Автор находит в традиционной истории Америки много странностей, которые раскрывают "русский" след на североамериканском континенте. Приводятся аргументы из области архитектуры, символики, в конце статьи приведены фотографии "нестандартных" усатых и бородатых "индейцев".

Эльдорадо Северной Америки

Где заканчивается грань между легендой и правдой, вымыслом и истиной? Где нужно искать ту тонкую черту, которая разделяет метафоричность сказки и истинные образы, которые стоят за метафоричностью? Почему люди в нашем мире так склонны верить в мифы, легенды, чудеса, прекрасно понимая, что этого не было никогда, это просто небылица, но когда говоришь им, что не все сказки - вымысел, что большая часть легенд не возникает сама по себе, а несет в себе отпечаток какого - то события, важной мудрости - тут сразу начинаются сомнения и непонимания. Мол, такого не могло быть, потому что такого не могло быть никогда. Художник - выдумщик, поэт обязательно приукрасит, скульптор может сделать скульптуру вообще никак не похожей на человека, которого изображает - он ведь передаёт образ, а не черты лица.

В связи с вышеизложенным у меня к вам, дорогие читатели, последний вопрос - готовы ли вы что - то поменять в своём мировоззрении, готовы ли вы честно признаться перед самим собой, что практически всё, что вы знаете ещё с младших классов начальной школы, по сути неверно, что вам не сказали чего то самого важного и значимого, что вам лгали, лгут и продолжают лгать. Если вы не готовы к такому - то лучше не читайте эту статью, так как выйти за пределы своего мировоззренческого круга - это одновременно и очень сложно, и очень просто.
И последнее замечание перед тем, как я перейду собственно к самой сути моего небольшого повествования - впредь знайте, что я - масон 33 степени посвящения, иллюминат, потомственный член ордена Тамплиеров, титулованный алхимик, один из членов тайного мирового правительства, гуманоид, рептилоид, член хабада, хасид, агент ФБР и ЦРУ, член аль - каиды и талибана и т.д и т.п. Конспирологи всего мира - объединяйтесь!

1.
Что вы знаете о городе Норумбега? Как почти ничего? Ведь ещё 200 лет назад множество выдающихся умов ломало головы над загадкой этого таинственного города. Процитирую:

Норумбега (Norumbega, Norumbègue, Nurumbega, есть другие варианты написания; этимология достоверно неизвестна, хотя по одному из более или менее принятых объяснений это слово на языке индейского племени алгонкинов означает «тихое место между порогами» или «тихий участок русла реки») в географии XVI-XVII веков являлась легендарным поселением и страной-регионом в северо-восточной части Северной Америки. Подобно полумифическому топониму «Катай», название «Норумбега» использовалось для заполнения пустот в географических познаниях. Норумбега,по сути, была обозначением Нового Мира, представляющего людям новые возможности. Такой образ стал характерен для открытого для Европы в конце XV века Американского континента.

Впервые это название (в написании «Оранбега») появилось на карте тосканского картографа Джироламо Верраццано в 1529 году (составлена по материалам путешествия его брата Джованни Верраццано, который, видимо, узнал о Норумбеге по слухам). Самым ранним известным в настоящее время указанием на посещение Норумбеги было сообщение французского мореплавателя Жана Альфонса, датируемое 1542 годом. Он докладывал, что достиг побережья к югу от Ньюфаундленда и открыл большой залив, переходящий в реку: было определено, что оный водоток имеет в ширину 40 лье в устье [кстати, совершенно невероятное значение, учитывая что 1 лье — до 1674 года — равнялся примерно 3.25 км] и сохраняет ширину в 30-40 лье выше по течению. Залив полон островов, простирающихся на 10 или 20 лье в море. В пятнадцати лье выше по течению этой великой реки находится город Норомбега (Norombega), населенный мудрыми жителями, которые торгуют мехами всех видов. Сами они одеваются в соболиные меха. Люди эти используют много слов, звучащих подобно латинским. Они высоки, красивы фигурой и поклоняются солнцу. Страна Норомбеги находится на возвышенности и имеет удобное расположение.

Никого не напоминает описание обитателей Норумбеги? Конкретно меня эта фраза настолько заинтриговала, что я начал интенсивно копать везде, где только можно. Заметьте - ни слова про индейцев или краснокожих в свидетельстве моряка нет. Тем более только редкие индейцы обладают высоким ростом:

Каков же облик этих исконных жителей Америки? Хотя различные природные условия отдельных областей континента оставили свой отпечаток на тех или иных группах населения, мы без труда обнаружим множество общих, присущих всем" индейцам отличительных черт, сближающих их с монголоидными народами Азии. Коренастая фигура, короткие ноги и довольно длинные руки, небольшие кисти рук и ступни, высокий и обычно широкий лоб, слабо развитые надбровные дуги. Крупный, сильно выступающий нос (нередко, особенно на севере, так называемый орлиный). Довольно большой рот. Глаза чаще всего темно-карие. Волосы черные, прямые, густые. Рост преобладает средний, но в некоторых районах он значительно ниже среднего (например, у индейцев пуэбло и у большинства племен Огненной Земли).

