"Наш ангел в небесах". Литография О.Кипренского с бюста Торвальдсена

Александр I Павлович Благословенный, император всероссийский, старший сын Павла I от второго брака с Марией Федоровной (принцессой Софией-Доротеей Вюртембергской) родился в 12 декабря 1777 года в Санкт-Петербурге.

Воспитание

Его воспитанием руководила Екатерина II, боготворившая внука. Восполняя свои несостоявшиеся материнские чувства, она отняла у молодой семьи и первенца Александра, и его младшего брата Константина, поселила их у себя в Царском Селе, вдалеке от родителей.

Она сама занялась воспитанием Александра: учила его читать и писать, поощряла в нем проявление лучших качеств, сама составила для него «Азбуку», в которой были заложены принципы «естественной разумности, здорового быта и свободы человеческой личности».

В. Боровиковский "Портрет Александра I"

Главным воспитателем внука она назначает генерала Н.И. Салтыкова, исполнительного, но заурядного человека. Другие учителя: ученый-географ Паллас, протоиерей А.А. Самборский, писатель М.Н. Муравьев, а также швейцарец Ф. Лагарп, который должен был дать Александру юридическое образование. Но воспитание будущего государя, хоть и основанное на гуманных принципах, не дало предполагаемого результата: мальчик рос умным и понятливым, но не трудолюбивым, недостаточно усидчивым, к тому же неприязненные отношения Екатерины к родителям ребенка создали вокруг него враждебную атмосферу и приучили его к скрытности и двуличию. Он общался и с отцом, жившим в то время в Гатчине, присутствовал на парадах, окунался совсем в другую атмосферу жизни, не имеющей ничего общего с жизнью Екатерины II, где он рос, и эта постоянная раздвоенность сформировала в нем черты нерешительности, подозрительности. Эти черты раздвоенности отмечал и датский скульптор Б. Торвальдсен, создавая его бюст, а А.С. Пушкин написал эпиграмму «К бюсту завоевателя»:

Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.

Б. Торвальдсен. Бюст Александра I

Екатерина не желала видеть на престоле своего сына Павла I, поэтому хотела поскорее женить Александра, чтобы передать ему, как взрослому наследнику, престол. В 1793 г. она женила внука, которому было всего 16 лет, на баденской принцессе Луизе (в православии Елизавете Алексеевне). Но в 1797 г. Екатерина II умирает, и Александр оказывается в роли своего отца при Екатерине: Павел открыто стал приближать к себе племянника императрицы Марии Федоровны Евгения Вюртембергского. В феврале 1801 г. он вызвал 13-летнего принца из Германии с намерением женить его на любимой дочери Екатерине и передать ему со временем русский престол. И хотя Александр не был отстранен отцом от государственной службы (он был назначен петербургским военным губернатором, шефом гвардейского Семеновского полка, председательствовал в военном парламенте, заседал в Сенате и Государственном совете), но все-таки он поддержал готовящийся заговор против Павла I при условии, что не будет применено физическое устранение отца. Однако дворцовый переворот 1801 года закончился убийством императора Павла I.

Правление

Это оказало сильное влияние впоследствии на него как на человека, так и на правителя. Он мечтал о мире и покое для своего государства, но, как пишет В. Ключевский, увял, как «тепличный цветок, не успевший и не умевший акклиматизироваться на русской почве».

Начало его правления было отмечено широкой амнистией и отменой ряда законов, введенных Павлом I, а также проведением ряда реформ (об этом подробнее читайте на нашем сайте в статье).

Но главными для России были события, проходившие в Европе: Наполеон начал расширять свою империю. Вначале Александр I проводил политику лавирования: он заключил мирные договоры и с Англией, и с Францией, участвовал в 3-й и 4-й коалициях против наполеоновской Франции, но неудачные действия союзников привели к тому, что под Ульмом (Бавария) была разбита австрийская армия, а при Аустерлице (Моравия), где Александр I командовал объединенными русско-австрийскими войсками, союзные войска потеряли около 30 тыс. человек. Наполеон получил свободу действий в Италии и Германии, французы разбили прусскую армию под Йеной и вступили в Берлин. Однако после сражений 1807 г. при Прейсиш-Эйлау и Фридландом возникла необходимость в перемирии в связи большими потерями в армиях. 25 июня 1807 г. было подписано Тильзитское перемирие, по которому Россия признавала завоевания Франции в Европе и «континентальную блокаду» Англии, а взамен присоединяла часть Польши и Австрии, Финляндию в результате русско-шведской войны (1808-1809) и Бессарабию, входившую ранее в состав Османской империи.

