали отцы церкви. То есть вместо балаганного театра Петрушки, народных сцен появляются пьесы на библейские, историко-героические темы; вместо бытового языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного, - напыщенный, тяжеловесный язык. Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А. С. Матвеева поручил в 1672 г. организацию театра Иоанну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев и русских актеров, и театр начал играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы: об Эсфири (“Артаксерксово действо”), Товии, Юдифи и Олоферне.

Испытал изменения в 17 столетии и самый устойчивый элемент жизни людей - культура быта. У крестьян в наименьшей степени: по-прежнему большинство их жило в “черных”, или “курных”, избах без трубы, и потому дым из топившейся печи выходил через отверстие в крыше; в окнах - бычий пузырь вместо слюды или стекла; вечером свет давала лучина, вставленная в светец. Вместе с людьми зимой в избе находились телята, овцы и куры. На деревянных лавках у стен сидели и спали. Посуда тоже в основном была деревянной. В богатых крестьянских семьях встречалась посуда фаянсовая, оловянная и медная.

Важную роль в повседневном быту играли обряды, песни и причитания, ряженье и гаданье; в ночь на Ивана Купалу - плетение венков и прыганье через костер. Любили деревенские жители глядеть на пляски и слушать песни, представления и прибаутки скоморохов, Петрушку - кукольный театр на открытом воздухе, в котором часто присутствовали социальные сюжеты.

Гораздо больше иноземных новшеств наблюдается в дворянском и особенно княжеско-боярском быту. Бояре, например. В. Голицин, Троекуров и другие, имели большие каменные дома со многими комнатами и высокими потолками. Снаружи их украшали резные крылечки, карнизы, наличники; высокую крышу покрывали золочеными медными листами. Стены внутри украшали росписи (“личины”) и ковры, зеркала и гравюры. С потолка свешивались люстры. В комнатах стояла красивая заграничная мебель: кровати с балдахинами и стулья, обитые золоченой кожей; в поставцах - дорогая посуда. Выставлялось на удивление гостям оружие: огнестрельное и холодное. Как и прежде, устраивались грандиозные изысканнейшие пиры. Еду подавали самую разнообразную: из мяса, рыбы, птицы и т. д. Ее сдабривали пряностями заморскими, солеными лимонами, которые привозили из Голландии. По этому поводу в народе говорили: “Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, одни огурцы”. В среде феодалов также соблюдали старинные обычаи, церковные заповеди, требования “Домостроя”, слушали русские сказки и представления скоморохов. Но разница в культуре быта господ и простолюдинов становится заметней, резче.

XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность.

Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения, освобождения от церковного влияния. Рождаются новые жанры в литературе, ведущим изобразительным стилем эпохи является барокко. В литературе его утверждают Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. Зримо проявляется личностное начало в творческой деятельности людей, почти неизвестное Средневековью. Выразительные средства всех видов искусств берут отныне истоки в самой жизни, литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

Уровень грамотности в XVIII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков – 65 %, купцов – 96 %, крестьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В
1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства чиновников государственной службы.

Под влияние Запада в XVII веке возникают первые театральные постановки. В 1672 г. был организован придворный театр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. В 1675 г. на сцене русского театра впервые был поставлен балет.

Культовая архитектура XVII в. перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчество.

Плодотворно развивается в этот период монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций.

Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразовании Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с Западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения.

Для Нового времени характерны такие процессы как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры, науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.

Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной. В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ. В Москве основаны пушкарские, навигатские, медицинские школы. В Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались.

Петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе. Начало XVIII века ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной продукции. В столицах действовали десятки типографий. Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать.

Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западно-европейского образа жизни. Взамен старого летоисчисления – «от Сотворения мира» - с
1 января 1700 года введено летоисчисление «от Рождества Христова».Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи.

В результате реформ начала века произошли значительные изменения не только во внешнем облике правящих слоев Русского общества, но и в духовном, в нравственных понятиях, в частных взаимоотношениях. Эти изменения вели к обособлению дворянства в обществе, к выделению его в привилегированное сословие. Однако преобразования практически не затрагивали низшие слои населения.

Фундамент, заложенный Петром 1 в начале века, оказался прочным и с 40-х годов XVIII века начался новый подъем культуры. Происходят важные преобразования в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков – поэт А.Тредиаковский, механик-изобретатель А.Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П.Шувалова и М.Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX века не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н.Новикова. В 80-х годах XVIII века он развернул активную издательскую работу.

Таким образом, итоги историко-культурного развития России XVIII в. весьма значи-тельны. Сохранение русских национальных традиций с одновре-менным укреплением связей с зарубежными странами содейство-вало обогащению русской культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Становление России как одного из крупней-ших государств мира способствовало формированию русской на-ции и единого русского языка. Получили развитие все направле-ния культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Глубокий знаток XVIII в., русский историк С.М. Соловьев подчеркивал, что «наш переход из древней истории в новую, из возраста, в котором господству-ет чувство, в возраст, когда господствует мысль, совершился в конце XVIII века».