Но так как понятие "средний рост" относительное, надо знать реальные цифры - вот они:

Средний рост мужчин - уроженцев североамериканских равнин составил 172,6 сантиметра (австралийские аборигены тогда имели средний рост 172 сантиметра, американцы европейского происхождения - 171 сантиметр и европейцы - ниже 170 сантиметров)

Не знаю как кому, но в моём понимании высокий рост - это 185 см и выше.
Затем - индейцы поклонялись Духам, а не Солнцу. Майя и Ацтеки, у которых присутствовал солнечный культ, жили много южнее предполагаемого местонахождения города Норумбеги - на территории современной Мексики.
А кто одевается в соболиные меха и шкуры? А какой такой язык похож по произношению на латынь? Не буду приводить все факты. У Фоменко и Носовского есть книга Русские корни "древней" латыни. ]]> Словарь Параллелизмов ]]> - убедитесь воочию.
Далее, если продолжать цепочку логических умозаключений, вспоминается норманская теория нет, не основания Руси, а покорения Америки.

Лейф Эрикссон Счастливый (]]> исл. ]]> Leifur Eiriksson; ок. ]]> ]]> — ок.]]> ]]> ) — скандинавский мореплаватель, который посетил Северную Америку за пять столетий до Христофора Колумба. Правитель и креститель Гренландии. Сын викинга Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии, и внук Торвальда Асвальдсона.

О походах Лейфа известно по таким манускриптам, как «Сага об Эрике Рыжем» и «Сага о гренландцах». Их достоверность была подтверждена археологическими открытиями такими как Кенсингтонский рунический камень.

Вот этот рунический камень, который был найден близ города Кенгсингтон, штат Минессота, США:

]]> ]]>

Славяно - Арийские Руны (Харатии Света)

Чувствуете, откуда ветер дует? Также даю ссылочку на интереснейшую книгу Ю.Д. Петухова ]]> "Норманы - Русы Севера" ]]>

Несколько небольших курганов в графстве Вашингтон, Миссисипи

]]>
]]>

Курган де-Сото в графстве Джефферсон, Арканзас

]]>
]]>

Ещё парочку курганов в Северной Америке

]]>
]]>

]]>
]]>

]]> ]]>
Мне кажется, нужно немного подкоректировать имя прославленного мореплавателя - викинга. Лев Счастливый, сын Ярослава Рыжего - как - то так.

Но вернёмся к нашему Эльдорадо.

В легенду о Норумбеге внес весомый вклад английский моряк Дэвид Ингрэм, который заявлял, что, потерпев в 1568 году кораблекрушение, пересек Америку от Мексики до Новой Шотландии. В его рассказе Норумбега (которую он описывал как город Бега, где улицы шире лондонских, а дома имеют колонны из хрусталя и серебра) представляла собой классический Офир или Эльдорадо. Ингрэм якобы видел королей с рубинами длиной 6 дюймов; они носили серебряные цепи и хрустальные украшения, декорированными драгоценными камнями. Ингрэм созерцал жемчужины в таком изобилии, словно гальку, и везде золото и серебро были в избытке.

Улицы шире лондонских! Выдумщик, да и только. А вот про город Бега очень занимательно. Дело в том, что никто из исследователей этого вопроса не смог толком сказать, что же означает это таинственное название - Norumbega. На индейском наречии это что - то связанное с водой, на том и порешили. Однако давайте пойдем путём великого крамольника Тадеуша Воланского, который дерзнул расшифровать этрусские письмена, которые никто не мог прочитать, на основе славянских языков.
Заглянём в словарь Даля

БЕГ, бек, бий м. употр. в сопредельных с Азиею областях наших, где есть турецкие или татарские (читай тартарские) племена: старшина, начальник, голова, родоначальник; почетный, по роду или богатству, обыватель. Киргизские султаны, старшины и бии. Горские князьки и беки.

Понятно теперь, почему Город Бега? Однако давайте разберёмся, может это просто выдумка моряков, и такого города никогда не существовало.

2.
Местоположение.

Путешественники, продвигавшиеся вдоль северо-восточного побережья Америки, естественно, делали попытки найти Норумбегу. Самой значительной из них была попытка Хемфри Гилберта, когда он во время своей злополучной экспедиции 1583 года так и не нашел ни перешейка Верраццано, ни его Норумбеги и в конце концов решил основать британскую колонию в Ньюфаундленде. Но первой по-настоящему планомерной попыткой поисков Норумбеги было путешествие Самюэля де Шамплена.

Он искал Норумбегу в 1604 году и был уверен, что обнаружил указанные Альфонсом места. Он идентифицировал их как достоверно известную реку Пенобскот, текущую между Аппалачами и заливом Мэн. Шамплен добрался до порогов Пенобскота в месте, где позже появился современный город Бангор (штат Мэн), но отыскал только мелкие и бедные туземные деревушки и замевелый крест в лесу. Он исследовал берега той территории, которая теперь называется Новая Шотландия, и не нашел там Норумбеги. Он основал колонию Пор-Рояль (в настоящее время Аннаполис) и с 1604 по 1607 год в поисках Норумбеги тщательно изучил берега в южном направлении до залива Кейп-Код. Очевидно, не желая совсем обойти молчанием традиционное название Норумбега, Шамплен на своей карте 1612 года дал это название индейскому поселению в устье Пенобскота. Но теперь, когда Норумбега была низведена до незначительной индейской деревушки, ученые потеряли к ней интерес и она начала исчезать с карт.