А. Роэн "Встреча Наполеона и Александра I на Немане в Тильзите в 1807 г."

Русское общество считало этот мир унизительным для России, т.к. разрыв с Англией был невыгоден государству в плане торговли, после чего последовало падение ассигнаций. Александр пошел на этот мир от осознания бессилия перед Наполеоном, особенно после ряда поражений. В сентябре 1808 г. в Эрфурте произошла встреча Александра I и Наполеона, но она прошла в обстановке взаимных оскорблений и обид и повлекла за собой еще большее ухудшение отношений между двумя государствами. По мнению Наполеона, Александр I был «упрям, как мул, глух ко всему, чего он не хочет слышать». В дальнейшем Александр I выступил против «континентальной блокады» Англии, разрешив нейтральным судам торговать английскими товарами в России, ввел почти запретительные пошлины на ввозимые из Франции предметы роскоши, что подтолкнуло Наполеона к началу военных действий. С 1811 г. он начал стягивать свою огромную армию к границам России. Александр I говорил: «Я знаю, в какой мере император Наполеон обладает способностями великого полководца, но на моей стороне пространство и время… Я не начну войны, но и не положу оружия, пока хоть один неприятель будет оставаться в России».

Отечественная война 1812 года

Утром 12 июня 1812 г. 500-тысячная французская армия начала переправу через реку Неман в районе г. Ковно. После первых поражений Александр поручил командование русскими войсками Барклаю-де-Толли. Но под давлением общественности 8 августа, после сильных колебаний, он назначил главнокомандующим М.И. Кутузова. Последующие события: Бородинская битва (подробнее смотрите на нашем сайте: ), оставление Москвы с целью сохранения армии, сражение под Малоярославцем и разгром остатков наполеоновских войск в декабре при Березине – подтвердили правильность принятого решения.

25 декабря 1812 г. Александр I обнародовал высочайший манифест о полной победе русской армии в Отечественной войне и изгнании врага.

В 1813-1814 гг. император Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских государств. 31 марта 1814 г. он во главе союзных армий вступил в Париж. Он был одним из организаторов и руководителей Венского конгресса, закрепившего послевоенное устройство Европы и «Священного союза» монархов, созданного в 1815 г. для борьбы с революционными проявлениями.

После войны

После победы в войне с Наполеоном Александр I стал одним из самых популярных политиков в Европе. В 1815 г. он вернулся к внутренним преобразованиям, но теперь его политика была более осторожной и взвешенной, т.к. он понимал, что если гуманные идеи попадают на разрушительную идеологию, то они способны погубить общество. Его действия в деле преобразований и реформ становятся непоследовательными и половинчатыми. То в одной европейской стране, то в другой вспыхивают революции (Испания, Италия), затем бунт Семеновского полка в 1820 г. Александр I считал, что «конституционные учреждения получают характер охранительный, исходя от трона; исходя же из среды мятежа, они получают хаос». Он все более понимал, что не сможет провести реформы, о которых мечтал. И это отвращало его от власти. В последние годы жизни он препоручает все внутренние дела графу А. Аракчееву, известному реакционеру и создателю военных поселений. Наступило время повсеместных злоупотреблений, казнокрадства… Император знал об этом, но им полностью овладела апатия и равнодушие. Он начал как будто убегать от самого себя: ездил по стране, затем уединялся в Царском Селе, искал успокоения в религии… В ноябре 1825 г. он поехал в Таганрог сопроводить на лечение императрицу Елизавету Алексеевну и там умер 19 ноября.

Дж.Доу "Портрет Александра I"

У Александра I было две дочери от законного брака: Мария и Елизавета, умершие в детстве. Его семейную жизнь нельзя назвать удачной. После ряда многолетних связей с другими женщинами у него фактически появилась вторая семья с М.А. Нарышкиной, в которой родилось трое детей, умерших в раннем возрасте.

Отсутствие наследников и скрывавшийся от общественности отказ Константина от престола способствовали восстанию декабристов. Конечно, император знал о тайных кружках, образованных офицерами, но от решительных мер по отношению к ним отказался: «Не мне их карать», — сказал он генералу И. Васильчикову.

Историк В. Ключевский считает, что восстание декабристов было сродни преобразовательской деятельности Александра I, т.к. и те и другие «хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, то есть они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили».

Монограмма Александра I

В уроке 41 «Получение солей » из курса «Химия для чайников » узнаем, какими способами можно получить соли, как их добывают и какое экологические воздействие они оказывают на окружающею среду.

Получение солей

Для получения солей используют реакции, с которыми вы познакомились при изучении химических свойств оксидов, кислот, оснований и солей.

Схемы этих реакций и их примеры приведены в предыдущих уроках на нашем сайте. Номера схем и соответствующие им классы исходных веществ для получения солей указаны в таблице.

Очевидно, что одну и ту же соль можно получить несколькими способами, исходя из разных веществ. Покажем, как пользоваться этой таблицей, на примерах.

Пример 1. Из таблицы видно, что в строке «Основный оксид» находятся цифры 3, 6, 5, 8. Из них цифры 3 и 6 попадают в столбец «Кислотный оксид», а цифры 5 и 8 - в столбец «Кислота». Это значит, что соль можно получить по реакции основного оксида с кислотным оксидом (по схемам 3 или 6), а также с кислотой (по схемам 5 или 8).

Пример 2. Какие вещества реагируют с кислотами с образованием солей? Из таблицы видно, что в столбце «Кислота» находятся числа 7, 5, 8, 9, 11, 10 и 16. Из них число 7 попадает в строку «Металл»; числа 5 и 8 - в строку «Основный оксид»; числа 9 и 11 - в строку «Основание», а числа 10 и 16 - в строку «Соль». Это значит, что соли образуются в результате взаимодействия кислот с металлами (по схеме 7), с основными оксидами (по схемам 5 или 8), с основаниями (по схемам 9 или 11), а также с солями (по схемам 10 или 16).

Экологические проблемы добычи солей

Чаще всего в месторождениях соли находятся не в чистом виде, а в смеси с различными примесями. Эту смесь, которая называется «руда», из глубоких подземных шахт поднимают на поверхность земли и выделяют из нее полезные соли. Ненужные примеси, которые при этом остаются, собираются в больших количествах, образуя огромные соляные отвалы . Внешне они напоминают горы (рис. 125).

Эти отвалы представляют опасность для окружающей среды. Дело в том, что содержащиеся в отвалах вещества растворяются в дождевой воде и в таком виде проникают глубоко в почву, попадают в подземные воды. Почва от этого становится «мертвой», а вода - непригодной для питья и для использования в быту. Поэтому очень важно в настоящее время уменьшить вредное воздействие соляных отвалов на окружающую среду.

Для решения этой проблемы ученые предлагают разные способы. Один из них заключается в том, что руду перерабатывают под землей, оставляя ненужные отходы в подземных пустотах.

Краткие выводы урока:

  1. Соли получают, используя различные реакции с участием металлов, оксидов, кислот, оснований и солей.
  2. Одну и ту же соль можно получить несколькими способами.

Надеюсь урок 41 «Получение солей » был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

Основания могут взаимодействовать:

  • с неметаллами -

    6KOH + 3S → K2SO 3 + 2K 2 S + 3H 2 O;

  • с кислотными оксидами -

    2NaOH + CO 2 → Na 2 CO 3 + H 2 O;

  • с солями (выпадение осадка, высвобождение газа) -

    2KOH + FeCl 2 → Fe(OH) 2 + 2KCl.

Существую также другие способы получения:

  • взаимодействие двух солей -

    CuCl 2 + Na 2 S → 2NaCl + CuS↓;

  • реакция металлов и неметаллов -
  • соединение кислотных и основных оксидов -

    SO 3 + Na 2 O → Na 2 SO 4 ;

  • взаимодействие солей с металлами -

    Fe + CuSO 4 → FeSO 4 + Cu.