По какой-то причине это не коснулось голландцев. Не понятно почему, но Норумбега продолжала появляться на голландских картах на протяжении всего XVII столетия и даже в XVIII. Голландские картографы были не более консервативны и не менее традиционно копировали друг друга, чем картографы других стран. Возможно, что разочарование голландцев, связанное с тем, что все предпринимаемые ими усилия в Новом Свете сводятся на нет англичанами прежде, чем они успевают что-либо реализовать, породило желание сохранить веру в географический миф.

Ортелий, 1572

]]> ]]>

Франк Бельфорест 1575

]]>
]]>

Меркатор 1587

]]> ]]>

1594 Петро Планкио

]]>
]]>

Искали не там, это понятно. Потому как речка Пенобскот - единственная крупная речка штата Мэн, явно не тянет на "широкий залив, переходящий в речку". Есть более детальная карта 1597 года Корнелия Витфлифа, где Норумбега показана рядом с Вирджинией

]]>
]]>

Вот современая карта

]]>
]]>

Обратите внимание на расстояния между штатом Мен и Вирджинией. На карте Витлифа не обозначен Чисапикский залив, однако совсем рядом с тем местом, где он должен разполагаться, показан тот самый Норумбега с тем самым заливом. На поздних картах, когда эту местность уже исследовали более тщательно, залив появляется.
Карта некоего Делаета, 1774 год. Норумбеги уже нет.

]]>
]]>

Чисапикский залив по всем параметрам соответствует тому заливу, в течении которого разполагался мифический город. Но если так, то должны были остаться руины этого огромного города, остатки богатства и роскоши. И что мы видим? В 15 лигах вверх против течения залив переходит в реку Потомак, на которой разполагается столица США - город Вашингтон, а чуть повыше - город Балтимор, также один из крупнейших городов Штатов.
И что с этого? спросит пытливый читатель.
3.
Действительно, и что же?
Привожу план Вашингтона 1792 года, составленный Пьером Ланфаном, французским майором и архитектором, вместе с напарником геодезистом А.Элликотом.

]]>
]]>

Только в 1790 г. было достигнуто соглашение о выборе участка для столицы на р. Потомак между городками Джорджтаун и Александрия. В марте 1791 г. президент Вашингтон назначил геодезиста А. Элликота и майора П. Ланфана, француза, служившего в армии США, ответственными за отвод участка и подготовку плана новой столицы. Сложность проблем выкупа земель для строительства заставила Вашингтона самого вести переговоры с землевладельцами. В итоге было достигнуто соглашение, по которому "каждый второй участок земли" оставался в собственности землевладельцев. Выкупались только участки общественных зданий и отчуждались улицы. Уже с самого начала это резко сужало возможность эффективного регулирования застройки столицы. Для города отводилась квадратная в плане территория размером примерно 16Х16 км ("Десятимильный квадрат"), названная "Округ Колумбия". Планировочные мероприятия касались центра этого квадрата, составлявшего примерно 1 / 10 часть его площади и образовавшего город Вашингтон. 22 июня Ланфан уже представил Вашингтону предварительный вариант генерального плана; в конце августа он закончил работу, учтя сделанные Вашингтоном замечания. Думаю, что слова самого Ланфана, поясняющие проект, с исчерпывающей полнотой передают его идею; "Определив некоторые опорные точки, которым я хотел подчинить все остальные, я разбил под прямым углом, с севера на юг и с востока на запад, улицы, после чего я раскрыл некоторые направления, сделав проспекты, идущие к каждому важному пункту и от него, желая при этом не вступать в контраст с общей регулярностью и не пытаться достичь разнообразия мест и красоты, а просто дать прямые и удобные связи, соединяющие разные части города друг с другом"

Но этот проект сразу не удалось осуществить, к сожалению, частично он был воплощен в жизнь только в 19 веке.

Про ту ли это отсталую Россию и развитые Штаты пишут? Что - то не верится.
И вот только во второй половине 19 века Вашингтон начинает напоминать очертания плана, составленного Ланфаном. Конечно, многого из того, что уже было хаотично построено уже не исправить, или пришлось бы сносить домики, которые составляли "большую полузасоренную деревню, являющуюся оъектом карикатур". Но вот есть как есть.

]]>
]]>

Я всё таки-нашел период "захолустной деревушки"! Вот он 1822 год.

]]>
]]>

Видите тополя, которые обозначают дороги?
Вот ещё один план, на котором показано нехилое разширение города по периметру и вширь по сравнению с 1822 годом

]]>
]]>

Посмотрите ещё раз, как точно удалось восстановить план 70 - летней давности. Это вызывает восхищение.

]]>
]]>

А по нестыковкам строительства Капитолия, также, как и про Исаакий, можно писать целую статью. Но если же вы найдетё вот такие фотографии

]]>
]]>

]]>
]]>

То знайте, что это строительство только КУПОЛА, а последняя фотография так вообще сделана не на иннагурации Линкольна, как на подписи. Подробнее ]]> ]]> .

Все мы прекрасно уже знаем конспирологию и тайные масонские символы, зашифрованные в планировке Вашингтона.

]]>
]]>

Тут тебе и крест христианский, и звезда Бафомета, и звезда Давида, и масонский циркуль и что только не нашли. Я например вижу в этом сиамскую кошку.