Химические свойства

Растворимые соли являются электролитами и подвержены реакции диссоциации. При взаимодействии с водой они распадаются, т.е. диссоциируют на положительно и отрицательно заряженные ионы - катионы и анионы соответственно. Катионами являются ионы металлов, анионами - кислотные остатки. Примеры ионных уравнений:

  • NaCl → Na + + Cl − ;
  • Al 2 (SO 4) 3 → 2Al 3 + + 3SO 4 2− ;
  • CaClBr → Ca2 + + Cl - + Br - .

Помимо катионов металлов в солях могут присутствовать катионы аммония (NH4 +) и фосфония (PH4 +).

Другие реакции описаны в таблице химических свойств солей.

Рис. 3. Выделение осадка при взаимодействии с основаниями.

Некоторые соли в зависимости от вида разлагаются при нагревании на оксид металла и кислотный остаток или на простые вещества. Например, СаСO 3 → СаO + СО 2 , 2AgCl → Ag + Cl 2 .

Что мы узнали?

Из урока 8 класса химии узнали об особенностях и видах солей. Сложные неорганические соединения состоят из металлов и кислотных остатков. Могут включать водород (кислые соли), два металла или два кислотных остатка. Это твёрдые кристаллические вещества, которые образуются в результате реакций кислот или щелочей с металлами. Реагируют с основаниями, кислотами, металлами, другими солями.

Существует 10 основных способов получения солей, * основанных на химических свойствах важнейших классов неорганических соединений.

В представленной ниже таблице сведены все эти способы получения солей.

1. Взаимодействие кислот и оснований (реакция нейтрализации), например:

Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 = CuSO 4 + 2Н 2 O

2. Взаимодействие основных или амфотерных оксидов с кислотными оксидами, например:

ВаО + СO 2 = ВаСО 3 Сr 2 O 3 + 3SO 3 = Cr 2 (SO 4) 3

3. Взаимодействие основных или амфотерных оксидов с кислотами, например:

К 2 O + 2НСl = 2КСl + Н 2 O

ZnO + 2HNO) = Zn(NO 3) 2 + Н 2 O

4. Взаимодействие оснований с кислотными оксидами, например:

Са(ОН) 2 + N 2 O 6 = Ca(NO 3) 2 + Н 2 O

5. Взаимодействие щелочей с солями, например:

2LiOH + SnCl 2 = 2LiCl + Sn(OH) 2

6. Взаимодействие солей с кислотами, например:

BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2НС1

К 2 СO 3 + 2НС1 = 2KCl + СO 2 + Н 2 O

7. Взаимодействие солей друг с другом, например:

Na 2 CO 3 + ВаС1 2 = ВаСO 3 ↓ + 2NaCI

8. Взаимодействие солей с металлами, например:

CuCl 2 + Ni = NiCl 2 + Сu

9. Взаимодействие металлов с кислотами.

При взаимодействии большинства кислот (кроме HNO 3 и конц. H 2 SO 4) с металлами, находящимися в ряду напряжений до водорода, наряду с солью образуется водород, например:

Аl + 6НС1 =2А1С1 3 + 3Н 2

Азотная кислота и конц. серная кислота при взаимодействии с металлами также образуют соли, но вместо водорода образуются другие продукты.

Взаимодействие металлов с неметаллами. Этим способом могут быть получены соли некоторых бескислородных кислот, например:

2Fe + 3С1 2 = 2FeCl 3

Специфические методы получения

1. Взаимодействие металлов, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, со щелочами. Например, при сплавлении цинка с гидроксидом калия образуется соль - цинкат калия:

Zn (тв.) + 2КОН (тв.) = K 2 ZnO 2 + Н 2



С водным раствором щелочи цинк образует комплексную соль - тетрагидроксоцинкат калия:

Zn + 2КОН + 2Н 2 O = K 2 + Н 2

2. Сплавление солей с некоторыми кислотными оксидами.