]]> ]]> ]]> ]]>

Вообще план города Вашингтона можно применять как психологический тест. Что вы видите на картинке?

Ориентирование улиц Вашингтона на Зимнее и Летнее солнцестояние

]]>
]]>

Когда это масоны начали связывать что - то с солнцем? У них ведь луна на первом месте. Или я что-то пропустил?

Ещё интересен факт, что в плане Вашингтона зашифрован план пирамиды Хеопса в разрезе. А вот взгляните на план города Чикаго

]]>
]]>

План в разрезе ломаной пирамиды

]]>
]]>

К Чикаго вернёмся несколько позже.

Несколько слов про заимствование. Вы слышали что-нибудь про звезду Велеса? Я думаю нет. А про звезду Давида, или Магендавид? Конечно, ещё как. Так вот называйте меня последней сволочью, служителем жидомасонов и проч. (все мои титулы перечислены в начале статьи), но Звезда Давида и Звезда Велеса - это одно и то же. ]]> Ссылка ]]> .

Керамика Срубной культуры. 2 - е тыс. до н.э

]]> ]]>

Древнерусская пуговица - "гирька". 9 - 14 век

]]>
]]>

Могила Пушкина, Некрасова и Свято - Троицкий собор в Питере

]]>
]]>

Шапка Мономаха

]]>
]]>

Звезда Велеса, Свастика и Всевидящее око. Супер - заговор против человечества.

]]>
]]>

"Римские виллы", керамика на полу

]]> ]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

Ну и раз речь зашла про свастику, вот вам внутренности Капитолия (]]> ]]> )

]]>
]]>

Индейцев Северной Америки знает любой россиянин. Нам всем знакомы благородные могикане, хитрые апачи и другие персонажи книг и вестернов, которые пользуются огромной популярность. Но мало кто знает, что в нашей стране есть свои собственные "индейцы" — ительмены. 7 декабря открывается фотовыставка, посвященная этому малочисленному народу.

Вообще, чтобы увидеть ительменов, надо проделать неблизкий путь. Девять часов на самолете из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Потом — десять часов на машине к поселку Эссо. Потом полтора часа добираться на вертолете до села Усть-Хайрюзово. И, наконец, минут сорок потрястись в машине вдоль побережья Охотского моря по отливу, а зимой по насту на снегоходах или на собачьих упряжках. Конечная цель — национальное село Ковран, где и живут ительмены.

Ительмены — индейцы настоящие, а не "киношные". Доказано, что у них близкие родственные корни с индейцами племени тлинкитов, которые и сегодня живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем — навахо. Например, общий бог — ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

Причем американские индейцы ительменов признали: делегация последних специально ездила в США, чтобы сравнить свои родовые легенды, тотемы, обрядовые песни и танцы с обрядами заокеанских соседей. В итоге выяснилось, что у обоих племен удивительно много общего.

В русских документах ительмены известны с ХIХ века как "камчадалы". Хотя тогда под это определение попадали и другие коренные жители Камчатки — например, коряки. На сегодняшний день насчитывается всего около 1500 ительменов. А ведь когда-то ительменов насчитывалось 12-13 тысяч человек. Как и многие малые народности, ительмены в условиях современного мира оказались на грани исчезновения.

Тем не менее, этому народу удалось сохранить свой многовековой уклад жизни, свой язык и традиции фактически в первозданном виде. А ведь анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет. Основным занятием ительменов во все времена было рыболовство.

Религией ительменов изначально был шаманизм, но после прихода русских поселенцев они приняли христианство. Сохранив, впрочем, и свои традиционные верования — анимизм, тотемизм, фетишизм. Все они связаны с поклонением духам природы: уже упомянутому выше Кутху и другим — например, хозяину моря Митгу, который посылал ительменам их основную пищу, рыбу.

Конечно, сегодня ительмены все-таки поддались прогрессу. У них есть своя, специально для них разработанная в 30-е года прошлого века письменность, свои школы. Некоторые из них по-прежнему занимаются рыболовством, многие стали артистами фольклорных коллективов.

Несколько фотографов, которым довелось пообщаться с этими русскими индейцами, организовали в Москве выставку, посвященную современной жизни и культуре этого самобытного народа. Авторы, Георгий Киселев, Андрей Карпенков, Наталья Богачева и Егор Богачев, считают, что "душевная теплота, искренность и веселый нрав — отличительные черты характера настоящего индейца России".

В фотообъектив попали: культовые обряды с участием шаманов, национальный праздник Алхалалалай с уникальным танцевальным марафоном, который у ительменов длится беспрерывно около 16 часов, а также много других удивительных и ярких моментов из жизни народа ительменов. Выставка продлится с 7 по 12 декабря 2010 года, ежедневно с 11:00 до 19:00, и будет проходить в Москве, в "Фотоцентре" на Гоголевском бульваре.

Конечно, посмотреть на ительменов было бы любопытно всякому, но не каждый может себе позволить такое долгое путешествие. А вот посмотреть фотографии может любой желающий, который интересуется историей России, фольклором и этнографией. К тому же, кто знает, может быть, проникнувшись колоритом русских индейцев, кто-то из посетителей выставки в следующий раз отправится в отпуск не на морские курорты, а на далекую, но не менее прекрасную Камачатку. В конце концов, за экзотикой вовсе не обязательно лететь в Австралию или Африку. У нас и своей с избытком хватает.


Русско-тлинкитская война 1802-1805 гг

Первыми европейцами, посетившими Аляску 21 августа 1732 года были члены команды бота «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого 1729-1735 годов.

C 9 июля 1799 по 18 октября 1867 года Аляска с прилегающими к ней островами находилась под управлением Русско-американской компании.

Населяли Аляску в те времена алеуты, эскимосы, атабаски.
А на юге Аляски - три туземные народности Тлингит (Tlingit,) Хайда (Haida) и Тсимшиан (Tsimshian). Или в просторечии - индейцы.

В период 1794-1799 гг. русские промысловые партии всё глубже проникали в Аляску, основывая там опорные базы и ведя хищнический промысела. В 1794 г. на юг были отправлены Егор Пуртов и Демид Куликалов во главе партии, в состав которой входили 10 русских и более 900 местных жителей. Встречи и переговоры с тлинкитами Якутат-куана завершились вывозом на Кадьяк двенадцати аманатов, как мужчин, так и женщин. Там они были крещены священниками из только что прибывшей в колонии православной миссии. Они стали, формально, пожалуй, первыми христианами среди тлинкитов. В 1795 г. А.А. Баранов на борту судна "Ольга" посетил Якутат и Ситку.

Хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в торговле, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий. Борьба эта вылилась в открытую войну против русских поселений и промысловых партий, которую тлинкиты вели как в составе обширных союзов, так и силами отдельных куанов и даже кланов.
Самое известное сражение - битва при Ситке 1-4 октября 1804 г. стала крупнейшим военным столкновением между русскими и союзными им американскими туземцами с одной стороны и индейским племенем тлинкитов (которых русские называли колошами) с другой. Поводом для неё стало разрушение тлинкитами в июне 1802 г. первого русского поселения на острове Ситка – Михайловской крепости, основанной Русско-американской компанией тремя годами раньше.
Из всех индейских племён Северной Америки тлинкиты имели наиболее сложное и совершенное оружие и доспехи, включая железные кинжалы и копья, а также шлемы и панцири из древесины ольхи, которые зачастую оказывались непроницаемыми даже для ружейных пуль.
В 1972 г. решением властей США «с целью увековечить тлинкитское и русское прошлое Аляски» на месте Битвы при Ситке был создан Ситкинский национальный исторический парк. В память о погибших тлинкитах на месте их крепости был воздвигнут тотемный столб, в память о погибших русских – памятник на берегу, где высадился русский десант. В сентябре 2004 г., в двухсотую годовщину битвы, индейские и русские потомки её участников приняли участие в традиционном тлинкитском Обряде плача, а на следующий день клан Киксади провёл церемонию примирения, знаменующую формальное окончание двухвековой вражды.

....................................

Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой Тлинкитами – одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья. Русские называли их Колошами (происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную планку – калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала). "Злее самых хищных зверей", "народ убийственный и злой", "кровожаждущие варвары" – в таких выражениях отзывались о Тлинкитах русские первопроходцы. И на то у них были свои причины.

К концу XVIII в. Тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра.

Страна Тлинкитов делилась на территориальные подразделения – куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов, сибов), принадлежавших к двум большим фратриям племени – Волка/Орла и Ворона. Эти кланы – Киксади, Кагвантан, Дешитан, Тлукнахади, Текуеди, Нанъяайи и т. д. – нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе.
Первые столкновения русских с тлинкитами датируются 1741 годом, позже также происходили небольшие стычки с применением оружия.

В 1792 году на острове Хинчинбрук произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк. Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки, лосиные плащи и звероподобные шлемы. Вооружены индейцы были преимущественно холодным и метательным оружием.

Если при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. Тлинкиты ещё не применяли огнестрельного оружия, то уже в 1794 г. у них было множество ружей, а также приличные запасы боеприпасов и пороха.
Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года.

После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории.

Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.

Союз между русскими и киксади был выгоден обеим сторонам. Русские покровительствовали индейцам и помогали им в защите от других враждующих племен.

15 июля 1799 года русские начали строительство форта «Святого Архистратига Михаила», теперь это место называется Старая Ситка.

Тем временем племена киксади и дешитанов заключили перемирие – вражда между индейскими кланами прекратилась.

Опасность для киксади исчезла. Слишком тесная связь с русскими становится теперь чересчур обременительной. И киксади, и русские почувствовали это весьма скоро.

Тлинкиты из других кланов, посещавшие Ситку после прекращения там военных действий, насмехались над её жителями и «хвалились свободою своей». Крупнейшая размолвка произошла на Пасху, однако, благодаря решительным действиям А.А. Баранова, кровопролития удалось избежать. Однако, 22 апреля 1800 г. А.А. Баранов отбыл на Кадьяк, оставив в новой крепости начальствующим В.Г. Медведникова.

Несмотря на то, что тлинкиты имели богатый опыт общения с европейцами, отношения между русскими поселенцами и аборигенами всё более обострялись, что привело, в конечном итоге, к затяжной кровавой войне. Однако, такой результат отнюдь не был всего лишь нелепой случайностью или же последствием происков коварных иностранцев, как не были эти события порождены и единственно природной кровожадностью «свирепых колошей». На тропу войны тлинкитские куаны вывели иные, более глубокие причины.