При этом нелетучий кислотный оксид вытесняет из соли летучий кислотный оксид. Например:

К 2 СO 3 + SiO 2 = K 2 SiO 3 + СO 2

3. Взаимодействие щелочей с галогенами, например:

С1 2 + 2КОН = КС1 + КСlO + Н 2 O

3С1 2 + 6КОН = 5КС1 + КСlO 3 + 3Н 2 O

4. Взаимодействие галогенидов металлов с галогенами. Более активный галоген вытесняет менее активный из раствора его соли, например:

2КВr + Сl 2 = 2КСl + Вr 2

Применение солей в медицине

Натрия хлорид: При дефиците натрия хлорида в организме он вводится внутривенно или подкожно в виде 0,9%-ного водного раствора, называемого изотоническим. Введение его выравнивает и нормализует осмотическое давление крови. Гипертонические растворы натрия хлорида (3%-нын, 5%-ный, 10%-ный) применяют наружно для компрессов и примочек при лечении гнойных ран. Благодаря осмотическому влиянию эти растворы способствуют отделению гноя из ран. Натрия хлорид используют также для ванн, обтираний, полосканий при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Калия хлорид: Основным показанием к применению калия хлорида является нарушение сердечного ритма, особенно в связи с интоксикацией сердечными гликозидами, что связано с обеднением клеток миокарда ионами калия.

Бромиды применяются в качестве успокаивающих средств. Успокаивающее действие препаратов брома основано на их способности усиливать процессы торможения в коре головного мозга. Поэтому бромиды находят применение при неврастении, повышенной раздражительности.

Йодиды применяются как носители йода при гипертиреозе, эндемическом зобе. Если пища или вода не содержат достаточного количества йода, как это бывает в некоторых горных местностях, у местного населения появляется заболевание - кретинизм или зоб.

Калия перманганат: вследствие сильных окислительных свойств применяется как хорошо дезинфицирующее вещество. Калия перманганат применяется как антисептическое средство наружно в водных растворах различной концентрации для промывания ран, полоскания горла, в гинекологической практике, при ожогах кожи.

Натрия тиосульфат: применение натрия тиосульфата основано на его свойстве выделять серу. Препарат используется в качестве противоядия при отравлениях галогенами, цианидами и синильной кислотой. Препарат может использоваться также при отравлении соединениями мышьяка, ртути, свинца. Натрия тиосульфат применяется также при аллергических заболеваниях, артритах, невралгии внутривенно в виде 30%-ного водного рствора.

Натрия сульфат: Глауберова соль применяется в медицине при запорах, как слабительное средство внутрь по 15-30 г на прием. Эта соль может назначаться также как противоядие при отравлениях солями свинца, с которыми дает нерастворимые осадки.

Магния сульфат: принимают внутрь при запорах, в качестве слабительного по 15-30 г на прием. Принимают как спазмолитическое средство при гипертонической болезни в виде 25%-ного раствора (подкожно); для обезболивания родов внутримышечно по 10-20 мл 25%-ного раствора; в качестве противосудорожного средства; как желчегонное средство внутрь в виде 25%-ного раствора.

Магния карбонат: применяется как вяжущее средство. Назначается внутрь по 1-3 г при повышенной кислотности желудочного сока и как легкое слабительное. Входит в состав зубных порошков.

Натрия нитрит : применяют как сосудорасширяющее средство при стенокардии, мигрени или подкожно. Для подкожных инъекций используется обычно в ампулах в виде 1%-ного раствора. Натрия нитрит также находит применение при отравлениях цианидами.

Натрия тетраборат: используется в виде 1-2%-ного раствора для полоскания горла, в мазях и присыпка.

Ионы кальция 6 усиливают жизнедеятельность клеток, способствуют сокращению скелетных мышц и мышцы сердца, они необходимы для формирования костной ткани, свертывание крови происходит только в присутствии ионов кальция. Из солей кальция в медицине применяются кальция сульфат жженый (в стоматологической практике). Растворы солей кальция снимают зуд, вызванный аллергическим состоянием, поэтому их относят к антиаллергическим веществам.

Бария сульфат : нерастворим ни в воде, ни в кислотах, ни в органических растворителях, а поэтому не ядовит. Применение ВаSО 4 в медицине основано на его непроницаемости для рентгеновских лучей, что используется в рентгенологии для получения контрастных рентгеновских снимков и при рентгеноскопическом исследовании пищеварительного тракта. Принимают в виде смешанного с водой - бариевой кашицы. Этой массой заполняют желудок для задержки рентгеновских лучей. Через определенное время она полностью выводится из организма.

Цинка сульфат : применяется в медицине издавна под названием белого купороса, которое объясняется тем, что эта соль бесцветна в отличие от медного и железного купороса. Применяется наружно как антисептическое и вяжущее средство в глазной практике.