У русских и англо-американских торговцев была в здешних водах одна цель, один главный источник прибыли - пушнина, мех каланов. Но средства достижения этой цели были различны. Русские сами добывали драгоценные меха, посылая за ними партии алеутов и основывая в районах промысла постоянные укреплённые поселения. Скупка шкур у индейцев играла второстепенную роль.

Прямо противоположно поступали, в силу специфики своего положения, британские и американские (бостонские) торговцы. Они периодически приходили на своих кораблях к берегам страны тлинкитов, вели активную торговлю, закупали пушнину и уходили, оставив индейцам взамен ткани, оружие, боеприпасы, спиртное.
Российско-Американская компания не могла предложить тлинкитам практически ничего из этих, столь ценимых ими, товаров. Действующий среди русских запрет на торговлю огнестрельным оружием, толкал тлинкитов к ещё более тесным связям с бостонцами. Для этой торговли, объём которой постоянно возрастал, индейцам требовалось всё больше и больше мехов. Однако русские своей деятельностью мешали тлинкитам торговать с англосаксами.

Активный промысел калана, который вели русские партии, был причиной оскудения природных богатств края, лишал индейцев их основного товара в сношениях с англо-американцами. Все это не могло не отразиться на отношениях индейцев к русским колонистам. Англосаксы активно подогревали их враждебность.

Ежегодно около пятнадцати иностранных судов вывозили из владений РАК 10-15 тысяч каланов, что равнялось четырехлетнему русскому промыслу. Усиление русского присутствия грозило им лишением прибылей.

Таким образом, хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий.

Зимой 1802 г. в Хуцнуву-куане (о.Адмиралти) состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны против русских. На совете был разработан план военных действий. Было намечено с наступлением весны собрать воинов в Хуцнуву и, выждав ухода с Ситки промысловой партии, напасть на форт. Партию же намечалось подстеречь в Погибшем проливе.

Военные действия начались в мае 1802 г. с нападения в устье р.Алсек на Якутатскую промысловую партию И.А. Кускова. Партия насчитывала 900 туземных охотников и более десятка русских промышленных. Атака индейцев после нескольких дней перестрелки была успешно отражена. Тлинкиты, видя полную неудачу своих воинственных планов, пошли на переговоры и заключили перемирие.

Восстание тлинкитов – уничтожение Михайловского форта и промысловых партий русских

После того, как из Михайловского форта ушла промысловая партия Ивана Урбанова (около 190 алеутов), на Ситке осталось 26 русских, шестеро «англичан» (американских матросов на службе у русских), 20-30 кадьякцев и около 50 женщин и детей. Небольшая артель под началом Алексея Евглевского и Алексея Батурина 10 июня отправилась на охоту к «дальнему Сиучьему камню». Прочие обитатели поселения продолжали беспечно заниматься своими повседневными делами.

Индейцы атаковали одновременно с двух сторон - из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан. Вооруженная толпа тлинкитов, насчитывавшая около 600 человек под командованием вождя ситкинцев Скаутлелта окружила казарму и открыла сильный ружейный огонь по окнам. На призывный крик Скаутлелта из-за мыса бухты вышла огромная флотилия боевых каноэ на которых находилось не менее 1000 индейских воинов, немедленно присоединившихся к ситкинцам. Вскоре заполыхала крыша казармы. Русские пытались отстреливаться, но не могли противостоять подавляющему превосходству нападавших: двери казармы были вышиблены и, несмотря на прямой огонь пушки, стоявшей внутри, тлинкитам удалось проникнуть внутрь, перебить всех защитников и разграбить хранившиеся в казарме меха.

.................................................

Существуют различные версии участия англосаксов в развязывании войны.

Ост-индский капитан Барбер высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты.

По другой версии реальным же подстрекателем индейцев следует считать не англичанина Барбера, а американца Каннингема. Он, в отличие от Барбера и матросов оказался на Ситке явно не случайно. Есть версия, что он был посвящён в замыслы тлинкитов, а то и участвовал непосредственно в их разработке.

То, что виновниками Ситкинской катастрофы будут объявлены иностранцы было предопределено изначально. Но причины того, что главным виновником был тогда признан англичанин Барбер кроются, вероятно, в той неопределённости, в какой пребывала в те годы российская внешняя политика.

...............................................

Крепость была полностью разрушена, а все население истреблено. Там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы вернуться в Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез английский капитан Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля - «Юникорн». Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова - торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке.

Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей.

Тлинкиты питали особую ненависть к Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова - giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях"

В том же 1802 году: была выслежена индейцами Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, «начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям... Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы». Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и «почти на повал истребили их пулями и кинжалами». В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

Возвращение русских в Ситку

Затем наступил 1804 год – год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода «Невы» в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав».

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Начались военные действия. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский.

После упорного и длительного сопротивления от колош явились парламентеры. После переговоров все племя ушло.

Новоархангельск – столица Русской Америки

Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Здесь была заложена новая крепость – будущая столица Русской Америки – Ново-Архангельск. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы – Замок Баранова.

Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с горностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Таким образом, вооруженные действия тлинкитов и эяков в 1802-1805 гг. значительно ослабили потенциал РАК. Прямой финансовый ущерб достигал, видимо, не менее полумиллиона рублей. Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Примеры.

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе. Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Новоархангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Новоархангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона. В это время здесь находились её управляющий - харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать.

..........................................

Тлинкиты.

Русские первопроходцы считали колошей кровожадными варварами, «злее самых хищных зверей». Американские власти, которые купили Аляску у России, также имели проблемы с этим воинственным индейским племенем. Для их успокоения периодически приходилось привлекать корабли морского флота и использовать артиллерию. Внешность эти дикари имели устрашающую, нравы - отталкивающие. В прошлом у них было развито рабовладение.

Колоши (тлинкиты) - индейское племя, проживающее уже несколько тысяч лет на юго-востоке Аляски и прилегающих частях Канады, вплоть до берегов Мексиканского залива. В 1840-х гг. в Америке колошей было до 14 000 душ обоего пола. В настоящее время в США и Канаде их живет около 20 000 человек. Территория, на которой они обосновались, отличается неприветливым климатом с постоянными сыростью и дождями.

Самоназвание племени - тлинкит, что означает «человек». Колошами назвали их русские, так как на них произвело неизгладимое впечатление странный обычай этого племени вставлять в рассеченную и оттянутую вниз губу калюжку - кусок дерева, раковины или камня. Обычно такое украшение носили женщины и старейшины. Эти губные вставки делали девушкам после первого месячного очищения. Калюжка мешала женщинам говорить и есть, а при жевании табака, который местные женщины очень любят, с нее постоянно текла слюна.

Кроме того, сама процедура очень болезненна. Сначала в нижней губе медвежьим когтем делается маленькое отверстие, куда вставляется небольшая шпилька, которая со временем сменяется калюжкой до 12 см в окружности. Калюжка являлась признаком хорошего рода. Смена калюжки новой, большего размера сопровождалось семейным праздником с плясками в масках.

Надо сказать, что к танцам этот суровый народ всегда испытывал большую страсть. Танцоры в устрашающих масках кружатся вокруг огня под звуки барабана, потрясая погремушками. Зрители бьют в ладоши как можно громче.

Наши соотечественники, увидев колошей в первый раз, пришли в ужас. Вот описание колошей русскими путешественниками: «Эти люди отличаются крепким, но чрезвычайно уродливым и непропорциональным телосложением. Их черные лоснящиеся волосы беспорядочно свисают на выступающие вперед скулы. На массивном лице выделяется широкий и плоский нос, большой рот с толстыми губами. Несмотря на крупные черты лица, глаза у них – маленькие и черные, горящие диким огнем. Есть, правда, одно достоинство - удивительно белые зубы». Но и это показалось первопроходцам страшным зрелищем, так как зубы сверкали на крайне темной коже.

Оказывается, колоши ежедневно мазали лицо и все тело охрой и черноземом. Кроме калюжек, они стремились украсить себя и детей еще одним изуверским способом - тотчас после рождения сжимали ребенку череп орудиями в виде лопаток. В результате таких деформаций у индейцев расширялись ноздри, брови поднимались кверху, а и без того непропорциональные черты лица производили еще более отталкивающее впечатление.

Был у них еще один обычай - раскрашивать лицо широкими черными, белыми и красными полосами киноварью и сажей, пересекающимися во всех направлениях. Конечно, путешественники не увидели в этой раскраске никакой упорядоченности, но, видимо, по этим полосам представители различных племен умели отличать друг друга. Еще более бешеный вид придавали им торчащие из спутанных волос грудные перья белоголового орла. Конечно, сами себе туземцы очень нравились.

Путешественников поразила еще одна особенность этих дикарей – они абсолютно не боялись холода и одевались одинаково как в самую сильную жару, так и в зимнюю стужу. Климат этих мест довольно суров и двадцатиградусные морозы – не редкость. Даже зимой колоши разгуливали практически нагишом. Если же замерзали, то применяли очень странный способ согреться - опускались по шею в холодную воду. Любили они ночевать под открытым небом, на горячей золе костра. Правды, приходилось при этом время от времени поворачиваться то на один, то на другой бок, чтобы не обгореть.

В 18 веке колоши не имели постоянных поселений, а кочевали вдоль берегов. Они передвигались в больших лодках, в которых помещалось все их имущество, а также материал для временных хижин. Облюбовав хорошее место, они втыкали в землю множество жердей, заполняя промежутки между ними дощечками, а крышу покрывали древесной корой. В холодное время года в центре хижины горел огонь.

Человек, осмелившийся переступить порог их убогого жилища, видел неприглядную картину: уродливые женщины, которые ищут насекомых в звериных шкурах или в головах мужчин, большой общий ночной горшок. Кроме того, в хибаре стоял запах тухлой рыбы, ворвани и всяких отбросов.

Но еще в более плачевном состоянии находились их рабы. Богатые колоши имели множество рабов и рабынь, которые назывались калга. Рабами становились военнопленные и их потомки. Хозяин раба имел полное право убить его. Если же хозяин умирал, то на его могиле умерщвляли двух рабов, чтобы у него были слуги и на том свете, в мире душ умерших людей и животных.