Литература:

Основные источники:

1. Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е. «Неорганическая химия», Ростов-на-Дону. Феникс. 2005.

Дополнительные источники:

1. Ахметов Н.С. «Общая и неорганическая химия», М., Высшая школа, 2009.

2. Глинка Н.Л. «Общая химия», КноРус, 2009.

3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. «Начала химии». Современных курс для поступающих в вузы., М., Экзамен, 2002.

4. Хомченко Г.П. «Химия для поступающих в вуз». М., Новая Волна, 2007.

5. Чернобельская Г.М., Чертков И.Н. Химия: Учебное пособие для медицинских образовательных учреждений. – М.: Дрофа. 2005.

6. Оганесян Э.Г., Книжник А.З. «Неорганическая химия». М. Медицина. 1989.

Которые состоят из аниона (кислотного остатка) и катиона (атом металла). В большинстве случаев это кристаллические вещества различной окраски и с разной растворимостью в воде. Простейший представитель данного класса соединений - (NaCl).

Соли делятся на кислые, нормальные и основные.

Нормальные (средние) образуются в случаях, когда в кислоте все атомы водорода замещаются на атомы металла или когда все гидроксильные группы основы замещаются на кислотные остатки кислот (например, MgSO4, Mg (CH3COO) 2). При электролитической диссоциации они разлагаются на положительно заряженные анионы металлов и отрицательно заряженные кислотные остатки.

Химические свойства солей данной группы:

Разлагаются при воздействии высоких температур;

Подвергаются гидролизу (взаимодействие с водой);

Вступают в реакции обмена с кислотами, другими солями и основаниями. При этом следует помнить некоторые особенности данных реакций:

Реакция с кислотой проходит лишь тогда, когда эта чем та, от которой происходит соль;

Реакция с основанием проходит в случае, когда образуется нерастворимое вещество;

Солевой раствор реагирует с металлом, если он стоит в электрохимическом ряду напряжений левее металла, который входит в состав соли;

Солевые соединения в растворах взаимодействуют друг с другом, если при этом образуется нерастворимый продукт обмена;

Редокс, что можно связать со свойствами катиона или аниона.

Кислые соли получают в случаях, когда лишь часть атомов водорода в кислоте замещается на атомы металлов (например, NaHSO4, CaHPO4). При электролитической диссоциации они образуют катионы водорода и металла, анионы кислотного остатка, поэтому химические свойства солей данной группы включают следующие признаки как солевых, так и кислотных соединений:

Подвергаются термическому разложению с образованием средней соли;

Взаимодействуют со щелочью, образуя нормальную соль.

Основные соли получают в случаях, когда лишь часть гидроксильных групп основ замещается на кислотные остатки кислот (например, Cu (OH) или Cl, Fe (OH) CO3). Такие соединения диссоциируют на катионы металлов и анионы гидроксила и кислотного остатка. Химические свойства солей данной группы включают характерные химические признаки и солевых веществ, и основ одновременно:

Характерно термическое разложение;

Взаимодействуют с кислотой.

Существует еще понятие комплексных и

Комплексные содержат комплексный анион или катион. Химические свойства солей такого типа включают реакции разрушения комплексов, сопровождающиеся образованием малорастворимых соединений. Кроме этого, они способны обмениваться лигандами между внутренней и внешней сферой.

Двойные же имеют два различных катиона и могут реагировать с растворами щелочей (реакция восстановления).

Способы получения солей

Данные вещества можно получить следующими способами:

Взаимодействием кислот с металлами, которые способны вытеснять атомы водорода;

При реакции основ и кислот, когда гидроксильные группы основ обмениваются с кислотными остатками кислот;

Действием кислот на амфотерные и соли или металлы;

Действием оснований на кислотные оксиды;

Реакцией между кислотными и основными оксидами;

Взаимодействием солей между собой или с металлами ;

Получение солей при реакциях металлов с неметаллами;

Кислые солевые соединения получают при реакции средней соли с одноименной кислотой;

Основные солевые вещества получают путем взаимодействия соли с небольшим количеством щелочи.

Итак, соли можно получить многими способами, так как они образуются в результате многих химических реакций между различными неорганическими веществами и соединениями.