По понятиям этих индейцев, есть разные виды загробной жизни. Есть рай для тех, кто умер от старости или болезни. Есть другой рай для тех, кто стал жертвой насилия. Утонувшие или заблудившиеся в лесу люди остаются на земле. Они становятся полулюдьми - полувыдрами. Верили индейцы и с духов, которые живут, как они считали, на звездных кострах. Духи покровительствовали озёрам, рекам, ледникам, горам и другим стихиям. Они верили, что солнце и луна - живые. У них есть предание, что земля покоится на гигантском столбе в виде лапы бобра, а его удерживает подземная старуха Агишануку. Главный же герой их мифов – человек-ворон Йэлом, который борется со старухой, и из-за этого происходят землетрясения.

К концу девятнадцатого века большая часть тлинкитов приняли православие, часть – попало под влияние пресвитерианских миссионеров. После того, как американцы стали полновластными хозяевами Аляски, закон США давал гражданство лишь тем, кто вел цивилизованный образ жизни.

Пресвитерианцы организовали школу для местного населения, стремясь в то же время полностью искоренить местные культурные традиции и язык. У колошей почти полностью отобрали родовые земли. Вначале индейцы пытались оказывать вооруженное сопротивление, но затем приняли предложенные правила игры.

С конца XIX века колоши стали заниматься коммерческим рыболовством и переселились в поселки и города. В то же время значительная часть тлинкитов живёт в традиционных селениях, но уже по правилам американской культуры. К началу XX века в связи с общим процессом американизации был упразднен институт рабства, пришел в упадок шаманизм. Значение родовой системы упало, но сохранились большесемейные связи, многие родовые традиции.

В 1971 году под влиянием общественности, отстаивающей права аборигенов, им все-таки возвратили часть земель. Для управления этими землями были организованы Региональная и 10 поселковых корпораций. На этих территориях они активно занимаются лесозаготовками и рыболовством.

Среди образованных колошей встречаются учителя, адвокаты, инженеры. При этом среди молодежи высок уровень безработицы, алкоголизма, наркомании, убийств. Тлинкиты склонны объяснять это культурным шоком при столкновении с новыми культурными ценностями, упадком традиционной культуры. Родной язык знает не более 700 колошей.

Конечно, жаль, когда национальное своеобразие народа утрачивается, но колошам это в определенной мере пошло на пользу. Несмотря на отрицательные явления, С 1950-х годов на Аляске резко усилился естественный прирост коренного населения, в том числе колошей. Поразительная картина наблюдалась в течение последних трех-четырех десятилетий в части браков - 60% являются межэтническими. В то же время дети от межэтнических браков, как правило, признаются тлинкитами.

Сегодня, среди тлинкитов есть яркие лидеры в государственных органах, один из них - Пол Уильям (1885-1977). Он начинал как выпускник юридической школы и практикующий адвокат и стал первым тлинкитом, принимающим участие в деятельности представительного органа штата Аляски, внес вклад в наделение тлинкитов равными правами, занимался урегулированием земельных вопросов. Одним из ярких лидеров был и Фрэнк Дж. Ператрович (1895-1984), получивший в Университете Аляски звание почетного доктора за государственную службу. Он был первым тлинкитом, заседавшим в сенате Аляски.

...................................

Кинжалы Тлинкитов.

В качестве оружия воины тлинкитов, облаченные в броню из кожи и дерева, использовали лук и стрелы, тяжелые копья, палицы, а также железные и медные кинжалы.

Мужчины тлинкиты не только во время войны, но и в повседневной жизни постоянно носили кинжалы, в ножнах из кожи, повешенных на шею на ремне (клинком вниз). Кинжал был для них не только оружием, но и хозяйственным инструментом. Своим кинжалам, наряду с другими видами оружия, тлинкиты имели привычку давать имена собственные. Есть сведения, что перед сражением тлинкиты иногда привязывали кинжалы к руке, вероятно используя для этого часть обмотки их рукоятки кожаным ремешком, чтобы не потерять оружие во время боя. Но тут, похоже, речь идет не об обычных сражениях, где в первую очередь применялись копья (кинжал был запасным оружием), а о молниеносных набегах, которые тлинкиты имели обыкновение осуществлять на рассвете, быстро вырезая спящих обитателей поселений враждебных племен и враждебных кланов кинжалами прямо в их жилищах.

Двухклинковые кинжалы тлинкитов, вероятно, произошли в результате постепенной эволюции, в ходе которой массивные резные навершия, характерные для обычных (с одним клинком) кинжалов тлинкитов однажды превратились во второй (короткий) клинок. Возможно, именно воинственность тлинкитов стала почвой для этого улучшения и разработки изощренной техники фехтования с двухклинковыми кинжалами. Один из наиболее распространенных приемов выглядел следующим образом - пользуясь тем, что враг, прежде всего, следит за основным (длинным) клинком кинжала, воины тлинкитов норовили неожиданным движением нанести ему шокирующее ранение лица вторым (коротким) клинком, после чего добить основным клинком. Короткий клинок двухклинкового кинжала тлинкитов обычно снабжался собственными кожаными ножнами, вероятно для большей безопасности владельца и большего удобства использования кинжала (его длинного клинка) в качестве инструмента.

........................................

Тлинкиты. Каталог коллекций Кунсткамеры:

Литература: А.Зорин, А.Гринев, Н.Болховитинов...

Картины и разъяснения Гордона Миллера: http://gordonmiller.ca/index_natives.htm